ОФОРМЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

На территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с работниками — иностранными гражданами, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или международным договором РФ (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Федеральным законом или международным договором РФ может быть установлено, что такие трудовые отношения регулируются иностранным правом (ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ).

 

Как принять на работу гражданина Украины, признанного беженцем или получившего временное убежище на территории РФ?

По общему правилу иностранный гражданин, в том числе гражданин Украины, может быть принят на работу по достижении возраста 18 лет при наличии разрешения на работу или патента (абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Если гражданин Украины признан беженцем (получил временное убежище), его можно принять на работу до достижения возраста 18 лет. Для того чтобы осуществлять трудовую деятельность в РФ, ему не нужно оформлять патент (разрешение на работу). Данная льгота предоставляется беженцу (лицу, получившему временное убежище) до момента утраты (лишения) соответствующего статуса (пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Работодатель может принять такое лицо на работу без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Беженцы осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено российским законодательством или международными договорами (пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1; далее — Закон N 4528-1). В связи с этим указанные лица принимаются на работу в общем порядке, предусмотренном для оформления трудовых отношений с гражданами РФ. Представляется, что трудоустройство на работу лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, осуществляется в аналогичном порядке, поскольку законодательством не установлено иное.

Чтобы принять на работу беженца (лицо, получившее временное убежище), работодателю необходимо выполнить следующие действия.

  1. Направить соискателя на предварительный медицинский осмотр, если это предусмотрено законодательством РФ.
  2. Запросить у соискателя документы, обязательные для приема на работу. Их перечень установлен ст. 65 ТК РФ.

В указанный перечень включен, в частности, документ, удостоверяющий личность.

Для беженца таковым является удостоверение беженца. Оно выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год) (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356). Действительно удостоверение на всей территории РФ. Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356. Приведенные выводы следуют из абз. 1, 2, 5, 7 п. 7 ст. 7 Закона N 4528-1.

Для иностранца, который получил временное убежище, документом, удостоверяющим его личность является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1, п. п. 8, 9 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274; далее — Порядок предоставления временного убежища). Такое свидетельство выдается на срок до одного года по форме, приведенной в Приложении N 3 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 N 81 (п. 8 Порядка предоставления временного убежища, п. 2 Порядка, утвержденного Приказом ФМС России от 25.03.2011 N 81).

Национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем (получившего временное убежище), не могут быть предъявлены работодателю, поскольку они остаются на хранении в ФМС России или ее территориальном органе. Такой вывод следует из анализа совокупности норм п. 8 ст. 7, абз. 5 п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1, п. 10 Порядка предоставления временного убежища, п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711, а также из разъяснений, приведенных в абз. 7 письма ФМС России от 20.05.2015 N КР-1/6-5932.

  1. Ознакомить соискателя с локальными нормативными актами.
  2. Заключить трудовой договор.
  3. Оформить приказ о приеме на работу.
  4. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку.
  5. Заполнить личную карточку принятого работника.
  6. Уведомить ФМС России о заключении трудового договора.

По общему правилу работодатели, привлекающие иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте, на территории которого такие иностранцы трудятся, о заключении с ними трудовых договоров. Соответствующую информацию необходимо представить не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора. Это следует из положений абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Данное правило распространяется в том числе на беженцев (лиц, получивших временное убежище), поскольку законодательством не предусмотрено исключений для указанной категории иностранцев.

 

  1. Документы, предъявляемые иностранным гражданином при приеме на работу

 

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ, должен предъявить работодателю следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (абз. 3 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

4) документы воинского учета — только в случаях, установленных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ);

5) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка представляется при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом запрещено допускать лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

7) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, — при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Предъявление данного документа не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ. Это следует из абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ;

8) разрешение на работу или патент (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) — при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Разрешение на работу может быть предъявлено после заключения трудового договора, если он входит в перечень документов, на основании которых оформляется данное разрешение (ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ). Такая ситуация имеет место, например, при оформлении разрешения на работу высококвалифицированному специалисту (пп. 2 п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). В этом случае трудовой договор вступает в силу не раньше дня получения разрешения на работу (ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ);

9) разрешение на временное проживание в РФ — при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);

10) вид на жительство — при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть установлены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

С учетом специфики работы в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может быть предусмотрено, что при заключении трудового договора необходимо представить дополнительные документы (ч. 2 ст. 65 ТК РФ), например справку о характере и условиях труда по основному месту работы при приеме на работу по совместительству, если она связана с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 283 ТК РФ).

Отметим, что работодатель не вправе требовать от лица, поступающего на работу, документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 2, 3 ст. 65 ТК РФ).

 

1.1. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

 

Документы, удостоверяющие в РФ личность иностранного гражданина, — это его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранца (п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ).

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются (п. 2 ст. 10 Закона N 115-ФЗ):

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Если в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, его имя, фамилия, отчество (при его наличии) приведены на иностранном языке, то для точного написания их в трудовом договоре целесообразно попросить работника представить построчный перевод этих данных.

Неверное указание фамилии, имени, отчества работника в трудовом договоре может быть расценено как его ненадлежащее оформление. За такое нарушение предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, в случае повторного совершения аналогичного нарушения — по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ.

 

1.2. Трудовая книжка, предъявляемая иностранным гражданином

 

Работодатель (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого проработавшего у него свыше пяти дней работника. Работа должна являться для работника основной (ч. 3 ст. 66 ТК РФ). Данное правило с учетом положений ч. 5 ст. 11 и ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ распространяется и в отношении работников-иностранцев.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка должна быть установленного образца (формы).

В настоящее время на территории РФ применяются трудовые книжки (и вкладыши в них) образца 2003 г. по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также трудовые книжки ранее установленных образцов (п. п. 1, 2 данного Постановления). Следовательно, если иностранный работник представит трудовую книжку образца 1938 г., 1973 г., работодатель обязан продолжать ее вести.

Вносить записи в иностранную трудовую книжку работодатель не вправе.

Если трудовой книжки у иностранца нет или она не соответствует упомянутым образцам, работодатель, согласно требованиям, предусмотренным законом, должен оформить ему новую трудовую книжку по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225. Данный вывод следует из анализа положений ч. 4, 5 ст. 65, ч. 2 ст. 66 ТК РФ.

 

1.3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, предъявляемое иностранным гражданином

 

Иностранец, являющийся застрахованным лицом согласно п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ, обязан предъявить при приеме на работу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Данный вывод следует из положений ч. 5 ст. 11, абз. 4 ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1, абз. 1 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ.

Исключением является ситуация, когда указанное лицо заключает трудовой договор впервые. В этом случае страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляется работодателем, что следует из анализа ч. 5 ст. 11, ч. 4 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ.

Обязательное пенсионное страхование распространяется, в частности, на лиц, работающих по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), авторским, лицензионным договорам (абз. 1, 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; далее — Закон N 167-ФЗ):

1) постоянно или временно проживающих на территории РФ иностранных граждан;

2) временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан (кроме высококвалифицированных специалистов (ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ)).

До 1 января 2015 г.

Временно пребывающие на территории РФ иностранцы, за исключением высококвалифицированных специалистов (ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ), относились к категории застрахованных лиц, если с ними был заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. Данное условие, предусмотренное абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ, исключено (пп. «а» п. 2 ст. 3, ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).

 

В отношении перечисленных иностранных граждан работодатель уплачивает страховые взносы в предусмотренном ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ порядке по тарифам, установленным данным Законом.

 

1.4. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний, предъявляемый иностранным гражданином

 

Если профессиональная деятельность, к которой привлекается иностранный гражданин, требует специальных знаний, специальной подготовки, иностранец должен предъявить документы об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний, что следует из положений абз. 6 ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1, абз. 1 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ.

В случае когда образование и (или) квалификация получены указанным гражданином в иностранном государстве, при приеме названных документов необходимо учитывать следующее.

  1. Иностранное образование и (или) иностранная квалификация должны быть официально признаны в РФ, что следует из ч. 2 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее — Закон N 273-ФЗ).
  2. Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ, должны быть в установленном законодательством РФ порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 13 ст. 107 Закона N 273-ФЗ).

 

Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Образование и (или) квалификация, полученные в иностранном государстве, признаются в РФ, если они (ч. 3 ст. 107 Закона N 273-ФЗ):

1) подпадают под действие международных договоров о взаимном признании.

Список международных договоров РФ о признании документов об образовании приведен в письме МИД России от 19.06.2012 N 9333/дп.

О международных актах, касающихся взаимного признания РФ и Украиной образования и (или) квалификации, которые получены в этих странах

В указанном списке, в частности, перечислены следующие международные акты:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21.06.2002 (вступило в силу 14 ноября 2007 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26.05.2000 (вступило в силу 26 мая 2000 г.);

— Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15.05.1992 (вступило в силу 15 мая 1992 г.);

— Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 года (был подписан и вступил в силу 28 января 2003 г.);

— Соглашение о принципах признания и нострификации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых степеней от 17.05.1993 (вступило в силу 17 мая 1993 г.).

В соответствии с названными международными актами образование и (или) квалификация, полученные на Украине, признаются в РФ без проведения дополнительных процедур признания. Аналогичный вывод содержится в письмах Рособрнадзора от 01.04.2014 N 01-52-574/06-1295, Минобрнауки России от 08.08.2014 N НТ-865/08.

 

2) получены в иностранных образовательных организациях, перечень которых устанавливается Правительством РФ. В таких перечнях указывается соответствие образования и (или) квалификации, полученных в данных образовательных организациях, образованию и (или) квалификации, которые получены в России.

В настоящее время утверждены:

— Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 19.09.2013 N 1694-р);

— Перечень иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 11.08.2014 N 1503-р).

 

Если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют указанным условиям, их признание, согласно ч. 4 ст. 107 Закона N 273-ФЗ, осуществляется Рособрнадзором в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 N 1391 (далее — Регламент по признанию иностранного образования).

Признание Рособрнадзором образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Процедура признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации, осуществляемая Рособрнадзором, включает следующие этапы.

Шаг 1. Подача заявления о признании иностранного образования и (или) квалификации на территории РФ.

По общему правилу заявление подает обладатель иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законный представитель. Работодатель (заказчик работ, услуг) вправе выступать в качестве заявителя, только если он на основании доверенности уполномочен на соответствующие действия обладателем указанного образования (квалификации) или его законным представителем. Данные выводы следуют из п. 2 Регламента по признанию иностранного образования.

Заявление подается по форме, приведенной в Приложении N 2 к Регламенту по признанию иностранного образования (п. 12 данного Регламента).

Если необходимо получить дубликат свидетельства о признании иностранного образования и (или) квалификации, применяется форма заявления, которая приведена в Приложении N 3 к Регламенту по признанию иностранного образования (п. 12 названного Регламента).

К заявлению прилагаются документы, перечень которых приведен в пп. «а» — «д» п. 13 Регламента по признанию иностранного образования.

Заявитель также может представить дополнительные доказательства получения иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в том числе документы, которые подтверждают (абз. 7 п. 13 Регламента по признанию иностранного образования):

— обучение и получение образования и (или) квалификации в иностранном государстве;

— наличие лицензии и (или) аккредитации (аттестации) образовательной программы и (или) организации, выдавшей документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, иных форм официального признания такой организации.

Указанные документы подаются вместе с их переводами на русский язык, заверенными надлежащим образом (абз. 7 п. 13 Регламента по признанию иностранного образования).

Заявление с прилагаемыми документами можно подать лично, направить по почте либо в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 39 Регламента по признанию иностранного образования).

При подаче заявления в электронной форме заявление и каждый прилагаемый к нему документ должны быть подписаны простой электронной подписью (п. 35 Регламента по признанию иностранного образования).

После приема заявления оригинал документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации возвращается заявителю (абз. 1 п. 15 Регламента по признанию иностранного образования).

Если заявление поступило в Рособрнадзор по почте, то оригинал документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации возвращается заявителю одним из указанных в заявлении способов: почтовым отправлением в пределах России с уведомлением о вручении (за счет Рособрнадзора), курьерской почтой (за счет заявителя), при личном обращении. Данный вывод следует из положений пп. «л» п. 12, п. 15 Регламента по признанию иностранного образования).

Шаг 2. Уплата государственной пошлины.

За предоставление государственной услуги по признанию иностранного образования и (или) квалификации на территории РФ заявитель должен уплатить госпошлину в порядке и размере, установленных законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 7 ст. 107 Закона N 273-ФЗ).

Размер госпошлины составляет:

— 6500 руб. за выдачу свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (пп. 49 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— 5500 руб. за выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об ученой степени или документа иностранного государства об ученом звании (пп. 49.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— 300 руб. за выдачу дубликатов названных свидетельств (пп. 50, 50.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Шаг 3. Получение документа (его дубликата), который содержит решение, принятое по итогам процедуры признания.

Таким документом может быть (п. 7, пп. «а», «б» п. 58, п. 59, пп. «а», «б», абз. 5 п. 60 Регламента по признанию иностранного образования):

а) свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации, предоставляющее его обладателю академические и (или) профессиональные права, аналогичные тем, которые имеют обладатели соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в России. Форма свидетельства приведена в Приложении N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.08.2013 N 975;

б) свидетельство о признании иностранного образования, в соответствии с которым период получения такого образования может быть учтен в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в России. Форма свидетельства приведена в Приложении N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.08.2013 N 975;

в) дубликат свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации;

г) уведомление об отказе в выдаче свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации либо его дубликата.

Заявитель получает документ тем способом, который он указал в заявлении. Это следует из пп. «л» п. 12 Регламента по признанию иностранного образования.

По общему правилу срок рассмотрения вопроса о признании в России иностранного образования и (или) иностранной квалификации не должен превышать 45 календарных дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов (п. 8 Регламента по признанию иностранного образования).

В отдельных случаях, например, если необходимо направить запрос в организацию, выдавшую документ об образовании, этот срок может быть продлен, но не более чем на 45 календарных дней. При первичном направлении запроса указанный срок исчисляется с момента его направления, а при повторном — с момента окончания 45 календарных дней, предусмотренных для ответа на первый запрос. Данные выводы следуют из п. п. 9, 51, абз. 1 п. 52 Регламента по признанию иностранного образования.

Срок, установленный для принятия Рособрнадзором решения о выдаче дубликата свидетельства, не должен превышать 10 календарных дней с даты приема соответствующего заявления (п. 10 Регламента по признанию иностранного образования).

Если в полученном свидетельстве (дубликате) обнаружены опечатки и (или) ошибки, заявителю следует направить в Рособрнадзор заявление об их исправлении (п. 65 Регламента по признанию иностранного образования). Документ должен быть заменен в течение 10 рабочих дней с момента поступления этого заявления (п. 67 Регламента по признанию иностранного образования).

 

В случае когда работодателями являются образовательные организации высшего образования, поименованные в ч. 10 ст. 11 Закона N 273-ФЗ, Указе Президента РФ от 09.09.2008 N 1332 (в частности, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана), в целях допуска иностранного гражданина, имеющего иностранное образование и (или) квалификацию, к осуществлению профессиональной деятельности в них данные организации вправе осуществлять признание этого иностранного образования и (или) квалификации в установленном ими порядке (ч. 11 ст. 107 Закона N 273-ФЗ).

Как следует из анализа положений ч. 3, 11 ст. 107 Закона N 273-ФЗ, это возможно, только если такое образование и (или) квалификация не подпадают под действие международных договоров о взаимном признании и они получены в иностранной образовательной организации, которая не включена в перечни, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 19.09.2013 N 1694-р или распоряжением Правительства РФ от 11.08.2014 N 1503-р.

Указанные образовательные организации обязаны представить информацию об установленном ими порядке признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации в ФГБНУ «Главный государственный экспертный центр оценки образования» (ч. 11, 14 ст. 107 Закона N 273-ФЗ, абз. 1 п. 1 распоряжения Правительства РФ от 27.02.2014 N 272-р).

Документы об образовании и (или) квалификации, которые выданы в установленном порядке уполномоченными органами и организациями иностранного государства — членами Организации экономического сотрудничества и развития иностранным специалистам, привлекаемым к трудовой деятельности в рамках проекта по достижению целей деятельности международного медицинского кластера, признаются действительными только на его территории (ч. 2 ст. 12 Закона N 160-ФЗ).

 

Легализация и перевод на русский язык документов об иностранном образовании и (или) квалификации, признаваемых в РФ

По общему правилу документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ, должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык (ч. 13 ст. 107 Закона N 273-ФЗ).

Порядок легализации иностранных документов, предназначенных для представления на территории РФ, регламентирован Федеральным законом от 05.07.2010 N 154-ФЗ (далее — Закон N 154-ФЗ), в частности п. 8 ч. 2 ст. 5, ст. 27, а также Административным регламентом МИД России по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов, утвержденным Приказом МИД России от 18.06.2012 N 9470 (далее — Регламент по легализации документов).

Процедура легализации предусматривает (ч. 1 ст. 27 Закона N 154-ФЗ, абз. 2 п. 1 Регламента по легализации документов):

— удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ;

— удостоверение подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ;

— подтверждение соответствия документа законодательству государства пребывания.

Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ, могут быть легализованы как в России, так и на территории иностранного государства. В первом случае необходимо обращаться в МИД России (консульский департамент МИД России), во втором — в консульское учреждение РФ или консульский отдел дипломатического представительства РФ в иностранном государстве. Такие выводы следуют из абз. 1 п. 1, абз. 11 п. 3, абз. 1 п. 10 Регламента по легализации документов.

Информация о месте нахождения, графике работы МИД России и консульского департамента МИД России содержится в п. 3 Регламента по легализации документов.

Адреса и телефоны консульских учреждений РФ и отделов дипломатических представительств РФ в зарубежных странах приведены в Приложении N 1 к Регламенту по легализации документов.

Международным договором РФ может предусматриваться иной способ удостоверения документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ. Это следует из ч. 13 ст. 107 Закона N 273-ФЗ.

В соответствии со ст. 2 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961 (далее — Конвенция), каждое из государств — ее участников освобождает от легализации представленные на его территории документы, на которые распространяется Конвенция. Как следует из анализа ст. 1 Конвенции, к таким документам относятся, в частности, документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в РФ. Подлинность подписи и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, скреплявших документ, а также то, в каком качестве выступало лицо, его подписавшее, удостоверяются апостилем (специальным штампом) по образцу, приведенному в Приложении (абз. 1 ст. 3, ст. 4 Конвенции).

Обратиться за апостилированием может лицо, подписавшее документ, или любой предъявитель документа при наличии соответствующего ходатайства (абз. 1 ст. 5 Конвенции).

Апостиль ставится компетентным органом государства, в котором документ был оформлен (абз. 1 ст. 3 Конвенции), с соблюдением требований, установленных, в частности, в ст. 4 Конвенции.

Апостилирование и легализация документа не требуются, если, например, между государствами есть договоренности, которые отменяют или упрощают данные требования (абз. 2 ст. 3 Конвенции). Так, иностранные граждане, являющиеся гражданами государств — членов Договора о ЕАЭС (в частности, Республик Армения, Казахстан), могут осуществлять трудовую деятельность в РФ, не обращаясь за признанием документов об образовании, которые выданы образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) указанных государств. Это следует из абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Исключение из данного правила предусмотрено в отношении документов об образовании, которые требуются для осуществления некоторых видов деятельности, перечисленных в абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также в отношении документов об ученых степенях и ученых званиях (абз. 3 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

После легализации или апостилирования, а также в случаях, когда они не требуются, производится перевод документов в установленном порядке. Это следует, в частности, из положений ч. 13 ст. 107 Закона N 273-ФЗ, абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

По общему правилу на территории РФ верность перевода документов с одного языка на другой свидетельствует нотариус в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее — Основы законодательства о нотариате).

Подтверждать верность перевода документов вправе также должностные лица консульских учреждений РФ за рубежом (п. 4 ч. 1, ч. 8 ст. 26 Закона N 154-ФЗ, ч. 1 ст. 5, п. 7 ч. 1 ст. 38 Основ законодательства о нотариате). О возможности обращения иностранных граждан в консульское учреждение РФ за переводом иностранных документов для их представления в России рекомендуем узнавать в соответствующем консульском учреждении.

Заключение трудового договора с иностранным гражданином

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code