Миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания

 Обязательный миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания

 

Иностранные граждане подлежат миграционному учету по месту пребывания (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; далее — Закон N 109-ФЗ).

Данное требование распространяется на иностранцев, временно пребывающих в РФ, а также на постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан, которые находятся в месте, не являющемся их местом жительства. Такой вывод следует из ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее — Правила), п. 2 Административного регламента предоставления ФМС России государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 29.08.2013 N 364 (далее — Регламент по миграционному учету).

Исключение предусмотрено, например, для лиц, перечисленных в ч. 6 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.

 

В каких случаях работодатель (заказчик работ, услуг) обязан уведомлять территориальный орган ФМС России о прибытии иностранца

Для постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания работодатель или заказчик работ, услуг (для юридического лица головная организация, филиал или представительство) должен уведомить территориальный орган ФМС России об их прибытии. Такая обязанность обусловлена тем, что работодатель (заказчик работ, услуг) выступает для этих граждан как принимающая сторона. Данные выводы следуют из совокупности положений п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Регламента по миграционному учету.

Отметим, что исполнить указанную обязанность необходимо также в том случае, если ранее иностранец был поставлен на учет по месту пребывания прежним работодателем (заказчиком работ, услуг). В пользу этого вывода свидетельствует, в частности, мнение суда, отраженное в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу N А56-29056/2012 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2012 по делу N А56-29056/2012).

В отдельных случаях иностранный гражданин представляет в территориальный орган ФМС России уведомление о прибытии самостоятельно (абз. 1 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ), например:

— принимающая сторона по уважительным причинам, подтвержденным документально, не может исполнить эту обязанность (ч. 3 ст. 22 Закона N 109-ФЗ);

— иностранный гражданин заявляет в качестве места своего пребывания находящееся в его собственности жилое помещение на территории РФ (ч. 3.1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ);

— иностранец постоянно проживает в РФ и имеет письменное согласие принимающей стороны на самостоятельное уведомление (п. 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Уведомление в рассмотренных случаях производится с учетом требований, установленных в том числе в п. п. 29, 29.1, 30 Правил.

Отметим, что постановка на учет по месту пребывания беженцев, лиц, получивших временное убежище в РФ, а также иных лиц, указанных в п. 101 Регламента по миграционному учету, осуществляется с учетом особенностей, которые перечислены, в частности, в п. п. 101.1 — 102 Регламента по миграционному учету.

 

Срок и порядок уведомления работодателем (заказчиком работ, услуг) территориального органа ФМС России о прибытии иностранца

По общему правилу уведомить территориальный орган ФМС России необходимо не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, абз. 2, 3 п. 20 Правил).

В отдельных случаях срок уведомления сокращается до одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в место пребывания. Например, такой срок предусмотрен в случае, когда постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин прибыл в место временного пребывания для работы вахтовым методом (п. 3 ч. 3, пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).

Если день прибытия такого иностранца в место пребывания совпал с нерабочим днем (в том числе в случае, когда это один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомить территориальный орган ФМС России следует в течение одних суток, которые начинаются в первый из последующих рабочих дней (ч. 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 46.1 Правил).

Особые сроки уведомления о прибытии по месту пребывания установлены, в частности, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов. Это следует из содержания ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20(1) Правил.

Миграционный учет высококвалифицированных иностранных специалистов

 

Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Порядок ее заполнения определен, в частности, в п. п. 23, 24, 25, а требования к оформлению — в п. 27 Правил.

Уведомление заполняется на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания (абз. 1 п. 27 Правил) на основании документов, указанных в пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 26 Правил.

Для заполнения сведений о прежнем месте пребывания иностранца в России у него необходимо запросить отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ. Этот вывод следует из совокупности положений абз. 14 пп. «а» п. 23, абз. 2 п. 26 Правил, абз. 2 п. 97 Регламента по миграционному учету. Отметим, что этот документ нужно передать в территориальный орган ФМС России по новому месту пребывания одновременно с уведомлением о прибытии иностранца (абз. 2 п. 97 Регламента по миграционному учету).

При заполнении сведений об адресе нового места пребывания следует учитывать, что под местом пребывания иностранца в РФ понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранец находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом N 109-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).

Вместе с тем законом не урегулировано, какой адрес должен быть указан, если в пределах одного субъекта РФ адрес государственной регистрации работодателя (заказчика работ, услуг) отличается, например, от адреса офиса, в котором иностранец непосредственно осуществляет трудовую деятельность.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 5417/11 по делу N А01-878/2010 отмечено, что в качестве адреса постановки на учет по месту пребывания юридическое лицо может указать, в частности, адрес своего офиса. При этом мнение ФМС России, согласно которому иностранца можно поставить на учет как по месту его фактического нахождения (адресу фактического проживания), так и по юридическому либо фактическому адресу организации, судом не оспаривалось.

Предлагаем работодателю (заказчику работ, услуг) в аналогичных спорных ситуациях дополнительно обращаться в ФМС России за разъяснениями.

К уведомлению о прибытии необходимо прилагать копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в РФ иностранца может быть также представлена копия миграционной карты (абз. 2, 3 п. 28 Правил, п. 31, абз. 1 п. 44 Регламента по миграционному учету).

В случае ее непредставления территориальный орган ФМС России самостоятельно проверит предусмотренные ею данные об иностранном гражданине в государственной информационной системе миграционного учета (абз. 3 п. 28 Правил, абз. 2 п. 44 Регламента по миграционному учету).

Заполненное уведомление с прилагаемыми к нему документами передается в территориальный орган ФМС России непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) или почтовым отправлением, кроме случаев, предусмотренных ч. 3, 3.1, 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 22 Правил, п. 92 Регламента по миграционному учету).

При направлении уведомления по почте либо через МФЦ бланк заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится в организации федеральной почтовой связи (в МФЦ) в течение одного года (абз. 3, 5 п. 27 Правил).

Отметим, что лицу, которое подает уведомление, необходимо представить удостоверяющий личность документ, признаваемый в РФ в этом качестве (ч. 6 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 28 Правил, п. 29 Регламента по миграционному учету).

Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Законом установлены требования к форме отметки территориального органа ФМС России и МФЦ. Так, форма отметки о приеме уведомления, проставляемой должностным лицом территориального органа ФМС России, приведена в Приложении N 3 к Регламенту по миграционному учету. Форма отметки, проставляемой МФЦ, содержится в Приложении к Приказу ФМС России от 17.06.2013 N 277.

Специальные требования к форме отметки, проставляемой в организации почтовой связи, отсутствуют, поэтому применяются общие правила, указанные в п. 94 Регламента по миграционному учету.

Если уведомление подается работодателем (заказчиком работ, услуг), ему возвращают отрывную часть бланка, которую он обязан передать иностранному гражданину, что следует из положений пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 96 Регламента по миграционному учету.

 

Административная ответственность работодателя (заказчика работ, услуг) как принимающей стороны за нарушения правил миграционного учета

За неисполнение обязанностей по миграционному учету, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, работодателя (заказчика работ, услуг) как принимающую сторону могут привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. За представление принимающей стороной при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине либо подложных документов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства

 

 Особенности миграционного учета граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана

 

Граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана подлежат миграционному учету по месту пребывания. Этот вывод сделан на основании ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ с учетом того, что указанным Законом и международными договорами не предусмотрено иное. Исключение составляют граждане названных государств, которые относятся к категориям иностранцев, не подлежащих постановке на миграционный учет в соответствии с законодательством РФ. Категории таких иностранцев перечислены, например, в ч. 6 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.

Обязательный миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания

 

Особенности миграционного учета граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана предусмотрены международными договорами.

 

Особенности миграционного учета граждан Беларуси, Казахстана, Армении

  1. Граждане Беларуси, Казахстана и Армении, прибывшие в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, в течение 30 суток с даты въезда освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета. Такой вывод следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.

Граждане перечисленных государств, которые пребывают в России свыше 30 суток с даты въезда, подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ. Данный вывод следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.

  1. Срок временного пребывания (проживания) на территории России граждан Беларуси, Казахстана и Армении, прибывших в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, определяется сроком действия их трудового (гражданско-правового) договора. Это следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.

Сроки пребывания должны быть указаны в числе прочих данных в уведомлении о прибытии (абз. 12 пп. «а» п. 23 Правил).

Трудовые договоры, в том числе с иностранными гражданами, могут быть срочными (при наличии обстоятельств, указанных в ст. 59 ТК РФ) либо заключенными на неопределенный срок (ч. 1, 2 ст. 58, ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ).

На практике возникает вопрос, как в уведомлении о прибытии указывать срок пребывания в России граждан упомянутых государств, если трудовой договор с ними заключен на неопределенный срок. Поскольку форма уведомления предусматривает поля для проставления конкретной даты окончания срока пребывания иностранца в РФ и нормативно не регламентировано, как поступать в данной ситуации, рекомендуем обращаться за соответствующими разъяснениями в ФМС России.

В случае досрочного расторжения трудового (гражданско-правового) договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ временно пребывающие в РФ граждане Беларуси, Казахстана, Армении имеют право, не выезжая с территории РФ, в течение 15 дней заключить новый трудовой (гражданско-правовой) договор. Это следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.

Если такой гражданин не воспользуется указанным правом, он лишится статуса трудящегося-мигранта, поскольку перестанет осуществлять трудовую деятельность. Соответственно, ему необходимо будет выехать из страны. Данные выводы позволяет сделать анализ совокупности норм абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ, абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 11 п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.

 

Особенности миграционного учета граждан Кыргызстана

Перечисленные выше особенности миграционного учета в полной мере распространяются и на граждан Кыргызстана, прибывших в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, поскольку в силу абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС в отношении них также действуют положения Договора о ЕАЭС.

Кроме того, отметим, что между Россией и Кыргызстаном 19.06.2015 в г. Санкт-Петербурге было заключено Соглашение о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации (далее — Соглашение о порядке пребывания граждан Кыргызстана). Оно временно применяется с 19.07.2015 (п. 1 ст. 4 Соглашения о порядке пребывания граждан Кыргызстана).

В силу п. п. 1, 2 ст. 1 указанного Соглашения временно пребывающие в РФ граждане Кыргызстана освобождаются от обязанности регистрироваться (вставать на учет по месту пребывания) в органах миграционного учета в течение 30 дней с даты въезда в Россию (дата въезда подтверждается миграционной картой с соответствующей отметкой органов пограничного контроля РФ).

По истечении указанного срока иностранец должен зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в органах миграционного учета в порядке, установленном законодательством РФ, что следует из п. 3 ст. 1 Соглашения о порядке пребывания граждан Кыргызстана.

В отличие от положений Договора о ЕАЭС в упомянутом Соглашении особенности миграционного учета не поставлены в зависимость от целей прибытия гражданина Кыргызстана в РФ. Таким образом, гражданам Кыргызстана не требуется регистрироваться (вставать на учет по месту пребывания) в органах миграционного учета в течение указанного срока, даже если они прибыли в РФ не в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, а и в иных целях.

Обращаем внимание, что Соглашение о порядке пребывания граждан Кыргызстана не было официально опубликовано. В связи с этим, учитывая положения п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ и Постановления Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 N 8-П, рекомендуем уточнять в ФМС России, можно ли в настоящее время руководствоваться указанным Соглашением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code