ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ

Основными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России, являются Трудовой кодекс РФ, в частности, гл. 50.1 ТК РФ, и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие «иностранный гражданин» в целях применения данного Закона включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан. В связи с этим далее под иностранными гражданами понимаются в том числе лица без гражданства.

Правовой статус иностранцев при осуществлении трудовой деятельности в значительной степени зависит от режима их пребывания (проживания) в РФ и порядка въезда на ее территорию.

В зависимости от режима пребывания (проживания) иностранцев можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории РФ и временно пребывающих на территории РФ, что следует из абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ. Иностранные граждане могут въезжать в РФ на основании визы или в безвизовом порядке. Это следует из положений ч. 2 ст. 6 и ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», абз. 19 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ.

 

  1. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации

 

Иностранный гражданин признается постоянно проживающим в РФ, если он имеет вид на жительство — документ, подтверждающий его право постоянно проживать на территории РФ, а также свободно выезжать из РФ и въезжать в РФ (абз. 8, абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

По общему правилу вид на жительство выдается сроком на пять лет и по окончании срока действия может быть продлен еще на пять лет. Количество таких продлений не ограничено. Это предусмотрено п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ. Вместе с тем до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Для отдельных категорий иностранных граждан установлены иные правила получения вида на жительство и сроки его действия. В частности, высококвалифицированному специалисту и членам его семьи вид на жительство оформляется на срок действия разрешения на работу, выданного данному иностранному специалисту (абз. 2 п. 27 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. 98 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215). При этом, чтобы получить вид на жительство, указанным лицам не нужно жить в РФ на основании разрешения на временное проживание не менее одного года. Такой вывод следует из положений п. п. 2, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ.

По общему правилу постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила сделано, в частности, в отношении высококвалифицированных специалистов. Для осуществления трудовой деятельности им необходимо разрешение на работу, даже если они оформили вид на жительство. Такой вывод следует из системного толкования положений п. п. 4, 4.1 ст. 13, п. п. 11, 12, абз. 2 п. 27 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Поскольку никаких ограничений законодательством не установлено, постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ. Ограничения при осуществлении трудовой деятельности на территории РФ установлены, в частности, для высококвалифицированных специалистов. Чтобы работать на территории двух и более субъектов, такой специалист должен иметь разрешение на работу, действующее на территории соответствующих субъектов РФ (п. 12 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

С 1 января 2015 г. работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с иностранцами, постоянно проживающими в РФ. Срок подачи уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Это следует из положений абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, пп. «з» п. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ.

 

  1. Граждане Республики Беларусь

 

В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Они имеют равные права с гражданами России в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Данный вывод следует из п. п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» и ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан».

Кроме указанных международных актов привилегии, касающиеся трудовой деятельности граждан Республики Беларусь, предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС), подписанным в г. Астане 29.05.2014. Договор ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ. Например, для осуществления трудовой деятельности гражданам Республики Беларусь не требуется получать разрешение на работу или патент. Данный вывод следует из анализа п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

 

Нужно ли уведомлять ФМС России о заключении или о расторжении (прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Республики Беларусь?

Ответ: Законодательство не содержит однозначного ответа на данный вопрос.

По общему правилу с 01.01.2015 работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России субъекта РФ, на территории которого такие граждане трудятся, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора. Данные выводы следуют из абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, абз. 2 пп. «з» п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ.

Вместе с тем предусмотренный законодательством РФ порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы не распространяется на граждан Республики Беларусь в силу абз. 1 п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4.

Поскольку официальные разъяснения ФМС России отсутствуют, нельзя достоверно установить, что понимается под порядком регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы и включается ли в этот порядок предусмотренное абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ положение о необходимости уведомить территориальный орган ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем.

Во избежание штрафных санкций рекомендуем уведомлять миграционную службу о заключении и прекращении (расторжении) указанных договоров с гражданами Республики Беларусь, а также обращаться за разъяснениями в ФМС России.

 

  1. Граждане Казахстана, Армении, Кыргызстана

 

Привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений Договора о ЕАЭС (в частности, ст. 97 названного Договора). К гражданам государств — членов ЕАЭС относятся в том числе граждане Казахстана, Армении и Кыргызстана. Это следует из преамбулы, п. 1 ст. 1 Договора о ЕАЭС, преамбулы, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Минске 10 октября 2014 г. и ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2014 N 420-ФЗ (далее — Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС), преамбулы, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Москве 23 декабря 2014 г. и ратифицированного Федеральным законом от 13.07.2015 N 219-ФЗ (далее — Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС).

Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС предполагает, в частности, следующее:

  1. Работодатели (заказчики работ, услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности в РФ таких иностранцев без учета ограничений по защите национального рынка труда (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Например, при приеме на работу указанных лиц работодателю не нужно учитывать ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ в соответствии с п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики.
  2. Данным гражданам для осуществления трудовой деятельности в России не требуется получать разрешение на работу или патент. Такой вывод следует из анализа п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 16, 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ.
  3. В целях осуществления гражданами иностранных государств — членов ЕАЭС трудовой деятельности в РФ признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) указанных государств, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании. Это следует из абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Исключение составляют случаи, когда названные граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ. Для занятия такими видами деятельности им необходимо пройти установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании, выданных в упомянутых государствах. Данный вывод следует из абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами иностранных государств — членов ЕАЭС, признаются в соответствии с законодательством РФ (абз. 3 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Признание на территории РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

 

Работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), которые выдали документы, и получать соответствующие ответы. Это следует из абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Отметим, что несмотря на упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в России граждан иностранных государств — членов ЕАЭС работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с такими иностранцами территориальный орган ФМС России в субъекте РФ, на территории которого данные иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность. Срок подачи уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Данный вывод сделан на основании абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ с учетом того, что Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключение из требований, установленных данной нормой, в случае привлечения к трудовой деятельности в РФ таких иностранцев.

Формы и порядок уведомления территориальных органов ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) договора с иностранным работником

 

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ, иностранные граждане подлежат миграционному учету по месту пребывания.

Исключений из приведенного правила в отношении граждан иностранных государств — членов ЕАЭС названным Законом и Договором о ЕАЭС не предусмотрено. Однако имеются некоторые особенности постановки указанных граждан на миграционный учет. Подробнее об этом см. Особенности миграционного учета граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code