УСЛУГИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА, КИНО. НДС

Какие именно налогоплательщики вправе применять льготу (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.10.2011.

Подпункт 20 п. 2 ст. 149 НК РФ приводит перечень организаций, относящихся к учреждениям культуры и искусства в целях применения рассматриваемой льготы. К таковым отнесены театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литературы, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные и ландшафтные парки.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция состоит в том, что применить льготу могут только те организации, которые прямо названы в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Есть судебные решения и работы авторов, которые подтверждают данную точку зрения.

Иной точки зрения придерживается УФНС России по г. Москве: учреждение освобождается от НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности. Есть примеры судебных решений, в которых судьи говорили о возможности применения льготы организацией, не названной в списке, если она ведет деятельность в сфере культуры и искусства через подразделение, которое в списке поименовано.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Применить льготу могут только организации, прямо названные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ

 

Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-07/72

Финансовое ведомство разъясняет, что от НДС освобождается реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, перечень которых определен в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

 

Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ «Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года — I квартал 2004 года»

Разъяснено, что применить льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, могут только те организации, которые прямо названы в перечне, приведенном в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры или искусства, права на льготу не имеют.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2011 по делу N А52-4749/2010

Суд указал, что из нормы пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что освобождением от обложения НДС вправе воспользоваться налогоплательщики, имеющие статус учреждений культуры.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2008 по делу N А82-146/2008-20

Суд пришел к выводу, что применять льготу могут только те организации, которые прямо перечислены в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2008 по делу N А82-147/2008-20

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2008 по делу N А82-145/2008-20

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2008 по делу N А82-13596/2007-20

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2008 N А19-689/08-30-Ф02-2624/08 по делу N А19-689/08-30 (Определением ВАС РФ от 21.08.2008 N 10741/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что налогоплательщик осуществляет свою деятельность через ООО, поэтому его нельзя признать учреждением культуры. Применение льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ в данном случае неправомерно.

 

Консультация эксперта, 2011

Автор отметил, что применить льготу могут только организации, которые поименованы в перечне учреждений культуры и искусства, приведенном в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2007

 

Консультация эксперта, 2008

По мнению автора, в случае когда российская организация арендует у иностранной компании звукотехническое оборудование, музыкальные инструменты, театральные реквизиты и иной культинвентарь, данные операции не облагаются НДС, если иностранная организация относится к учреждениям культуры, поименованным в перечне, который установлен пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

 

Позиция 2. Применить льготу могут любые организации, ведущие деятельность в сфере культуры и искусства

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505

Разъяснено, что учреждение освобождается от НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности. Подтверждением принадлежности организации к учреждениям культуры и искусства является присвоение ей соответствующего кода ОКВЭД.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013714

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.07.2012 по делу N А32-37251/2011

Суд пришел к выводу, что возможность применения льготы, установленной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, связана не с организационно-правовой формой компании (ООО), а с видом деятельности, т.е. со сферой применения и характером оказываемых услуг.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А19-18332/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А19-18331/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А19-18327/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2009 по делу N А19-12397/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12401/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12398/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12402/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-11465/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-11481/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2009 по делу N А19-12400/08

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2010 по делу N А38-6687/2009

Суд отклонил довод инспекции о том, что сельская администрация не является учреждением культуры и искусства и не вправе применять льготу на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. По смыслу этой нормы возможность применения льготы связана не с организационно-правовой формой налогоплательщика, а со сферой применения и характером оказываемых им услуг, т.е. с видом деятельности. Таким образом, любой налогоплательщик, самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляющий операции, которые освобождены от налогообложения, имеет право на льготу.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2010 по делу N А38-6688/2009

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.2009 N А19-12401/08-45-Ф02-2550/09 по делу N А19-12401/08-45

Суд указал, что право на применение налогоплательщиком льготы, указанной в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, не связано с наличием у лица организационно-правовой формы в виде учреждения.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2007 N Ф09-879/07-С2 по делу N А76-14077/06 (Определением ВАС РФ от 21.06.2007 N 7046/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд признал основанием для применения льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ сферу применения и характер оказываемых услуг. Он указал, что возможность применения названной льготы налогоплательщиком, который оказывает услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий и организации аттракционов, не зависит от его организационно-правовой формы и территории деятельности.

 

Могут ли применять льготу при реализации и распространении входных билетов организации, не являющиеся учреждениями культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.10.2011.

 

В пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ говорится о том, что освобождаются от налогообложения услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в сфере культуры и искусства, к которым относится в том числе и реализация входных билетов.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

В Письме Минкультуры России разъясняется, что право на льготу возникает в том случае, если входные билеты реализуются и (или) распространяются учреждениями культуры и искусства. Данный подход подтверждается судебным решением.

Противоположная позиция, выраженная в судебных решениях, заключается в том, что право на льготу зависит от сферы применения и характера оказываемых услуг, а не от наличия статуса учреждения культуры.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Право на применение льготы при реализации билетов зависит от статуса организации

 

Письмо Минкультуры России от 17.03.2005 N 7-01-16/08 «Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации»

Разъясняется, что право на льготу возникает, если реализует и (или) распространяет входные билеты учреждение культуры и искусства.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2007 N Ф04-7139/2006(35626-А67-6) по делу N А67-1937/06

Суд отказал налогоплательщику в применении льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку для применения льготы необходимо не только распространение билетов и фактическое оказание услуг по показу кинофильмов, но и наличие статуса «учреждение культуры и искусства».

 

Позиция 2. Право на применение льготы при реализации билетов не зависит от статуса организации

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2010 по делу N А32-48228/2009-25/2009-25/437

Суд указал, что возможность применения льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ при реализации билетов зависит не от организационно-правовой формы налогоплательщика, а от сферы применения и характера оказываемых им услуг, т.е. от вида деятельности.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2009 по делу N А19-12397/08 (Определением ВАС РФ от 15.03.2010 N ВАС-2738/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-11465/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12401/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12398/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-11481/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2009 по делу N А19-12400/08

 

Постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2008 N Ф09-7741/08-С2 по делу N А50-7756/08

Суд отклонил довод налогового органа о том, что общество при реализации билетов на зрелищно-развлекательные мероприятия не имеет права на льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку не является учреждением культуры. Суд разъяснил, что в соответствии с данной нормой право на льготу зависит от сферы применения и характера оказываемых услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code