БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И СОДЕЙСТВИЕ. НДС

Имеет ли значение статус получателя благотворительной помощи для применения освобождения от НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) в соответствии с соответствующим федеральным законом (пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается реализация товаров (работ, услуг). Исключение составляют подакцизные товары, реализуемые (выполненные, оказанные) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) России в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Согласно позиции ФНС России освобождение от НДС не применяется, если договор заключен с неуполномоченными организациями.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо ФНС России от 04.04.2007 N ММ-20-03/271@

Налоговые органы разъясняют, что заключение контракта с донором (уполномоченной донором организацией) или с получателем безвозмездной помощи (уполномоченной получателем — федеральным органом исполнительной власти РФ организацией) является обязательным условием, при выполнении которого работа (услуга) может быть освобождена от обложения НДС.

В случае заключения контракта с лицом, не поименованным в пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС не применяется.

 

Имеет ли значение для применения освобождения от НДС статус получателя средств в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ)?

 

В соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (за исключением подакцизных товаров).

Согласно позиции МНС России и УФНС России по г. Москве получателями благотворительной помощи не могут выступать коммерческие организации, политические партии, движения и т.п.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ «Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года — I квартал 2004 года»

Разъяснено, что получателями благотворительной помощи не могут выступать коммерческие организации, а также политические партии, движения, группы и кампании (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126825

Письмо УФНС России по г. Москве от 02.08.2005 N 19-11/55153

 

Может ли применить освобождение от НДС по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ организация, не имеющая статуса благотворительной?

 

Согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) безвозмездная передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг), а с 01.10.2011 и передача имущественных прав, осуществленная в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, может ли применять данную льготу организация, не имеющая статуса благотворительной.

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что лицом, оказывающим благотворительную помощь, может быть организация, в том числе и не обладающая статусом благотворительной. Есть работа автора, в которой высказана аналогичная точка зрения. Также имеются судебные акты, в которых применение организацией, не имеющей статуса благотворительной, освобождения от НДС признается правомерным.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-04-11/72

Министерство финансов рассмотрело вопрос о применении НДС при безвозмездной передаче членам профсоюза, а также гражданам в рамках благотворительной деятельности призов, подарков, билетов в театры и музеи, экскурсионных и туристических путевок, оплаченных за счет целевых поступлений.

Минфин России указал, что согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ передача товаров (работ, услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности освобождается от НДС (за исключением подакцизных товаров). Об этом говорится в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В связи с этим при безвозмездной передаче призов, подарков и другого имущества, а также билетов в театры, музеи, экскурсионных и туристических путевок социально незащищенным категориям граждан в рамках благотворительной деятельности НДС не уплачивается.

 

Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2011 по делу N А40-138318/10-35-778

Суд установил, что между обществом и администрацией муниципального района было заключено соглашение о совместном участии в строительстве спортивно-оздоровительного комплекса, согласно которому построенный объект станет собственностью муниципального района. Общество обязалось выполнить СМР в пределах собственной доли инвестирования. Во исполнение обязательств общество заключило договор инвестирования с иной организацией. Согласно договору инвестиционная доля направляется на строительство в качестве благотворительности и не влечет за собой права собственности на долю в объекте. Суд, ссылаясь на ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», указал, что благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта. На этом основании суд в данном случае признал правомерным применение льготы по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2011 N КА-А40/9598-11 по делу N А40-138341/10-114-824

 

Консультация эксперта, 2010

Автор считает, что для применения льготы по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ организация не обязана иметь статус благотворительной.

 

Можно ли применить освобождение от НДС по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении спонсорской помощи?

 

Согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) безвозмездная передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг), а с 01.10.2011 и передача имущественных прав, осуществленная в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт, согласно которому значение имеет не наименование помощи, а ее характер. Под пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ подпадают средства, переданные бескорыстно в рамках благотворительной деятельности.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2005 N А55-2057/2005-29

Суд разъяснил, что ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Поэтому, до тех пор пока не доказан возмездный характер помощи, организация вправе пользоваться льготой, даже несмотря на то что в документах помощь названа спонсорской.

 

Какими документами подтверждается применение освобождения от НДС по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ?

 

В соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождаются от НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (за исключением подакцизных товаров).

В данной норме не указано, какими документами подтверждается применение освобождения от НДС.

Официальная позиция, выраженная Минфином России и УФНС России по г. Москве, заключается в том, что для получения освобождения по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ в налоговые органы нужно представить пакет документов, состоящий:

— из договора с получателем помощи;

— копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем переданных товаров (работ, услуг);

— документов, которые свидетельствуют о целевом использовании полученных средств.

Есть судебный акт, в котором суд признал достаточным для подтверждения освобождения от НДС наличие письма от получателя помощи с просьбой перечислить деньги на благотворительные цели и платежного поручения, подтверждающего перечисление средств благотворителем.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-07-07/66

Разъяснено, что льгота по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ применяется при условии представления в налоговые органы следующих документов:

1) договора (контракта) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;

2) копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

3) актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126825

Письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2009 N 16-15/019593.1

Письмо УФНС России по г. Москве от 02.08.2005 N 19-11/55153

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2005 по делу N А56-11300/2005

Суд сделал следующий вывод: получение средств в рамках благотворительной помощи подтверждают письмо от получателя помощи с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежное поручение о перечислении благотворителем средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code