УСЛУГИ ДЕТЯМ. НДС

Какими документами подтверждается законность применения освобождения от НДС при оказании услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ в том числе услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт, в котором указано, что обосновать законность применения освобождения могут документы, подтверждающие, что занятия проводились именно с несовершеннолетними. В частности, к таким документам относятся копии свидетельств о рождении обучаемых либо указание на их возраст в документах, оформляемых при приеме детей на обучение. В другом постановлении суд пришел к выводу о том, что законность применения льготы подтверждена списками детей, занимающихся в кружках.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Московского округа от 01.06.2005 N КА-А40/4585-05

Суд указал, что возраст занимающихся подтверждается копиями свидетельств о рождении детей, которые принимались для обучения, а также приказами о зачислении детей на определенный курс обучения. Помимо этого, суд постановил, что отсутствие у налогоплательщика документов, подтверждающих возраст обучающихся, не является основанием для отказа в праве на льготу. Доказать незаконность применения льготы должны налоговые органы.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.10.2006 по делу N А57-6976/06-7

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит требования о представлении налогоплательщиком свидетельств о рождении несовершеннолетних детей. Суд пришел к следующему выводу: льготу налогоплательщик применил правомерно, так как он представил списки лиц, из которых видно, что в кружках занимаются дети.

 

Можно ли получить освобождение от НДС, если конкретный вид деятельности по проведению занятий с несовершеннолетними не лицензируется (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, в которых говорится о том, что лицензия для получения освобождения необходима только в тех случаях, когда законодательство предусматривает лицензирование данного вида деятельности. Если же в соответствии с законодательством деятельность не лицензируется, то освобождение по НДС предоставляется без лицензии. Есть работа автора, в которой высказана аналогичная точка зрения.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2008 N КА-А40/4386-08 по делу N А40-30926/07-116-109

Суд пришел к следующему выводу: действующее законодательство не предусматривает лицензирования деятельности по проведению с несовершеннолетними детьми занятий в кружках и секциях. Поэтому организация, проводящая такие занятия без лицензии, вправе не облагать их стоимость НДС.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2007 N Ф04-2376/2007(33537-А75-25) по делу N А75-5795/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2008 по делу N А05-12331/2007 (Определением ВАС РФ от 17.09.2008 N 11524/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2007 по делу N А05-5742/2006-20

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2005 N А56-4137/2005

 

Постановление ФАС Уральского округа от 17.01.2007 N Ф09-11847/06-С2 по делу N А76-31319/05 (Определением ВАС РФ от 12.04.2007 N 3562/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что деятельность по оказанию услуг по проведению с несовершеннолетними детьми спортивно-оздоровительных занятий в кружках и секциях не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию. Поэтому налогоплательщик правомерно не облагал НДС услуги по проведению с несовершеннолетними детьми спортивных занятий в кружках и секциях.

 

Консультация эксперта, 2012

По мнению автора, предприниматель вправе применить льготу по НДС при отсутствии лицензии, если он проводит индивидуальные занятия по обучению английскому языку несовершеннолетних детей. Это объясняется тем, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется (п. 2 ст. 48 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1).

 

Нужна ли лицензия для применения льготы организацией, ведущей деятельность по содержанию детей в детском саду и при этом не являющейся образовательным учреждением (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 17 Закона «Об образовании»)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.10.2011.

 

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ содержание детей в дошкольных учреждениях освобождается от НДС. В соответствии с п. 6 той же статьи данное освобождение применяется только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий.

В соответствии с пп. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии (п. 1 ст. 17 Закона «Об образовании»). К образовательным учреждениям относятся в том числе и дошкольные учреждения (пп. 1 п. 4 ст. 12 Закона «Об образовании»).

Возникает вопрос: может ли детский сад, не подпадающий под понятие «образовательное учреждение», установленное в Законе «Об образовании», применять льготу по пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, если у него нет лицензии на образовательную деятельность?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, в том числе Постановление Президиума ВАС РФ, согласно которым содержание детей в дошкольных учреждениях не лицензируется, а сами детские сады не входят в систему образовательных учреждений. Поэтому для применения льготы лицензия не нужна. Эта позиция подтверждается работами авторов.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 N 7334/10 по делу N А51-9669/2009

Суд указал, что деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, не являющихся образовательными, не отнесена Законом о лицензировании к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Поэтому отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не влияет на применение льготы, установленной пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2011 по делу N А55-7152/2010

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.12.2010 по делу N А55-4943/2010

Суд указал, что услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не являются образовательными, поэтому лицензированию не подлежат. Следовательно, в данном случае освобождение от НДС не зависит от наличия лицензии.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2008 N А33-13621/06-Ф02-1625/08 по делу N А33-13621/06 (Определением ВАС РФ от 25.08.2008 N 10675/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2008 N А33-7388/07-Ф02-1225/08 по делу N А33-7388/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2007 N А33-12133/06-Ф02-9174/07 по делу N А33-12133/06 (Определением ВАС РФ от 24.04.2008 N 4851/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, А33-18221/06-Ф02-5891/07 по делу N А33-18221/06

Постановление ФАС Московского округа от 22.02.2008 N КА-А40/605-08 по делу N А40-27173/07-111-107

Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2006, 31.10.2006 N КА-А40/10437-06 по делу N А40-35393/06-35-249

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2010 по делу N А55-40227/2009 (Определением ВАС РФ от 15.12.2010 N ВАС-17263/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2007 по делу N А72-4815/2006

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.12.2006 по делу N А55-36486/05

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.10.2006 по делу N А55-269/06 (Определением ВАС РФ от 06.03.2007 N 16153/06 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Уральского округа от 22.10.2007 N Ф09-8560/07-С2 по делу N А76-2669/07

Постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2007 N Ф09-7458/07-С2 по делу N А50-1313/07

Постановление ФАС Уральского округа от 18.10.2006 N Ф09-9297/06-С2 по делу N А60-9327/06

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2008 по делу N А55-16294/2007 (Определением ВАС РФ от 20.02.2009 N ВАС-15303/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что в силу положений Закона «Об образовании» деятельность образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, имеющее статус самостоятельного юридического лица, подлежит лицензированию (п. 2 ст. 12). Поскольку детский сад является структурным подразделением общества и не обладает правами юридического лица, требование о лицензировании образовательной деятельности на него не распространяется. Отсутствие лицензии не лишает детский сад права на применение льготы.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2009

 

Консультация эксперта, 2011

По мнению автора, детский сад вправе применить льготу по НДС, предусмотренную пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, при отсутствии соответствующей лицензии только в том случае, если он не является образовательным учреждением, т.е. не применяет утвержденные программы дошкольного образования.

Соответственно, в случае если детский сад применяет утвержденные программы дошкольного образования, не имея лицензии на осуществление образовательной деятельности, детский сад не вправе применить льготу по НДС, предусмотренную пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ.

 

Статья: Разберемся с лицензиями (Кипарисов Э.А.) («Бюджетный учет», 2006, N 11)

Налоговые органы, по мнению автора, часто путают лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности, что порождает споры по применению льготы детскими садами. Также автор указывает, что содержание детей в детских садах не относится к образовательной деятельности, а потому не лицензируется.

 

Могут ли применять освобождение от НДС по пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ предприниматели, занимающиеся организацией общественного питания?

 

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях. Это относится и к продуктам питания, непосредственно произведенным организациями общественного питания и реализуемым ими указанным столовым или организациям.

Согласно п. 2 Правил оказания услуг общественного питания (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036) под исполнителем в сфере оказания услуг общественного питания понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.

По рассматриваемому вопросу существует две точки зрения.

Официальная позиция, выраженная Минфином России, заключается в том, что индивидуальные предприниматели не вправе применять указанное освобождение от обложения НДС. Данная позиция основана на редакции пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, действовавшей до 01.10.2011.

В то же время есть судебные акты и работа автора, в которых указано, что предприниматели также могут пользоваться освобождением. В данном случае суды и автор ссылаются на редакцию пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, действовавшую до 01.10.2011.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию общественного питания, не имеют права на льготу

 

Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-07-14/95

Разъяснено, что от уплаты НДС не освобождается реализация индивидуальным предпринимателем продуктов питания школе, финансируемой из бюджета (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). В то же время ведомство отмечает, что в соответствии с Определением ВАС РФ от 07.02.2007 N 649/07 индивидуальный предприниматель вправе применять вышеуказанное освобождение.

 

Позиция 2. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию общественного питания, имеют право на льготу

 

Постановление ФАС Центрального округа от 20.05.2008 по делу N А68-668/07-22/14

Суд пришел к выводу о том, что пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающий освобождение от уплаты НДС, не содержит ограничений для различных субъектов предпринимательской деятельности (при наличии оснований для освобождения от уплаты НДС). При этом суд учел п. 3 ст. 23 ГК РФ и п. 2 ст. 3 НК РФ.

На этом основании суд признал правомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.10.2006 по делу N А17-1417/5-2006 (Определением ВАС РФ от 07.02.2007 N 649/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.08.2006 N А19-10052/06-9-Ф02-4229/06-С1 по делу N А19-10052/06-9

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.08.2006 N А19-4301/06-10-Ф02-4028/06-С1 по делу N А19-4301/06-10

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.09.2005 N А19-4653/05-44-Ф02-4355/05-С1

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2005 N А19-31946/04-52-Ф02-2993/05-С1

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2005 N А19-245/05-17-Ф02-2994/05-С1

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.06.2005 N А19-29073/04-52-Ф02-2454/05-С1

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2005 N А19-21112/04-45-Ф02-762/05-С1

Консультация эксперта, 2011

 

Могут ли применять освобождение от НДС по пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ подразделения организаций, занимающиеся организацией питания?

 

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях. Также это относится к продуктам питания, непосредственно произведенным организациями общественного питания и реализуемым ими указанным столовым или организациям.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт, в котором суд признал законным применение освобождения в отношении услуг питания, оказываемых подразделением организации. При этом суд сослался на редакцию пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, действовавшую до 01.10.2011.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2004 N Ф04-6620/2004(А27-4717-33)

Суд указал, что норма пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ такого ограничения не содержит и не указывает, что данная льгота не может применяться к организациям-налогоплательщикам, оказывающим услуги по общественному питанию учебным заведениям обособленными структурными подразделениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code