Вправе ли медицинская организация (индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность) применять освобождение от уплаты НДС, если для оказания медицинских услуг привлекается другая медицинская организация (индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность) (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ)

Медицинская организация — это юридическое лицо (независимо от его организационно-правовой формы), осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Положения данного Закона распространяются на иные юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы), которые осуществляют медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. При этом к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие указанный вид деятельности.

С 01.01.2014 согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, которые предоставляются медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (до 01.01.2014 — медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой).

В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции освобождаются от НДС, если у налогоплательщиков имеются соответствующие лицензии.

Медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию (за исключением медицинской деятельности, которая осуществляется медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Возникает вопрос: вправе ли медицинская организация (индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность) применять освобождение от уплаты НДС, если для оказания медицинских услуг привлекается другая медицинская организация (индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность)?

Официальная позиция, выраженная ФНС России, заключается в следующем. Предусмотренные пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ медицинские услуги, оказанные медицинской организацией физическим лицам, в том числе на основании договоров с заказчиками — юридическими лицами, освобождаются от НДС при наличии у исполнителя соответствующей лицензии. Также в более ранних разъяснениях налоговая служба указывала, что если услуга подпадает под действие пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, то факт ее оказания при помощи другой организации не лишает плательщика права на освобождение от уплаты НДС. Есть судебный акт и работа автора, подтверждающие данный подход.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@

ФНС рассмотрела следующую ситуацию. Общество имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности и оказывает населению медицинские услуги по клинической лабораторной диагностике, в том числе услуги по проведению иммунологических анализов крови. При этом в отдельных случаях налогоплательщик на основании соответствующих договоров привлекает для проведения анализов другие медицинские организации.

Разъяснено, что предусмотренные пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ медицинские услуги, оказанные медицинской организацией физическим лицам, в том числе на основании договоров с заказчиками — юридическими лицами, освобождаются от НДС, если у исполнителя имеется соответствующая лицензия.

 

Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ «О применении законодательства по косвенным налогам за II и III кварталы 2005 года» (вместе с Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость)

Разъяснено, что привлечение для оказания медицинских услуг других медучреждений не является основанием для неприменения освобождения по пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

 

Постановление ФАС Московского округа от 10.03.2005, 02.03.2005 N КА-А40/1214-05

Суд, изучив характер отношений между двумя лечебными учреждениями, пришел к выводу, что они не были посредническими. Часть услуг оказывало одно медучреждение, а часть по его направлению и на договорной основе — другое. Это дало суду основания разрешить медучреждениям применить освобождение по пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

 

Консультация эксперта, 2013

По мнению автора, если медицинская услуга подпадает под действие пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, то факт ее оказания при помощи другого медицинского учреждения не лишает налогоплательщика права на освобождение от обложения НДС. При этом право на льготу подтверждается наличием у обоих хозяйствующих субъектов лицензий на осуществление той или иной медицинской деятельности. Кроме того, наименование услуги в договоре (или ином документе, в том числе расчетном) должно соответствовать наименованию, указанному в лицензии.

 

Может ли применять освобождение от НДС любая организация, оказывающая медицинские услуги и имеющая лицензию (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 31.12.2011 включительно. С 01.01.2012 вступила в силу ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 11 которой введено понятие медицинской организации. С этой даты освобождение по пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ могут применять организации, соответствующие признакам медицинских согласно данному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

 

Подпункт 2 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождает от обложения НДС оказываемые медицинскими организациями (учреждениями) и частнопрактикующими врачами медицинские услуги, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Согласно позиции, выраженной Минфином России, УФНС России по г. Москве, для получения освобождения достаточно наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности. Есть судебный акт и работы авторов, подтверждающие данный подход.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 12.10.2010 N 03-07-07/67

Ведомство разъяснило, что услуги по забору, хранению и транспортировке стволовых клеток включены в Перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323 на основании ст. 149 НК РФ. Данные услуги освобождаются от НДС, если их оказывает организация, имеющая лицензию.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.07.2010 N 16-15/077141

Разъяснено, что согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые медицинскими организациями или учреждениями, не облагаются НДС. Подтверждением права на освобождение от налогообложения является лицензия на осуществление медицинской деятельности, а также наличие в договоре или ином документе наименования услуги, указанной в лицензии.

 

Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2008 N КА-А41/488-08 по делу N А41-К2-2894/07

Суд установил, что согласно уставу основным видом деятельности организации является деятельность в области здравоохранения. Предоставляемые налогоплательщиком услуги соответствуют утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Поскольку у организации имелась лицензия на оказание таких услуг, она вправе применять пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

 

Консультация эксперта, 2011

Автор указал, что реализация услуги по лечебному плаванию в бассейне в целях реабилитации больных после операционного вмешательства не облагается НДС. Лечебное плавание в силу отраслевых нормативных актов относится к услугам по лечебной физкультуре. При этом право на применение льготы по НДС не зависит от наличия у организации статуса медицинского учреждения.

 

Консультация эксперта, 2006

Автор утверждает, что санаторно-курортное учреждение вправе получить освобождение от НДС, если оно оказывает отдыхающим услуги лечебного массажа. Такие услуги поименованы в Перечне (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132), и у организации есть соответствующая лицензия.

 

Освобождаются ли от НДС хирургические и терапевтические косметологические услуги (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

В пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ приводится список услуг, в отношении которых применяется освобождение. При этом указано, что освобождение не распространяется на косметические услуги.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции хирургические и терапевтические косметологические услуги облагаются НДС. Есть работы авторов, в которых выражена аналогичная точка зрения.

Вместе с тем есть пример судебного решения и работа автора, в соответствии с которыми косметологические услуги, оказываемые в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, НДС не облагаются.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Косметологические услуги облагаются НДС

 

Письмо Минфина России от 25.11.2011 N 03-07-07/77

Финансовое ведомство разъяснило, что терапевтические косметологические услуги не подпадают под льготу пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

 

Письмо Минфина России от 11.02.2009 N 03-07-07/07

Разъяснено, что в соответствии с ОКВЭД косметологические услуги относятся к коду 85.14 «Прочая деятельность по охране здоровья» без разграничения таких услуг на лечебные и косметические. Поэтому хирургические и терапевтические косметологические услуги не подпадают под льготу пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2009

Консультация эксперта, 2008

Консультация эксперта, 2007

 

Позиция 2. Косметологические услуги не облагаются НДС

 

Постановление ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14153-09 по делу N А40-76150/09-139-496

Суд указал, что услуги косметологических подразделений медицинских организаций, осуществляемые в рамках амбулаторно-поликлинической помощи при наличии соответствующей лицензии, НДС не облагаются.

 

Консультация эксперта, 2010

По мнению автора, косметологические услуги являются медицинскими и в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС.

 

Облагаются ли НДС предрейсовые (послерейсовые) и предполетные (послеполетные) медицинские осмотры (освидетельствования) (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождение распространяется на медицинские услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Вместе с тем ни НК РФ, ни Постановление Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 (ред. от 16.09.2002) «Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» не разъясняют, освобождаются ли от налогообложения предрейсовые (послерейсовые), предполетные (послеполетные) медицинские осмотры.

Официальной позиции нет.

Есть примеры судебных решений и работы авторов о том, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинским услугам, на которые распространяется освобождение. Некоторые авторы также указывают, что не облагаются НДС предрейсовые (послерейсовые) и предполетные (послеполетные) медосмотры.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2006 N А19-8960/06-51-Ф02-5821/06-С1 по делу N А19-8960/06-51

Суд указал, что предрейсовые медицинские осмотры водителей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132 относятся к услугам по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемым населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, т.е. относятся к медицинским услугам, освобожденным от налогообложения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.05.2007 N А19-25411/06-56-Ф02-2681/07 по делу N А19-25411/06-56

Суд разъяснил, что налогоплательщик правомерно воспользовался льготой, предусмотренной пп. 2 п. 2. ст. 149 НК РФ, поскольку предрейсовые медицинские осмотры направлены на оказание населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, а согласно п. 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132, от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2007 N А19-24524/06-18-Ф02-2976/07 по делу N А19-24524/06-18

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2007 N А19-25409/06-50-Ф02-2206/07 по делу N А19-25409/06-50

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2007 N А19-25410/06-52-Ф02-2121/07 по делу N А19-25410/06-52

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2007 N А19-25408/06-18-Ф02-2123/07 по делу N А19-25408/06-18

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2007 N А19-25407/06-51-Ф02-2090/07 по делу N А19-25407/06-51

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2007 N А19-16761/06-52-Ф02-299/07 по делу N А19-16761/06-52

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2007 N А19-16429/06-44-Ф02-285/07 по делу N А19-16429/06-44

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.12.2006 N А19-14359/06-40-Ф02-7061/06-С1 по делу N А19-14359/06-40

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.12.2006 N А19-10551/06-50-Ф02-6843/06-С1 по делу N А19-10551/06-50

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2006 N А19-18058/06-11-Ф02-6748/06-С1 по делу N А19-18058/06-11

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.2006 N А19-11114/06-33-Ф02-6686/06-С1 по делу N А19-11114/06-33

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.2006 N А19-10553/06-45-Ф02-6679/06-С1 по делу N А19-10553/06-45

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.10.2006 N А19-14132/06-20-Ф02-5440/06-С1 по делу N А19-14132/06-20

Консультация эксперта, 2007

Статья: О налоге на добавленную стоимость (Лобачева Е.С., Климов С.С., Лещинер П.С.) («Налоговый вестник», 2008, N 3)»

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2006 по делу N А05-6570/2006-26 (Определением ВАС РФ от 27.03.2007 N 2712/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд пришел к следующему выводу: услуги по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств относятся к услугам по экспертизе в здравоохранении согласно разд. D 20.02 Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утв. Минздравсоцразвития России 12.07.2004). Поскольку проведение экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 освобождено от налогообложения, суд признал правомерным применение налогоплательщиком льготы по пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении выручки, полученной от оказания названных услуг.

 

Статья: Особенности налогообложения медицинских осмотров (Кулакова Е.В., Коковкина А.Г.) («Советник бухгалтера в здравоохранении», 2006, N 2)

Автор разъяснил, что на основании ст. 213 ТК РФ предварительные медицинские осмотры освобождаются от НДС как услуги по проведению медицинской экспертизы, поскольку проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические (очередные и внеочередные) осмотры — как услуги по профилактике профессиональных заболеваний, поскольку проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний.

 

Консультация эксперта, 2007

Автор разъясняет, что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323 с 1 июля 2007 г. медосмотры (предрейсовые, послерейсовые, предполетные и послеполетные) отнесены к работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи. Такая помощь в Перечне медицинских услуг, освобожденных от НДС, поименована. Таким образом, названные медосмотры должны освобождаться от уплаты налога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code