ОПЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЛОЖЕНИЮ (ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ) НДС (ПО СТ. 149 НК РФ)

  1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НДС

1.1. Имеет ли значение для применения освобождения от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ присвоение налогоплательщику соответствующих статистических кодов?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция, выраженная в Письме УФНС России по г. Москве, состоит в том, что право на освобождение от уплаты НДС связано с присвоением налогоплательщику соответствующих статистических кодов. Есть судебный акт, подтверждающий данный подход.

Есть судебные акты, согласно которым применение освобождения не зависит от того, присвоены ли статистические коды, поскольку в Налоговом кодексе РФ такое условие не предусмотрено.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Для применения освобождения от уплаты НДС имеет значение присвоение соответствующих статистических кодов

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505

Разъясняется, что в целях применения льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ подтверждением принадлежности организации к сфере культуры и искусства является присвоение ей соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013714

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 06.02.2007 N 19-11/10261

Разъяснено, что если услуги в сфере культуры и искусства оказывают организации, имеющие в качестве структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и др., то освобождение от НДС предоставляется при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ, а также кода ОКВЭД.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2007 по делу N А56-57779/2005

Суд указал, что организация вправе применить льготу по ст. 149 НК РФ, если у нее имеется соответствующий код ОКВЭД. Поскольку пансионату, который является филиалом предприятия, присвоены соответствующие коды ОКОНХ, предприятие правомерно применяло льготу.

 

Позиция 2. Присвоение соответствующих статистических кодов не является условием применения освобождения от уплаты НДС

 

Постановление ФАС Уральского округа от 02.03.2009 N Ф09-800/09-С2 по делу N А07-14217/2008-А-РМФ

Суд указал, что отсутствие кодов ОКВЭД не является основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы, так как право на ее применение связывается не с наличием соответствующего кода, а с фактом оказания услуг.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2006 N А79-3814/2005

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.04.2006 N Ф04-1327/2006(21181-А27-6) по делу N А27-29948/2005-6

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2006 N Ф04-1854/2006(20777-А27-40) по делу N А27-27927/2005-2

Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2006 N КА-А40/1184-06 по делу N А40-35467/05-141-242

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.02.2006 по делу N А72-6532/05-4/4234/423

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.06.2005 N А65-1034/2005-СА2-34

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.04.2005 N А72-7612/04-7/590

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2005 N А65-9781/2004-СА2-8

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2006 N А05-7726/05-12

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2005 N А56-3215/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2005 N А05-4312/05-29

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2005 N А52-941/2005/2

Постановление ФАС Уральского округа от 23.05.2007 N Ф09-3743/07-С2 по делу N А76-23819/06 (Определением ВАС РФ от 06.09.2007 N 10923/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Уральского округа от 17.01.2007 N Ф09-11847/06-С2 по делу N А76-31319/05 (Определением ВАС РФ от 12.04.2007 N 3562/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Уральского округа от 01.03.2006 N Ф09-920/06-С2 по делу N А50-27338/05

Постановление ФАС Уральского округа от 07.12.2005 N Ф09-5471/05-С2 по делу N А71-391/05

Постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2005 N Ф09-4682/05-С2 по делу N А71-327/05

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2007 по делу N А05-12102/2006-36

Суд указал, что отсутствие у налогоплательщика кода ОКВЭД, предусмотренного для санаторно-курортных учреждений, не препятствует применению льготы по НДС, которая установлена пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ.

По мнению суда, условиями применения льготы являются оформление услуг бланками строгой отчетности (путевками или курсовками) и ведение раздельного учета операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 05.12.2007 N Ф09-10082/07-С2 по делу N А76-1607/07

Суд признал неправомерным отказ налогоплательщику в применении льготы на том основании, что ему не присвоен код ОКВЭД. Присвоение кода может рассматриваться как одно из доказательств соответствия осуществляемой деятельности указанным в законе признакам, но само по себе правообразующего значения не имеет.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 29.11.2007 N Ф09-9836/07-С2 по делу N А76-32919/06

Постановление ФАС Уральского округа от 21.11.2007 N Ф09-8593/07-С2 по делу N А76-1294/07

 

1.2. Может ли организация применять освобождение от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ, если деятельность ведет ее подразделение?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым ст. 149 НК РФ применяется в отношении видов деятельности, а не налогоплательщиков. Поэтому воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС можно и в том случае, когда соответствующую деятельность осуществляет подразделение организации.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Уральского округа от 12.04.2006 N Ф09-2482/06-С2 по делу N А76-19759/05

Суд разъяснил, что из ст. 149 НК РФ следует, что от обложения НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации данного вида услуг. То есть любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от обложения по НДС в соответствии с данной статьей, имеет право на льготу.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2006 N Ф09-494/06-С2 по делу N А76-37903/05

Постановление ФАС Уральского округа от 19.12.2005 N Ф09-5731/05-С2 по делу N А76-23078/05

Постановление ФАС Уральского округа от 05.12.2005 N Ф09-5239/05-С2 по делу N А76-11756/05

Постановление ФАС Уральского округа от 20.10.2005 N Ф09-4698/05-С2 по делу N А76-18462/05

 

1.3. Нужно ли представлять декларацию по НДС при осуществлении операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ?

 

Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики и налоговые агенты должны представлять декларации. Исключений это положение не содержит.

Указанной нормой также предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие операции, не облагаемые НДС, представляют декларации в случае, если в выставленных ими счетах-фактурах неправомерно выделены суммы НДС. С 01.01.2014 налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представлять декларацию по НДС в электронной форме.

Форма декларации по НДС, утвержденная Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, содержит разд. 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».

Возникает вопрос: нужно ли представлять декларацию по НДС при осуществлении операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ?

Официальная позиция, выраженная Минфином России и УФНС России по г. Москве, состоит в том, что налогоплательщики, осуществляющие операции, освобожденные от НДС по ст. 149 НК РФ, должны сдавать декларации. Есть судебные акты, подтверждающие данный подход.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 09.02.2012 N 03-07-08/35

Минфин России указал, что в соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ при осуществлении не подлежащих обложению НДС операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик представляет налоговую декларацию.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 27.11.2008 N 18-14/110551@

 

Письмо УМНС России по г. Москве от 01.07.2004 N 24-11/43466

Разъяснено, что декларации должны заполнять все налогоплательщики. При этом если налогоплательщик в налоговом периоде осуществляет только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то он заполняет разд. 5 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» декларации, а при заполнении строк и граф разд. 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2011 N Ф09-562/11-С3 по делу N А60-23522/2010-С6

Суд указал, что коллегия адвокатов, являясь некоммерческой организацией, в силу ст. 143 НК РФ признается налогоплательщиком, поэтому обязана представлять в инспекцию декларации по НДС. Данная обязанность не зависит от наличия у налогоплательщика в определенном налоговом периоде объекта налогообложения.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2008 N Ф04-7250/2008(16478-А45-42) по делу N А45-9955/2008

Суд указал, что коллегия адвокатов, которая осуществляет операции, освобожденные от обложения НДС в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ, является плательщиком НДС. Поэтому она обязана представлять в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость независимо от наличия или отсутствия у нее объекта обложения НДС.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2006 по делу N А13-10354/2005-15

 

1.4. Вправе ли налогоплательщик применять освобождение от уплаты НДС при реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ, если на момент определения налоговой базы у него отсутствует выписка банка (пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2010 в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ. Согласно данному Закону выписка банка была исключена из числа документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от уплаты НДС при реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ.

 

На основании пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров, за исключением подакцизных (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ.

В силу указанного подпункта для применения такого освобождения в налоговые органы необходимо представить, в частности, выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за товары (работы, услуги), реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации).

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция, выраженная ФНС России, заключается в следующем. Если на момент определения налоговой базы у налогоплательщика отсутствуют документы (выписка банка), подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС при реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, освобождение не применяется. В этом случае налогоплательщик не вправе предъявлять соответствующую сумму налога покупателям, налог должен быть уплачен за счет собственных средств. Если впоследствии налогоплательщик представит необходимый комплект документов, права на возмещение уплаченных сумм налога у него не будет.

Есть судебные акты, в которых суды признавали право налогоплательщика на применение освобождения от уплаты НДС, несмотря на отсутствие выписки банка на момент определения налоговой базы.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Налогоплательщик не вправе применять освобождение от уплаты НДС, если на момент определения налоговой базы у него отсутствует выписка банка

 

Письмо ФНС России от 11.10.2006 N ШТ-6-03/996@ «О направлении разъяснений за III квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость» (вместе с Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации)

ФНС России отмечает: если на момент определения налоговой базы по НДС у налогоплательщика нет любого из документов, подтверждающих льготу, в том числе выписки банка, то освобождение от уплаты НДС применяться не должно. В таком случае налог платится за счет собственных средств налогоплательщика. Причем при последующем представлении необходимого комплекта документов права на возмещение сумм НДС у него не будет.

 

Позиция 2. Налогоплательщик вправе применить освобождение от уплаты НДС, если на момент определения налоговой базы у него отсутствует выписка банка

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 по делу N А33-3615/2010

Суд отклонил довод инспекции об отсутствии у общества права на льготу, поскольку в момент отгрузки у него отсутствовала выписка банка (отгрузка была произведена в другом периоде). Предусмотренный п. 1 ст. 167 НК РФ момент учета объекта налогообложения по НДС в целях применения пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ не зависит от фактической оплаты товаров (работ, услуг).

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2008 по делу N А42-3909/2007

Суд признал за налогоплательщиком право на применение льготы по пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на отсутствие выписки банка на момент определения налоговой базы.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2008 по делу N А42-6007/2007 (Определением ВАС РФ от 15.07.2008 N 9127/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2008 по делу N А42-5831/2007 (Определением ВАС РФ от 01.07.2008 N 8400/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2008 по делу N А42-3910/2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.04.2008 по делу N А42-5875/2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2008 по делу N А42-2093/2007 (Определением ВАС РФ от 14.05.2008 N 6117/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А05-3701/2007 (Определением ВАС РФ от 19.03.2008 N 3278/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2007 по делу N А42-1728/2007 (Определением ВАС РФ от 31.01.2008 N 753/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2007 по делу N А42-8292/2006 (Определением ВАС РФ от 13.02.2008 N 1303/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2007 по делу N А42-128/2007 (Определением ВАС РФ от 31.01.2008 N 254/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2007 по делу N А05-9432/2006-12

 

1.5. Вправе ли налогоплательщик применить освобождение от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ за соответствующий налоговый период, если в декларации за этот период оно не отражено (п. п. 2, 3, 5 ст. 149, п. 2 ст. 56 НК РФ)?

 

В п. п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ предусмотрен перечень операций, освобождаемых от налогообложения.

Конституционный Суд РФ в Определениях от 07.11.2008 N 1049-О-О, от 09.06.2005 N 287-О указал, что положения ст. 149 НК РФ, устанавливающие перечень операций, которые являются объектом налогообложения по НДС, однако в силу прямого указания закона не облагаются данным налогом (освобождены от налогообложения), по своей природе носят характер налоговой льготы.

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, который реализует товары (работы, услуги), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, может отказаться от освобождения, представив заявление в налоговый орган. Вместе с тем в гл. 21 НК РФ не предусмотрено право на отказ от освобождения при совершении операций, перечисленных в п. 2 ст. 149 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик может отказаться от использования освобождения от уплаты налога либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Возникает вопрос: вправе ли налогоплательщик применить освобождение от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ за соответствующий налоговый период, если в декларации за этот период оно не отражено?

Официальной позиции нет.

В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, а также в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 отмечается следующее. Если налогоплательщик не учел освобождение от уплаты НДС при составлении декларации за конкретный налоговый период, это само по себе не означает отказа от использования соответствующего права в этом периоде. Есть постановления судов кассационной инстанции, подтверждающие данный подход.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 5)

В Постановлении рассмотрен, в частности, вопрос применения ст. 56 НК РФ при возникновении спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы. Пленум разъяснил, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказа от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Таким образом, право на льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

Пленум отметил, что в силу п. 3 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от применения льготы, нужно исходить из того, что факт ее неотражения в декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает отказа налогоплательщика от использования соответствующей льготы в этом периоде.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 19.10.2012 N Ф09-10125/12 по делу N А60-57183/2011

Суд со ссылкой на п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал: то, что налоговая льгота не была отражена в декларации за конкретный налоговый период, не означает отказа налогоплательщика от нее.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2006 N А19-17620/05-54-Ф02-3231/06-С1 по делу N А19-17620/05-54

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.08.2008 N Ф04-4732/2008(9224-А67-42) по делу N А67-4359/2007 (Определением ВАС РФ от 22.12.2008 N ВАС-15918/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2007 по делу N А56-38200/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2007 по делу N А05-3685/2006-12

Постановление ФАС Уральского округа от 03.09.2008 N Ф09-6275/08-С2 по делу N А71-7312/07

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code