Какие именно услуги считаются рекламными в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ

В абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ приведен перечень услуг, при оказании которых Россия признается местом реализации, если их покупатель осуществляет деятельность в РФ. В этом перечне поименованы в том числе рекламные услуги.

Указанная норма не раскрывает понятия «рекламные услуги». В связи с этим возникает вопрос: какие именно услуги считаются рекламными в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ?

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что рекламные услуги по своей сути должны соответствовать определению рекламы, приведенному в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Есть судебный акт с аналогичной позицией. На этом основании рекламными признаются услуги по участию в выставках, присвоению рейтингов, предоставлению технических средств (в том числе щитов, стендов, световых табло и т.п.) для размещения рекламной информации и т.п.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 20.08.2014 N 03-07-08/41609

Финансовое ведомство разъяснило, что в целях применения НДС услуги по организации на территории РФ выставок для рекламирования с участием иностранных и российских лиц следует относить к категории рекламных услуг. В обоснование данной позиции Минфин России ссылается, в частности, на ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

 

Письмо Минфина России от 29.07.2013 N 03-07-08/30082

Минфин России разъяснил, что услуги по продвижению продукции российской организации в розничных сетях иностранного государства, оказываемые иностранной организацией, в целях НДС относятся к рекламным услугам.

 

Письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-07-08/94

Разъяснено, что услуги по предоставлению на территории РФ выставочных площадей с целью рекламирования товаров относятся к рекламным.

 

Письмо Минфина России от 17.06.2009 N 03-07-08/135

Разъяснено, что услуги по организации участия в выставке с целью рекламирования продукции (включая аренду выставочной площади и выставочного оборудования и т.д.) относятся к категории рекламных.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 26.03.2008 N 03-07-08/69

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2005 по делу N А13-7905/04-14

Суд пришел к выводу, что участие в выставках является рекламной услугой.

 

Считается ли в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия местом реализации услуг по размещению рекламы в зарубежных изданиях?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальная позиция, выраженная в Письме УФНС России по Московской области, заключается в том, что при оказании иностранной организацией российскому налогоплательщику услуг по размещению рекламы в зарубежных изданиях местом реализации признается территория РФ. Есть работа автора, подтверждающая данный подход.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо УФНС России по Московской области от 11.01.2007 N 23-24/0008

Разъяснено, что местом реализации рекламных услуг, оказываемых иностранным издательством российской организации, признается территория РФ.

 

Консультация эксперта, 2005

Сотрудник налоговых органов разъясняет, что услуги по размещению рекламы в зарубежном издании считаются оказанными на территории РФ. Основание — заказчиком, т.е. покупателем рекламы, выступает российская организация, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ означает оказание услуги на территории РФ.

 

Считается ли в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия местом оказания услуг, если покупателем услуг является головной офис иностранной организации, у которой есть филиал (представительство) в РФ?

 

Ситуация актуальна для правоотношений, возникших до 01.10.2014. С указанной даты вступили в силу изменения в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Согласно новой редакции данной нормы местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

 

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается Россия, в частности, в том случае, если покупатель услуг осуществляет деятельность на ее территории.

Возникает вопрос: считается ли в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия местом оказания услуг, если их покупателем является головной офис иностранной организации, имеющей филиал (представительство) в Российской Федерации?

Официальная позиция, выраженная в Письмах Минфина России, заключается в том, что услуги, оказанные головному офису иностранной организации, не облагаются НДС. Есть судебные акты, согласно которым Россия не признается местом реализации, если российский филиал иностранной организации не участвовал в процессе приобретения услуг.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 24.03.2014 N 03-07-08/12698

Разъяснено, что территория РФ не признается местом реализации услуг, оказываемых российской организацией непосредственно иностранной организации, а не ее представительству. Соответственно, такие услуги не облагаются НДС.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 11.07.2011 N 03-07-08/213

Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-07-08/21

 

Письмо Минфина России от 28.11.2008 N 03-07-08/261

Разъяснено, что услуги, которые российская организация оказывает непосредственно иностранной компании, не облагаются НДС даже в том случае, если договор заключен с ее представительством в России.

 

Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2012 по делу N А40-82827/11-129-357

Суд указал, что если российский филиал иностранной организации не принимал и не оплачивал услуги, то РФ не признается местом реализации данных услуг.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 06.10.2008 N КА-А40/8608-08 по делу N А40-1685/08-90-6 (Определением ВАС РФ от 11.01.2009 N 16190/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Какие именно услуги признаются маркетинговыми в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ?

 

В абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ приведен перечень услуг, при оказании которых Россия признается местом реализации, если их покупатель осуществляет деятельность в РФ. В этом перечне поименованы в том числе маркетинговые услуги.

Указанная норма не раскрывает понятия «маркетинговые услуги». В связи с этим возникает вопрос: какие именно услуги признаются маркетинговыми в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ?

Официальная позиция, выраженная в Письмах Минфина России и ФНС России, заключается в том, что маркетинговыми признаются услуги по исследованию конъюнктуры рынка, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» ОКВЭД.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 24.01.2006 N 03-04-08/21

Содержит позицию Минфина России о том, что маркетинговыми признаются услуги по исследованию конъюнктуры рынка, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» ОКВЭД.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 09.03.2005 N 03-04-08/36

 

Письмо ФНС России от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@

Приводится позиция ведомства о том, что маркетинговые услуги включают в себя:

а) определение размера и характера рынка;

б) расчет реальной и потенциальной емкости рынка;

в) анализ факторов, влияющих на развитие рынка;

г) учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;

д) определение степени насыщенности рынка и т.д.;

е) сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.;

ж) исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;

з) наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.;

и) анализ внешних факторов развития рынка.

 

Какие именно работы входят в НИОКР в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальная позиция, выраженная в Письме Минфина России, заключается в том, что НИОКР — это научные исследования, проводимые в соответствии с техническим заданием заказчика, разработка образцов новых изделий, конструкторской документации на них или новой технологии. Обязательное условие — эти исследования проводятся на основании договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 04.11.2004 N 03-04-08/106

Финансовое ведомство отмечает, что НИОКР представляют собой научные исследования, проводимые на основании договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ в соответствии с техническим заданием заказчика, разработку образцов новых изделий, конструкторской документации на них или новой технологии.

 

Нужно ли при применении пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ делить НИОКР и материальный носитель, являющийся выражением их результатов?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальной позиции нет.

Автор считает, что при передаче результатов НИОКР реализации товара не происходит.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Консультация эксперта, 2005

Позиция авторов заключается в том, что передача результата НИОКР является условием договора на выполнение таких работ и реализацией товара не признается.

 

Должен ли налогоплательщик в целях исчисления НДС применять при оказании услуг по подбору персонала правило пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ о том, что местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность в РФ?

 

В силу пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется в РФ (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность в РФ. В частности, в соответствии с абз. 6 данной нормы это правило применяется при предоставлении персонала (с 01.01.2016 — при предоставлении труда работников (персонала)), в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя услуг.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик применять при оказании услуг по подбору персонала правило пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ о том, что местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность в РФ?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, в которых указано, что правила пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ применяются к услугам по подбору персонала. По данной точке зрения также есть подтверждающая ее работа автора.

Есть работа автора, согласно которой применять правила пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к услугам по подбору персонала нельзя.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. К услугам по подбору персонала применяется пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ о том, что местом реализации работ, услуг признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность в РФ

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4094

Суд отметил, что если подбор персонала осуществлялся для работы в месте деятельности покупателя услуг, то нужно применять правила пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А56-14661/04

 

Консультация эксперта, 2005

Автор разъясняет, что оказание российской организацией услуг по подбору персонала для иностранной компании объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации не признается.

 

Позиция 2. К услугам по подбору персонала не применяется правило пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ о том, что местом реализации работ, услуг признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность в РФ

 

Консультация эксперта, 2005

Автор разъясняет, что на услуги по подбору персонала в РФ нормы пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не распространяются, поскольку в этой статье говорится о предоставлении персонала, т.е. о ситуации, когда одна организация направляет своих сотрудников для работы в другую организацию. При подборе персонала этого не происходит.

 

Как в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определить место реализации услуг по передаче имущества в лизинг?

 

Подпункт 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признает Россию местом реализации услуг по сдаче движимого имущества (кроме наземных транспортных средств), только если арендатором является организация, находящаяся в РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но про него в ст. 148 НК РФ ничего не говорится.

Официальная позиция, выраженная в Письмах Минфина России и ФНС России, заключается в том, что лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду. То есть Россия признается местом реализации услуг по предоставлению имущества в лизинг, только если лизингополучатель находится на территории РФ. Подобную точку зрения высказывают и авторы.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 27.10.2008 N 03-07-08/246

Финансовое ведомство разъясняет, что место реализации услуг по предоставлению движимого имущества в лизинг определяется по месту деятельности лизингополучателя.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@ «Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам»

 

Как определяется место реализации при сдаче в аренду наземных автотранспортных средств (пп. 2, 4, 5 п. 1 ст. 148 НК РФ)?

 

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия признается местом реализации услуг по аренде движимого имущества, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории РФ. Однако это правило не распространяется на услуги по сдаче в аренду наземных транспортных средств.

В пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ указано, что Россия признается местом реализации, если услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, которое находится на территории РФ. НК РФ не содержит разъяснений, можно ли применять пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ при оказании услуг по аренде наземных транспортных средств.

Официальная позиция, выраженная в Письме Минфина России, заключается в том, что место реализации услуг по сдаче в аренду наземных транспортных средств определяется по месту осуществления деятельности арендодателя. Есть судебный акт и работы авторов, подтверждающие подобный подход.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 22.05.2008 N 03-07-08/120

Разъяснено, что услуги по сдаче в аренду наземных транспортных средств подпадают под пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ. Поэтому Россия признается местом реализации услуг, если арендодателем выступает российская организация.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2007

Статья: Коротко: обзор писем и разъяснений фискальных органов от 25.05.2006 («Бухгалтерский бюллетень», 2006, N 6)

Статья: Место реализации работ (услуг) для целей НДС (Шершнева Е.) («Новая бухгалтерия», 2006, N 5)

 

Постановление ФАС Московского округа от 04.10.2006, 09.10.2006 N КА-А40/9552-06 по делу N А40-13427/06-118-129

Суд указал, что при оказании услуг по сдаче в аренду автомобилей место реализации определяется по месту деятельности арендодателя. ФАС также отметил, что применение пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ в данной ситуации неправомерно.

Аналогичные выводы содержит:

Книга: НДС 2007. Практика исчисления (Крутякова Т.Л.) («АйСи Групп», 2007)

Статья: НДС: определяем место реализации товаров, работ и услуг (Гайворонская О.В.) («Российский налоговый курьер», 2007, N 15)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code