ПОКУПАТЕЛЬ РАБОТАЕТ В РФ. НДС

Нужно ли при применении пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ делить исключительные права и материальный носитель?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальная позиция, выраженная ФНС России, заключается в том, что при реализации услуг по передаче прав пользования объектами исключительных прав реализации материальных носителей не происходит.

Судебная практика, в том числе Постановление Президиума ВАС РФ, занимает аналогичную позицию. Такого же подхода придерживаются и авторы.

 

Подробнее см. документы

 

Письма ФНС России от 23.05.2005 N 03-4-03/844/28 и от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ «О применении законодательства по косвенным налогам за II и III кварталы 2005 года» (вместе с Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость)

Содержится позиция налогового ведомства о том, что авторские и иные аналогичные права на объекты таких прав не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором такой объект выражен. Поэтому при налогообложении операций по передаче вышеуказанных прав не могут применяться нормы Кодекса, относящиеся к налогообложению операций по реализации товаров. При этом налоговая служба исходит из того, что авторские и иные аналогичные права не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором такой объект выражен. Поэтому передача права собственности на материальный объект или права владения им сама по себе не влечет передачи каких-либо прав на указанные объекты, выраженные на материальном объекте. И наоборот, при реализации прав на объекты реализации самого объекта не происходит.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 2617/05 по делу N А55-7375/2004-30

Суд отметил, что при реализации исключительных прав реализации товара (материального носителя) не происходит. Суд сослался на то, что в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» авторское право на произведение, объектом которого в том числе являются и компьютерные программы, не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте. Кроме того, согласно п. 6 ст. 3 Закона РФ от 23.09.1992 N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» авторское право на программы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель.

 

Консультация эксперта, 2005

Содержит следующую позицию авторов: при передаче права на компьютерные программы реализации материальных носителей, на которых эти программы записаны, не происходит.

 

Статья: Комментарий к Постановлению Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.08.2005 N 2617/05 («Консультант», 2005, N 20)

Автор отмечает, что экспорт компьютерных программ не является экспортом товара, так как передача прав на материальный носитель не влечет перехода прав на саму программу.

 

Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 23.05.2005 N 03-4-03/844/28 «О налогообложении передачи исключительных имущественных авторских прав на аудиовизуальное произведение, выраженное на материальных носителях» (Хатрусов Я.А.) («Нормативные акты для бухгалтера», 2005, N 13)

Автор отмечает, что реализация исключительных прав не влечет реализации материального носителя, так как передача прав на материальный носитель не влечет перехода прав на саму программу.

 

Как в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определять место реализации услуг по договору коммерческой концессии?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По договору коммерческой концессии правообладатель передает пользователю комплекс исключительных прав, в том числе на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Официальная позиция, выраженная в Письме Минфина России, заключается в том, что все услуги, входящие в комплекс, передаваемый по договору коммерческой концессии, подпадают под действие пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Этой же позиции придерживаются и авторы.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 22.03.2005 N 03-04-08/60

Содержится официальная позиция ведомства о том, что все услуги, передаваемые по договору коммерческой концессии, подпадают под действие пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

 

Консультация эксперта, 2005

Автор считает, что все услуги, передаваемые по договору коммерческой концессии, подпадают под действие пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

 

Консультация эксперта, 2005

Автор отмечает, что все услуги, передаваемые по договору коммерческой концессии, подпадают под действие пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

 

Как определяется место реализации при передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании сублицензионного договора (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ)?

 

Подпункт 4 п. 1 ст. 148 НК РФ предусматривает, что Россия признается местом реализации в отношении операций по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, если приобретатель данных прав осуществляет свою деятельность на территории РФ.

Официальная позиция, выраженная в Письмах Минфина России, заключается в том, что при передаче исключительных прав на основании сублицензионного договора действуют те же правила, что и при первичной передаче прав, т.е. Россия будет местом реализации таких услуг, только если приобретатель данных прав находится в России.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 05.03.2008 N 03-07-08/55

Финансовое ведомство отмечает, что в отношении сублицензионных договоров применяются общие правила пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-15/44

 

Будет ли в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия местом оказания услуг, если покупателем выступает зарубежное представительство российской организации?

 

Ситуация актуальна для правоотношений, возникших до 01.10.2014. С указанной даты вступили в силу изменения в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Согласно новой редакции данной нормы местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

 

Подпункт 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признает Россию местом реализации услуг, только если их покупает организация, находящаяся в РФ.

Официальная позиция, выраженная в Письмах Минфина России и ФНС России, заключается в том, что Россия не является местом реализации услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, если они оказываются представительству российской организации, осуществляющему деятельность за пределами РФ. Этой же позиции придерживаются суды и авторы.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 10.10.2012 N 03-07-08/284

Разъяснено, что местом реализации услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, при их приобретении филиалом российской организации, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, РФ не признается.

 

Письмо Минфина России от 02.08.2012 N 03-07-08/231

Финансовое ведомство рассмотрело вопрос о применении НДС в отношении инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией филиалу другой российской организации, который осуществляет деятельность на территории иностранного государства и состоит на налоговом учете в этом государстве. Министерство со ссылкой на пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ указало, что, если организация, приобретающая данные услуги, осуществляет деятельность за пределами РФ, местом реализации таких услуг РФ не признается.

 

Письмо Минфина России от 07.07.2011 N 03-07-08/209

Финансовое ведомство разъяснило, что если покупателем инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией, является филиал российской организации, зарегистрированный и осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, то местом реализации указанных услуг РФ не признается. Соответственно, такие услуги НДС не облагаются при условии документального подтверждения их использования при строительстве объектов на территории иностранного государства.

 

Письмо Минфина России от 27.10.2008 N 03-07-08/246

Финансовое ведомство разъясняет, что если услуги по сдаче в аренду движимого имущества оказываются представительству российской организации, которое находится на территории иностранного государства, то Россия местом реализации данных услуг не признается.

 

Письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-04-08/243

Минфин разъяснил, что если покупателем консультационных услуг иностранной компании является российское представительство, зарегистрированное на территории иностранного государства, то местом реализации таких услуг территория РФ не признается.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: НДС: место реализации аудиторских и консультационных услуг (Даненова Е.) («Московский бухгалтер», 2008, N 1)

 

Письмо ФНС России от 26.10.2005 N 03-4-03/1827/28

Разъяснено, что услуги, оказанные иностранной организацией зарубежному представительству российской фирмы, считаются реализованными за пределами территории РФ.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2013 по делу N А56-59631/2012

Суд указал, что, поскольку результат проектно-изыскательских работ реализован филиалу российской организации по месту его регистрации на территории Туркменистана и данная реализация связана с осуществлением филиалом экономической деятельности на территории этого государства, территория РФ местом реализации спорных работ не признается. Следовательно, такая реализация на территории РФ НДС не облагается.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.09.2013 по делу N А06-8981/2012

Суд установил, что услуги по предоставлению персонала оказывались не по месту государственной регистрации организации, а по месту деятельности ее филиала, зарегистрированного на территории Республики Казахстан, т.е. персонал работал не в месте деятельности покупателя услуг. Данный филиал зарегистрирован в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Акты выполненных работ подписаны со стороны заказчика директором филиала в Республике Казахстан. Таким образом, у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления обществу НДС.

 

Консультация эксперта, 2005

Приводится мнение сотрудника Минфина России о том, что Россия не является местом реализации консультационных услуг, если покупателем услуги выступает зарубежное представительство российской организации. Свой вывод автор обосновывает тем, что услуги приобретаются в целях осуществления экономической деятельности данного представительства, поэтому непосредственным покупателем консультационных услуг следует рассматривать не российскую организацию, а ее представительство за рубежом.

 

Считается ли Россия в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом оказания консалтинговых услуг?

 

В абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ приведен перечень услуг, при оказании которых Россия признается местом реализации, если их покупатель осуществляет деятельность в РФ. В этом перечне поименованы в том числе консультационные услуги, однако отсутствует упоминание о консалтинговых. Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «консалтинговые услуги».

В связи с этим возникает вопрос: считается ли Россия местом оказания консалтинговых услуг в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на данной территории?

Официальной позиции нет.

Имеется судебный акт, в котором суд приходит к выводу о тождественности понятий консультационных и консалтинговых услуг, поэтому при реализации последних применяются нормы пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, регламентирующие место оказания консультационных услуг. Есть работа автора, подтверждающая данный подход.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Центрального округа от 19.02.2010 по делу N А36-3591/2009

Суд отметил, что действующее законодательство РФ не содержит понятия консалтинговых услуг. В связи с этим суд проанализировал определения «консалтинга», данные в экономическом словаре (Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь) и в юридической энциклопедии (Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия). В результате анализа суд пришел к выводу о том, что консалтинговые услуги тождественны консультационным услугам, упомянутым в Налоговом кодексе РФ. Таким образом, суд заключил, что местом реализации части услуг, оказанных обществу как консультационные, является Россия.

 

Консультация эксперта, 2005

Содержится позиция авторов о том, что услуги консалтинга по своей сути являются консультационными, поэтому место их реализации зависит от местонахождения покупателя услуг.

 

По какому принципу определяется место реализации аудиторских услуг в целях пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.10.2011.

 

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют данные работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ. Это правило касается работ (услуг), не поименованных в пп. 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Местом реализации работ (услуг), перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, не признается территория РФ, если их покупатель не осуществляет деятельность на территории РФ (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это деятельность по проведению аудита (независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности) и оказанию сопутствующих ему услуг.

Согласно п. 6 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 24, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, к числу сопутствующих аудиту услуг относятся в том числе услуги по бухгалтерскому, налоговому, правовому консультированию. Это связано с тем, что хотя сами аудиторские услуги не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, однако они носят комплексный характер и включают в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги, которые перечислены в данной статье.

Возникает вопрос: какой нормой Налогового кодекса РФ необходимо руководствоваться при налогообложении НДС в рамках оказания аудиторских услуг — пп. 5 п. 1 или пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ?

По данному вопросу существует две точки зрения.

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что аудиторские услуги представляют собой сочетание консультационных и бухгалтерских услуг, поэтому Россия будет местом реализации аудиторских услуг, только если покупатель услуг находится на территории РФ. Такого же мнения придерживаются и авторы. Есть судебные акты, подтверждающие, что аудиторские услуги являются сочетанием консультационных и бухгалтерских услуг. В связи с этим место реализации аудиторских услуг определяется на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Иная точка зрения, которой придерживается УФНС России по г. Москве, заключается в следующем. Услуги по проведению аудита не поименованы в пп. 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, следовательно, местом реализации данных услуг является территория РФ. Таким образом, если российская организация оказывает иностранной компании аудиторские услуги, они облагаются НДС в общеустановленном порядке.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. При оказании аудиторских услуг нужно руководствоваться пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ

 

Письмо Минфина России от 08.04.2009 N 03-07-08/85

Финансовое ведомство разъясняет, что при оказании аудиторских услуг необходимо руководствоваться пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Услуги по проведению аудита, осуществляемые российской аудиторской компанией для иностранной организации — субагента, не являются объектом НДС на территории РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2011

 

Письмо Минфина России от 24.08.2005 N 03-04-08/224

Финансовое ведомство считает, что порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации аудиторских услуг и услуг, сопутствующих аудиту, определяется аналогично реализации консультационных и бухгалтерских услуг. Поэтому аудиторские услуги, оказываемые российскими налогоплательщиками иностранным организациям, местом осуществления деятельности которых территория Российской Федерации не является, НДС на территории Российской Федерации не облагаются.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2007

 

Постановление ФАС Московского округа от 16.07.2012 по делу N А40-85503/11-63-649

Суд отклонил довод инспекции о том, что если аудиторские услуги не поименованы в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, то в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ они облагаются НДС в общем порядке. При этом суд сделал следующий вывод: аудит представляет собой сочетание бухгалтерских, юридических и консультационных услуг. Таким образом, место реализации аудиторских услуг определяется на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. При изложенных обстоятельствах у налогоплательщика отсутствует объект налогообложения по НДС при реализации аудиторских услуг.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 28.01.2011 N КА-А40/17618-10 по делу N А40-70846/10-107-362

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2004 по делу N А56-15663/03

 

Консультация эксперта, 2011

Автор указывает, что аудиторские услуги носят комплексный характер и включают в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги. Следовательно, они входят в перечень, установленный пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Поскольку покупатель этих услуг в РФ деятельность не осуществляет, территория РФ не является местом их реализации (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Таким образом, реализация аудиторских услуг иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РФ, не облагается НДС. Однако автор предупреждает, что налоговые органы на местах придерживаются иной позиции. Поэтому не исключено, что организациям придется отстаивать свое право не облагать НДС реализацию аудиторских услуг иностранной компании.

 

Статья: Налогообложение при оказании консультационных услуг. Особенности при работе с иностранными партнерами (Жадан Л.Г.) («Советник бухгалтера», 2005, N 5)

Приводится позиция авторов, подкрепленная судебной практикой, о том, что аудиторские услуги по сути являются консультационными.

 

Позиция 2. При оказании аудиторских услуг нужно руководствоваться пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/61584

Разъяснено, что согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (услуги), не указанные в пп. 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, осуществляется на территории РФ. Услуги по проведению аудита не поименованы в данной норме, поэтому, если российская организация оказывает иностранной компании аудиторские услуги, они облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code