УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ. НДС

Какие именно услуги относятся к образовательным в целях пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ?

 

Подпункт 3 п. 1 ст. 148 НК РФ признает Россию местом реализации услуг по образованию и обучению, только если эти услуги фактически оказываются на территории РФ. Перечня таких услуг Налоговый кодекс РФ не содержит. В то же время образовательные услуги по своей сути очень схожи с консультационными. А для них действует иной принцип определения места оказания услуги — по местонахождению покупателя.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет в том числе процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучением является процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта, развитию способностей. Образовательной признается деятельность по реализации образовательных программ. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 28 Закона 273-ФЗ образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям ее создания деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе оказывать также платные образовательные услуги (ст. 101 Закона N 273-ФЗ).

До 01.09.2013 действовал Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании». Под образованием в указанном Законе понимался целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождавшийся констатацией достижения обучающимся установленных образовательных цензов. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 3266-1 образовательный процесс осуществляет образовательное учреждение, реализующее образовательные программы и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом образовательное учреждение могло оказывать дополнительные образовательные услуги, а также иные предусмотренные его уставом услуги (ст. 26, п. 8 ст. 41, ст. 45 Закона N 3266-1). Согласно ст. 47 данного Закона образовательное учреждение вправе было вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служило достижению целей его создания.

Возникает вопрос: какие именно услуги относятся к образовательным в целях применения пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция, выраженная в Письме УФНС России по г. Москве, заключается в том, что определяющее значение при отнесении мероприятия к образовательным является наименование этого мероприятия. Аналогичного подхода придерживается и автор.

Есть и другая точка зрения. Автор отмечает, что определить вид оказываемой услуги можно, только проанализировав соответствующий договор. Кроме того, определение образовательных услуг содержится в неналоговом законодательстве. А на оказание некоторых образовательных услуг требуется лицензия. Соответственно, если услуги оказывались организацией, имеющей лицензию на оказание образовательных услуг, то речь идет об образовательных услугах.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Значение имеет наименование мероприятия

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.07.2005 N 19-11/51893

В Письме приводится позиция о том, что услуги по повышению квалификации под действие пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ не подпадают, так как прямо в этом пункте не поименованы. Соответственно, к образовательным такие услуги не относятся.

 

Консультация эксперта, 2005

Приводится мнение сотрудника Минфина России о том, что услуги по организации семинаров, конференций, симпозиумов, саммитов и тренингов к образовательным не относятся.

 

Позиция 2. Для решения вопроса об отнесении услуги к образовательной важны формулировки договора и наличие лицензии

 

Статья: Налоговые лазейки для иностранцев (Колпаков Я.) («Консультант», 2005, N 5)

Автор считает, что квалифицировать услугу как образовательную можно только после изучения договора на ее оказание. Автор советует в договоре детально описывать суть оказываемых услуг, делая акцент именно на их образовательном (или, наоборот, необразовательном) характере.

 

Является ли в целях применения пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия местом оказания образовательных услуг, если исполнитель — иностранная организация?

 

Иностранные организации вправе осуществлять образовательную деятельность на территории РФ (ч. 1 ст. 15, пп. «г» п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

До 01.09.2013 действовал Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1, который не содержал аналогичных положений. В ст. 11 указанного Закона было установлено, что учредителем образовательного учреждения могут быть иностранные организации. При этом действовало положение, согласно которому образовательные организации создавались в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 11.1 Закона N 3266-1).

Налоговый кодекс РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148) содержит общее правило о том, что местом оказания образовательных услуг является место их проведения.

Возникает вопрос: является ли в целях применения пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия местом оказания образовательных услуг, если исполнитель — иностранная организация?

Официальной позиции нет.

Есть работа автора, согласно которой место оказания образовательных услуг в случае, если исполнителем является иностранная организация, зависит от того, где фактически проходит обучение. Если оно проводится на территории РФ, то Россия признается местом оказания соответствующих услуг.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Консультация эксперта, 2005

Автор указывает, что местом оказания образовательных услуг признается место их фактического осуществления независимо от того, кто проводит обучение. В качестве обоснования автор ссылается на то, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, если услуги по обучению сотрудников российской организации фактически оказываются на территории Российской Федерации, местом реализации указанных услуг признается территория РФ.

 

Как в целях пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ определить место реализации услуг в сфере туризма, если российская организация реализует путевки на основании агентского договора с иностранной организацией?

 

Подпункт 3 п. 1 ст. 148 НК РФ признает Россию местом реализации услуг в сфере туризма, только если они фактически оказываются на территории РФ. Однако туристские услуги, как правило, носят комплексный характер.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ туризм — это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

Официальной позиции нет.

В авторской консультации высказывается следующее мнение: если по агентскому договору оказываются именно туристские услуги, то местом их реализации признается РФ (только если услуги фактически оказаны на территории РФ). Если же по агентскому договору российская организация туристских услуг не оказывает, а лишь занимается поиском туристов и оформлением документов, то правила пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ на этот договор не распространяются.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Статья: НДС по договору с иностранной фирмой (Левицкая М.И.) («Главбух». Приложение «Учет в туристической деятельности», 2005, N 4)

Автор отмечает, что под правила пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ подпадают лишь те услуги, оказанные по агентскому договору, которые являются туристскими.

 

Является ли территория РФ местом реализации туристских услуг, если путевки реализуются в России, а фактически услуги оказываются за ее пределами (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ)?

 

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги, в частности, в сфере туризма фактически оказываются на территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК России).

В пп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ указано, что местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ (при условии, что иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 148 НК РФ), если услуги, в том числе в сфере туризма, фактически оказываются за пределами РФ.

Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России, УФНС России по г. Москве, факт реализации путевки на территории РФ значения не имеет. Если туристские услуги фактически оказываются за пределами территории России, территория РФ не признается местом реализации этих услуг. Есть работы авторов, подтверждающие данный подход.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 03.04.2013 N 03-07-08/10896

Разъяснено, что территория РФ не признается местом реализации услуг, включенных в стоимость туристической путевки и оказываемых российским туроператором за пределами России.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 10.03.2009 N 16-15/020627

Разъяснено, что если туристские услуги (в частности, по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию на основании договора с принимающей стороной) оказываются за пределами территории РФ, то местом реализации данных услуг территория РФ не признается.

 

Статья: Расходы турфирм (Семенихин В.) («Аудит и налогообложение», 2012, N 7)

Автор отмечает, что если услуги в сфере туризма оказаны за пределами территории РФ, то местом их реализации территория РФ не признается на основании пп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ. Такие услуги не облагаются НДС при наличии документов, подтверждающих факт и место их оказания.

 

Консультация эксперта, 2010

Автор делает вывод о том, что для целей обложения НДС местом реализации услуг туроператора в сфере выездного туризма, включенных в туристский продукт и оказываемых за общую цену (в том числе услуги по международной перевозке туристов), территория РФ не является. В связи с этим вся стоимость туристского продукта в сфере выездного туризма не облагается НДС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code