ОПЕРАЦИИ, НЕ ПРИЗНАВАЕМЫЕ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вправе ли инспекция истребовать при камеральной проверке документы, подтверждающие осуществление операций, не являющихся объектом налогообложения? Можно ли привлечь к ответственности за непредставление таких документов (п. п. 6, 7 ст. 88, ст. 126, п. 2 ст. 146 НК РФ)

 

Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения для целей гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не установлено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Если налогоплательщик применяет льготу, налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе истребовать у него документы, подтверждающие право на эту льготу. Об этом говорится в п. 6 ст. 88 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

В Налоговом кодексе РФ не уточняется, относится ли отсутствие объекта налогообложения по НДС к льготе (п. 2 ст. 146 НК РФ).

Статьей 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу документов и (или) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Однако не ясно, вправе ли инспекция при камеральной проверке истребовать документы, подтверждающие осуществление операций, не признаваемых объектом налогообложения. Можно ли привлечь к ответственности за непредставление таких документов?

Официальной позиции нет.

Имеются Постановления Пленума и Президиума ВАС РФ с выводом о том, что налоговый орган не вправе при камеральной проверке истребовать документы, подтверждающие операции, не являющиеся объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ. Президиум ВАС РФ также отметил, что привлечение к ответственности за непредставление документов в таком случае неправомерно.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»

В п. 14 Постановления указано, что действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы, предусмотренному в п. 1 ст. 56 НК РФ. Соответственно, со ссылкой на п. 6 ст. 88 НК РФ инспекция не вправе истребовать у налогоплательщиков документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ).

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12 по делу N А65-9081/2011

Суд установил, что инспекция в ходе камеральной проверки затребовала документы, подтверждающие право на освобождение от НДС операций по реализации земельных участков. Непредставление таких документов явилось основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Суд указал: отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать НДС с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация не признается объектом налогообложения, в то время как налоговые льготы применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Следовательно, направление при камеральной проверке требования о представлении документов, подтверждающих отражение в декларации операций, не облагаемых НДС, противоречит ст. 88 НК РФ. Привлечение общества к ответственности в этом случае неправомерно.

Также Президиум ВАС РФ указал на возможность пересмотра дел со схожими обстоятельствами на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code