ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. НДС

Облагаются ли НДС выполнение органами власти работ, оказание услуг, которые не относятся к их исключительным полномочиям (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ)

 

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, в случае если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Согласно официальной позиции при выполнении налогоплательщиками работ либо услуг, не относящихся к их исключительным полномочиям, они должны уплатить НДС.

Судебная практика придерживается следующей точки зрения: если работы (услуги) могут быть выполнены не только налогоплательщиком, претендующим на освобождение, то пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ неприменим. Есть работа автора, подтверждающая данную точку зрения.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-07-11/178

Разъяснено, что, если органы местного самоуправления оказывают услуги, не относящиеся к их исключительным полномочиям, они обязаны уплачивать НДС. В данном случае услуги оказываются по договору, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения по НДС.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2012

 

Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@ «Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам»

Налоговое ведомство разъяснило, что на работы по отводу лесосек (подготовке лесосечного фонда) положения пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не распространяются.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 01.11.2007 N 719-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных учреждений Республики Марий Эл «Волжский лесхоз» и «Руткинский лесхоз» на нарушение конституционных прав положениями статей 143, 246 и пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Суд указал, что реализация лесхозами неутилизированной древесины, полученной от рубок ухода за лесом, не подпадает под пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 N 3332/04 по делу N 1231/5-1377/5

Суд отметил, что операции лесхозов по реализации древесины, полученной от мер по уходу за лесом, не являются исключительными полномочиями лесхоза. В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ данные операции могут выполняться и лесопользователями. Следовательно, такая реализация облагается НДС. Аналогично облагается НДС оказание транспортных услуг по погрузке и перевозке древесины, добытой от рубок при уходе за лесом.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 N 1331/04 по делу N А59-1190/03-С13

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.01.2008 по делу N А38-1245-4/229-2006 (Определением ВАС РФ от 08.05.2008 N 5850/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.01.2008 по делу N А38-1598-4/246-2006 (Определением ВАС РФ от 08.05.2008 N 5960/08)

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.01.2008 по делу N А38-236-12/128-2006 (Определением ВАС РФ от 08.05.2008 N 5841/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.10.2007 по делу N А29-206/2007А

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2007 по делу N А79-5819/2006

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.2007 N А19-21095/06-Ф02-1134/07 по делу N А19-21095/06

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2008 N Ф03-А51/07-2/6155 по делу N А51-10643/06-8-266

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А51/07-2/5983 по делу N А51-13747/06-33-334

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.01.2008 N Ф03-А73/07-2/6015 по делу N А73-648/2007-16

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.12.2007 N Ф03-А73/07-2/5246 по делу N А73-12378/2006-29

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2007 N Ф04-226/2007(31223-А46-25) по делу N 13-1745/2005

Постановление ФАС Московского округа от 07.07.2008 N КА-А41/5748-08 по делу N А41-К2-11388/06

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2008 по делу N А56-8343/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2007 по делу N А26-2727/2006-218

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12.2007 N Ф08-8495/07-3188А по делу N А32-4487/2007-46/82

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2007 N Ф08-7019/2006-2893А по делу N А32-24663/2004-11/849-33/726

Постановление ФАС Уральского округа от 21.08.2007 N Ф09-2160/07-С3 по делу N А30-1058/06 (Определением ВАС РФ от 24.10.2007 N 13029/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2011 N Ф03-3241/2011 по делу N А73-13406/2010

Суд разъяснил, что оказание учреждением физическим и юридическим лицам жилищно-коммунальных услуг, услуг по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе не является исключительным полномочием учреждения, поскольку такие услуги может осуществлять любое юридическое лицо. В связи с этим при оказании данных услуг учреждение не вправе руководствоваться пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 по делу N А13-2753/2007

Суд указал, что реализация семян для воспроизводства лесного фонда не относится к исключительным полномочиям лесхоза, так как в соответствии со ст. 83 ЛК РФ данные операции могут выполняться и другими лесопользователями. В связи с этим данные операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2008 по делу N А44-1677/2007

Суд указал, что работы по лесовосстановлению не относятся к исключительным полномочиям лесхоза, а значит, положения пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ в данном случае не применяются. Таким образом, данные операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.2008 по делу N А82-1548/2007-27 (Определением ВАС РФ от 13.04.2009 N ВАС-3003/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что услуги по снабжению войсковых частей и соединений горюче-смазочными материалами, оказанные войсковой частью, облагаются НДС, поскольку предоставление подобных услуг не относится к исключительным полномочиям войсковой части и может осуществляться любым юридическим лицом, в том числе не входящим в систему Вооруженных Сил РФ.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2007 по делу N А56-26623/2005

Суд признал, что, поскольку оказание услуг по хранению товарно-материальных ценностей сторонним организациям не является исключительным полномочием учреждения, входящего в систему управления Российского агентства по государственным резервам, они облагаются НДС.

 

Постановление ФАС Московского округа от 03.04.2007, 04.04.2007 N КА-А40/1558-07 по делу N А40-25758/06-112-163

Суд пришел к следующему выводу: деятельность налогоплательщика облагается НДС, так как лицензии на осуществление аналогичных видов деятельности были выданы Госатомнадзором России еще 34 организациям, а это указывает на то, что полномочия налогоплательщика не были исключительными.

 

Облагается ли НДС выполнение работ (оказание услуг) учреждениями, которые находятся в ведении органов государственной власти (органов местного самоуправления) и (или) наделены исключительными полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления) (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ)?

 

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов, актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией признается государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом РФ, органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Возникает вопрос: облагается ли НДС выполнение работ (оказание услуг) учреждениями, которые находятся в ведении органов государственной власти (органов местного самоуправления) и (или) наделены исключительными полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления)?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Имеются Постановления Президиума ВАС РФ, в которых говорится о возможности применения пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ учреждениями (комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации района города, отделами вневедомственной охраны), не являющимися органами государственной власти (органами местного самоуправления), но выполняющими возложенные на них исключительные полномочия. Есть судебные акты кассационной инстанции с аналогичными выводами, касающимися иных учреждений (медицинских вытрезвителей, Росрезерва, отделений Пенсионного фонда РФ и др.), которые не являются органами государственной власти, но находятся в их ведении (в ведении органов местного самоуправления) либо их функции по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти (органов местного самоуправления). Ранее аналогичные выводы в отношении услуг, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, были сделаны в разъяснениях МНС России. Имеются работы авторов, подтверждающие данную позицию.

Иная позиция сформулирована в Письме Минфина России, выпущенном после вынесения Постановлений Президиума ВАС РФ. Она заключается в том, что услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, оказываемые государственным или муниципальным учреждением, облагаются НДС. Это объясняется тем, что государственное учреждение не является органом государственной власти и органом местного самоуправления. Также до принятия упомянутых Постановлений Президиума ВАС РФ были выпущены разъяснения налоговых органов, в которых указывалось, что выполнение работ (оказание услуг) организациями, находящимися в ведении соответствующих органов власти, не подпадает под действие пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Если работы (услуги) выполнены (оказаны) учреждениями, которые находятся в ведении органов государственной власти (органов местного самоуправления) и (или) наделены исключительными полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления), то данные операции не облагаются НДС

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 N 3838/05 по делу N А55-7773/2004-11

Суд указал, что полученные комитетом средства от населения в виде платы за коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой базы по НДС, поскольку деятельность комитета в части сбора платы за жилье и коммунальные услуги в данном случае рассматривается как выполнение органом местного самоуправления п. п. 4 и 9 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2007 по делу N А55-11085/2006-29

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.2006 по делу N А49-1865/2006-130А/17

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2003 N 7213/03 по делу N А67-11429/02

Суд указал, что услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, относятся к услугам, указанным в пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2003 N 10500/03 по делу N А47-4318/2002АК-22

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2007 по делу N А82-16032/2005-15

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2008 N Ф04-656/2008(1410-А67-3) по делу N А67-3681/07

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 N Ф04-9407/2005(18395-А45-34)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2005 N Ф04-6995/2005(15561-А27-14)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2005 N Ф04-3125/2005(11508-А45-35)

Постановление ФАС Московского округа от 20.01.2005 N КГ-А40/11919-04

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2005 N А66-13542/2004

Постановление ФАС Уральского округа от 22.11.2005 N Ф09-5273/05-С2 по делу N А47-12891/05

Консультация эксперта, 2007

Консультация эксперта, 2005

 

Обратите внимание!

В Письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено ФНС России для сведения и использования в работе Письмом от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097) даны указания налоговым органам руководствоваться актами, письмами ВАС РФ и Верховного Суда РФ со дня их размещения в полном объеме на их официальных сайтах (или со дня официального опубликования) в случае, если письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с указанными актами, письмами.

Данное Письмо не содержит выводов по вопросу о том, облагается ли НДС выполнение работ (оказание услуг) учреждениями, которые находятся в ведении органов государственной власти (органов местного самоуправления) и (или) наделены исключительными полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления). Однако при возникновении спора по этому вопросу оно может быть использовано такими учреждениями в качестве дополнительного аргумента в обоснование неначисления НДС при выполнении ими работ (оказании услуг).

 

Письмо МНС России от 29.06.2004 N 03-1-08/1462/17@

В Письме разъяснено, что услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, относятся к услугам, указанным в пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ. Обязанность по оказанию платных услуг по охране имущества физических и юридических лиц на основе договоров возложена на них как исключительные полномочия в сфере деятельности органов внутренних дел (милиции).

 

Постановление ФАС Уральского округа от 16.05.2014 N Ф09-2508/14 по делу N А50-13998/2013

Суд установил, что федеральное казенное учреждение (исправительная колония) имело собственное производство и реализовывало свою продукцию на собственной территории без увеличения стоимости товаров на сумму НДС. В связи с этим инспекция доначислила учреждению налог.

Суд указал, что исправительные колонии как федеральные казенные учреждения выполняют функции государственного органа. Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ услуги по содержанию осужденных, в комплекс которых входит и обеспечение возможности осужденными приобретать продукты питания, не является объектом налогообложения по НДС.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 N Ф04-3073/2009(7299-А70-37) по делу N А70-5406/2008

Суд пришел к выводу, что оказание пожарной охраной услуг по вскрытию дверей в рамках выполнения возложенных на нее законодательством РФ исключительных полномочий в сфере аварийно-спасательных работ, в силу пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признается объектом налогообложения по НДС.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.02.2008 по делу N А42-5110/2007 (Определением ВАС РФ от 27.06.2008 N 8056/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд пришел к выводу, что деятельность учреждения по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва связана исключительно с реализацией государственных функций по поддержанию обороноспособности страны и не является предпринимательской. Следовательно, оказание таких услуг не облагается НДС.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 30.08.2007 N Ф09-6447/07-С2 по делу N А71-8831/06 (Определением ВАС РФ от 26.12.2007 N 17416/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Полученные учреждением средства от осуществления операций по содержанию и ремонту жилых помещений, коммунальному обслуживанию, текущему и капитальному ремонту домов, сдаче в аренду помещений не являются объектом налогообложения по НДС, так как учреждение осуществляло полномочия исполнительного органа местного самоуправления, возложенные на него законодательством.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 10.05.2005 N Ф09-1869/05-С2 по делу N А60-36778/04

Суд признал, что плательщик правомерно применил пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, так как Государственная хлебная инспекция, в том числе и ее территориальное подразделение, постановлением Правительства РФ определена в качестве специально уполномоченного органа в области государственного контроля за качеством, рациональным использованием зерна и продуктов его переработки. Органы инспекции входят в систему государственных органов и осуществляют исключительные полномочия, обязанности по проведению сертификации и экспертизы зерна и продуктов его переработки.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2005 N Ф09-5709/04-АК по делу N А76-10074/04

Суд признал правомерным применение пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, так как обязательность выполнения технического надзора заказчиком-застройщиком предусмотрена Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и осуществляется муниципальным учреждением «Отдел капитального строительства» в рамках возложенных на него актами органа местного самоуправления исключительных полномочий.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 N Ф04-1653/2005(9650-А45-34)

Суд признал, что полномочия Пенсионного фонда РФ по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти на основании позиции Конституционного Суда по вопросу отнесения Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и управления в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы».

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 N Ф04-1650/2005(9661-А45-34)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 N Ф04-1568/2005(9657-А45-31)

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2005 N А74-2531/03-К2-Ф02-1963/05-С1

Суд признал, что учреждение, находящееся в ведении Центрального окружного управления Российского агентства по государственным резервам, входит в единую федеральную систему государственного резерва, основным видом деятельности которого является хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного резерва Российской Федерации, следовательно, является органом, входящим в систему органов государственной власти, и при выполнении работ в рамках возложенных на него исключительных полномочий по формированию государственного резерва мог быть применим пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.08.2005 N А33-12519/04-С3-Ф02-3949/05-С1, А33-12519/04-С3-Ф02-4416/05-С1

Постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2005 N Ф09-4879/05-С2 по делу N А50-12727/05

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2005 N А29-7699/2004а

Суд признал, что при оказании услуг медицинским вытрезвителем отсутствует объект обложения НДС в силу пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, потому что медицинский вытрезвитель входит в структуру органов внутренних дел и выполняет услуги, возложенные на него Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции».

 

Позиция 2. Если работы (услуги) выполнены (оказаны) учреждениями, которые находятся в ведении органов государственной власти (органов местного самоуправления) и (или) наделены исключительными полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления), то данные операции облагаются НДС

 

Письмо Минфина России от 30.12.2008 N 03-07-11/389

Финансовое ведомство разъясняет, что поскольку государственное учреждение не является органом государственной власти и органом местного самоуправления, то оказание данным учреждением услуг по проведению госэкспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий облагается НДС.

 

Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@

Разъяснено, что согласно пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в ведении соответствующих органов власти. Исходя из этого данная норма не может быть применена в отношении услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Роснедвижимости. Следовательно, оказание таких услуг облагается НДС.

 

Письмо ФНС России от 24.10.2005 N ММ-6-03/895@ «О направлении Письма Федеральной налоговой службы о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость средств, получаемых Центрами специальной связи и информации ФСО России от оказания услуг специальной связи»

Разъяснено, что услуги связи (с использованием сетей специальной связи), оказываемые в установленном порядке Центрами специальной связи и информации ФСО России, не облагаются НДС, если последние не являются организациями, находящимися в ведении ФСО России (в частности, подведомственными федеральными государственными учреждениями).

 

Письмо ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/204/9@

Разъяснено, что пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ распространяется на оказание услуг только органами, которые входят в систему органов государственной власти. При оказании учреждениями, находящимися в их ведении, платных услуг по провозу тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам общего пользования оснований для непризнания объектом налогообложения по НДС платы, взимаемой с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, не имеется.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code