ПЕРЕДАЧА ТОВАРОВ В РЕКЛАМНЫХ ЦЕЛЯХ

Облагается ли НДС передача налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в рекламных целях (распространение рекламных материалов) (пп. 1, 2 п. 1 ст. 146, пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ)

 

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ облагается НДС. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признаются реализацией товаров (работ, услуг).

При этом в силу пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ не облагается НДС передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, затраты на которые включаются в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не облагается НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

По данному вопросу существует три точки зрения.

В Постановлении Пленума ВАС РФ указано, что передача товаров (работ, услуг) в рекламных целях подлежит налогообложению на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, если расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг) превышают 100 руб. Есть разъяснения Минфина России, УФНС России по г. Москве, судебные акты и работы авторов с аналогичным выводом.

Вторая точка зрения, также представленная в указанном Постановлении Пленума ВАС РФ, заключается в том, что не является объектом налогообложения по НДС распространение налогоплательщиком рекламных материалов в рамках деятельности по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара. Минфин России рекомендовал руководствоваться данной позицией Пленума ВАС РФ при решении вопроса о применении НДС в отношении распространяемых рекламных материалов.

Также имеются судебные акты и работы авторов, в которых говорится о том, что раздача рекламной продукции не облагается НДС, если расходы по ее приобретению учитываются при налогообложении прибыли.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Передача товаров (работ, услуг) в рекламных целях облагается НДС, если расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг) превышают 100 руб.

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»

В п. 12 Постановления указано, что в случае передачи товаров (работ, услуг) в рекламных целях такие операции подлежат налогообложению на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, если расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг) превышают 100 руб.

 

Письмо Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320

Финансовое ведомство рассмотрело следующую ситуацию: организация в целях привлечения клиентов в рамках рекламной акции раздает посетителям (потенциальным клиентам) в своих офисах подарки и сувениры со своей символикой при оказании им информационно-консультационных услуг.

Минфин России разъяснил, что передача организацией своим клиентам подарков является объектом налогообложения по НДС (п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ). При этом предоставление в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб., не облагается НДС на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

 

Письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-11/424

Ведомство разъясняет, что на основании п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача в рекламных целях каталогов, содержащих информацию о товарах, облагается НДС. При этом передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб., не облагается НДС на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

 

Письмо Минфина России от 10.06.2010 N 03-07-07/36

Финансовое ведомство разъясняет, что на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ распространение в рекламных целях брошюр, буклетов, флаеров, календарей, листовок облагается НДС. При этом отмечается, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождается от налогообложения.

 

Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-07-11/338

Разъяснено, что на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ распространение брошюр в рекламных целях облагается НДС. При этом отмечается, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не облагается НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

 

Письмо Минфина России от 14.04.2008 N 03-07-11/144

Разъяснено, что на основании п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ безвозмездная передача рекламной продукции (в том числе сувенирной с логотипом компании) в ходе проведения рекламных акций является безвозмездной передачей товаров, облагаемой НДС (в отличие от безвозмездной передачи товаров некоммерческими организациями в благотворительных целях). При этом отмечается, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не облагается НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 22.09.2006 N 03-04-11/178

Консультация эксперта, 2008

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276

Разъяснено, что бесплатная передача физическим лицам рекламной или сувенирной продукции облагается НДС. Однако согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. Для применения этой льготы налогоплательщик должен подтвердить, что передача подарка соответствует законодательству о рекламе.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206

Разъяснено, что рекламная или сувенирная продукция, расходы на приобретение единицы которой превышают 100 руб., бесплатно (безвозмездно) переданная партнерам, является объектом налогообложения по НДС.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 N 20-12/102577.1

Московское налоговое ведомство разъяснило, что продукция (ручки, пакеты, брелоки и т.д.), безвозмездно переданная в рекламных целях, облагается НДС, если расходы на приобретение (создание) единицы данных товаров превышают 100 руб. Налоговая база определяется исходя из рыночных цен на данную продукцию.

 

Постановление ФАС Московского округа от 13.05.2014 N Ф05-2657/14 по делу N А40-121701/12-107-602

Суд указал, что если стоимость товара не превышает 100 руб., то при его передаче в рекламных целях налогоплательщик в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не начисляет НДС. Вместе с тем в случае превышения стоимости передаваемого товара 100 руб. при передаче товара в рекламных целях налогоплательщик обязан начислить и уплатить НДС.

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.03.2013 по делу N А20-2704/2010

Суд установил, что банк провел розыгрыши призов среди лиц, открывших вклады в банке. Выигравшим вкладчикам передавались подарки: бытовая техника, сотовые телефоны, компьютеры и легковые автомобили.

Как указал суд, названные подарки не являются сувенирной продукцией, не содержат логотипа банка, обладают потребительской ценностью для получателя, имеют рыночную стоимость и являются товаром. При реализации в рекламных целях товаров (работ, услуг) расходы на их приобретение составили менее 100 руб., в связи с чем НДС не начисляется. Если такие расходы составляют более 100 руб., НДС начисляется в общеустановленном порядке.

 

Консультация эксперта, 2011

Автор, учитывая позицию Минфина России, разъясняет, что при передаче в рамках рекламной акции на безвозмездной основе товара, стоимость которого превышает 100 руб., возникает объект налогообложения по НДС.

 

Позиция 2. Не является объектом налогообложения по НДС распространение налогоплательщиком рекламных материалов в рамках деятельности по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»

Пленум ВАС РФ в п. 12 Постановления указал следующее. Не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения по НДС, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, т.е. имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

 

Письмо Минфина России от 19.09.2014 N 03-07-11/46938

Министерство рекомендовало при решении вопроса о применении НДС в отношении распространяемых организацией рекламных материалов руководствоваться п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33. В соответствии с указанным пунктом не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения по НДС, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, т.е. имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

 

Позиция 3. Передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, если расходы на их приобретение учитываются при налогообложении прибыли

 

Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу N А40-47825/11-116-132

Суд установил, что раздача рекламной продукции производилась для собственных нужд, поскольку была направлена на увеличение экономических показателей вследствие повышения интереса к продукции. При этом налогоплательщик учитывал стоимость материалов в расходах по налогу на прибыль. Таким образом, согласно пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ при распространении рекламной продукции объект налогообложения по НДС отсутствовал.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 08.11.2011 по делу N А40-560/11-99-3

 

Постановление ФАС Московского округа от 06.10.2009 N КА-А40/10351-09 по делу N А40-84804/08-141-399

Суд пришел к выводу, что передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, поскольку их стоимость включалась в общую цену товаров, а затраты общества на рекламу списывались в расходы.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123

 

Статья: Стимулирующая лотерея в торговле (Начало) (Козырева С.Н.) («Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 3)

Автор приходит к выводу, что если расходы на приобретение рекламной продукции учитываются при налогообложении прибыли, то при ее раздаче объекта по НДС не возникает.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Расходы на рекламу (Моисеев М.В.) («Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 11)

 

Консультация эксперта, 2009

Автор считает, что стоимость товаров, переданных в рекламных целях, не облагается НДС, однако такую позицию придется отстаивать в суде.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Сувенир не подарок, а средство продвижения («Налоговые споры», 2007, N 4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code