СРОК ОБРАЩЕНИЯ ЗА ЗАЧЕТОМ ИЛИ ВОЗВРАТОМ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ (ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ) СУММ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ

По поводу зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных налогов <1>, пеней, штрафов организации и индивидуальные предприниматели <2> должны обращаться в налоговые органы (п. 4, абз. 3 п. 5 ст. 78, п. 3 ст. 79 НК РФ). Также есть возможность подать заявление в суд. В отношении излишне уплаченных платежей такое заявление подается после того, как инспекция отказала в удовлетворении вашего требования или оставила его без ответа (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Что касается излишне взысканных налогов (пеней, штрафов), то подать в суд заявление об их возврате можно без предварительного обращения в инспекцию. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.04.2010 N 17413/09.

———————————

<1> Порядок зачета и возврата налогов, установленный ст. ст. 78 и 79 НК РФ, распространяется и на государственную пошлину (абз. 2 п. 14 ст. 78, абз. 2 п. 9 ст. 79 НК РФ). При этом он имеет особенности, которые предусмотрены ст. 333.40 НК РФ. В настоящем Практическом пособии вопросы зачета и возврата государственной пошлины не рассматриваются.

<2> Правила зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей применяются в отношении налогоплательщиков, а также налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ).

 

Сроки подачи соответствующих заявлений в инспекцию или в суд отличаются в зависимости от того, являются платежи излишне уплаченными или излишне взысканными.

 

В КАКОЙ СРОК МОЖНО ПОДАТЬ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗАЧЕТЕ (ВОЗВРАТЕ) ПЕРЕПЛАТЫ ПО НАЛОГУ, ПЕНЕ, ШТРАФУ

 

Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов (пеней, штрафов) налоговые органы осуществляют по заявлению налогоплательщика (п. п. 4, 5, 6, 14 ст. 78 НК РФ). Срок подачи заявления — три года со дня уплаты в бюджет указанных сумм (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ).

По общему правилу налоги (пени, штрафы) считаются уплаченными:

— с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1, 1.1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ) <1>;

— со дня внесения индивидуальным предпринимателем в банк, кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для перечисления в бюджет (пп. 3 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).

———————————

<1> Если налог перечисляет организация — получатель бюджетных средств (бюджетное, казенное или автономное учреждение), он считается уплаченным с момента отражения расходной операции на ее лицевом счете, открытом в Федеральном казначействе, финансовых органах субъекта РФ или муниципального образования. Это следует из пп. 2 п. 3 ст. 45 НК РФ, п. 4 ст. 161, ст. 166.1 БК РФ, п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3.2, 3.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

 

Указанные события определяют начало трехлетнего срока обращения в инспекцию за зачетом или возвратом переплаты. Данный срок истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока (п. 3 ст. 6.1 НК РФ). Если эта дата приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

 

Например, 14 апреля 2015 г. бухгалтер организации предъявил в банк платежное поручение на перечисление водного налога за I квартал 2015 г. в сумме 580 000 руб. Впоследствии выяснилось, что сумма налога была завышена и уплачена в излишнем размере.

Началом установленного трехлетнего срока подачи в налоговый орган заявления о зачете (возврате) образовавшейся переплаты является день уплаты излишней суммы налога — 14 апреля 2015 г. Последний день этого срока — 14 апреля 2018 г. — выпадает на выходной день (суббота). Поэтому организация может обратиться в инспекцию не позднее следующего рабочего дня — 16 апреля 2018 г. (понедельник).

 

Особые правила исчисления срока подачи заявления о зачете или возврате излишне уплаченных в бюджет платежей действуют в двух случаях.

  1. Переплата образовалась при перечислении авансовых платежей по налогу. О ней, в частности, свидетельствует то, что по итогам налогового периода сумма налога к уплате оказывается меньше суммы перечисленных авансовых платежей.

В этом случае трехлетний срок обращения в инспекцию с заявлением о зачете или возврате переплаты исчисляется с даты подачи декларации по итогам налогового периода, но не позднее установленного срока ее представления в налоговый орган.

Такая позиция в отношении возврата излишне уплаченного налога на прибыль выражена в Определении Верховного Суда РФ от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10. Официальные органы со ссылкой на указанное Постановление Президиума ВАС РФ пришли к аналогичному выводу (Письмо Минфина России от 15.06.2012 N 03-03-06/1/309, Информация ФНС России, Письмо ФНС России от 21.02.2012 N СА-4-7/2807). Нижестоящие суды придерживаются такой же позиции в том числе в отношении переплаты по другим налогам, а также зачета излишне уплаченных сумм.

Например, организация является плательщиком налога на прибыль и уплачивает квартальные авансовые платежи по нему (п. 3 ст. 286 НК РФ).

По итогам I квартала 2013 г. налоговая база составила 250 000 руб., а сумма авансового платежа — 50 000 руб. (250 000 руб. x (18% + 2%)). 26 апреля 2013 г. бухгалтер организации перечислил эту сумму в бюджет.

По итогам полугодия сумма расходов организации превысила ее доходы, поэтому налоговая база и авансовый платеж за данный отчетный период составили 0 руб. (п. 8 ст. 274 НК РФ). Таким образом, сумма авансового платежа за I квартал (50 000 руб.) является излишне уплаченной.

По поводу зачета или возврата переплаты организация до конца года в налоговый орган не обращалась, рассчитывая зачесть ее при уплате авансового платежа по итогам девяти месяцев или суммы налога за год. Однако в этих периодах организация понесла убытки. Декларацию по итогам 2013 г. организация представила 28 марта 2014 г.

В данном случае трехлетний срок обращения в инспекцию за зачетом или возвратом излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 50 000 руб. исчисляется с 28 марта 2014 г. Соответствующее заявление организация должна подать не позднее 28 марта 2017 г.

 

  1. Переплата образовалась в результате предыдущего зачета инспекцией излишних сумм налогов, пеней, штрафов в счет текущих платежей в бюджет или погашения налоговой задолженности <2>.

———————————

<2> Возможна ситуация, когда в результате зачета излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в счет авансовых платежей переплата образуется по итогам налогового периода из-за превышения таких авансовых платежей над суммой налога к уплате. В таком случае срок обращения в инспекцию с заявлением о зачете (возврате) переплаты исчисляется в порядке, описанном для первой ситуации, — с даты подачи декларации по итогам налогового периода, но не позднее установленного срока ее представления в налоговый орган.

 

В этом случае трехлетний срок подачи заявления о зачете или возврате излишней суммы необходимо отсчитывать с даты, когда инспекция произвела зачет, сформировавший переплату (пп. 4 п. 3, п. 8 ст. 45, п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ, Постановления Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8395/11, ФАС Московского округа от 19.03.2013 N А40-66186/12-99-388).

 

Например, 14 января 2015 г. организация обратилась в налоговый орган с заявлением о зачете переплаты по налогу на имущество в сумме 120 000 руб. в счет уплаты транспортного налога за 2014 г. Зачет произведен инспекцией 26 января 2015 г.

Впоследствии выяснилось, что налогоплательщик при исчислении транспортного налога имел право на льготу. В связи с этим сумма транспортного налога по декларации за 2014 г. составила 100 000 руб. То есть в результате зачета у организации образовалась переплата по транспортному налогу в сумме 20 000 руб. (120 000 руб. — 100 000 руб.).

В таком случае трехлетний срок обращения в налоговый орган нужно отсчитывать с 26 января 2015 г. Подать заявление о зачете или возврате переплаты организация может не позднее 26 января 2018 г.

 

СИТУАЦИЯ: С какой даты исчисляется срок подачи в налоговый орган заявления о зачете или возврате переплаты, если налог уплачивался частями (несколькими платежными поручениями)

 

Заявление о зачете или возврате переплаты вы должны подать в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты излишней суммы (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ).

Иногда на практике организации и индивидуальные предприниматели перечисляют налог в бюджет несколькими платежами.

Если позднее выявляется переплата, возникает вопрос: с какого дня нужно отсчитывать срок обращения в инспекцию с заявлением о зачете или возврате излишнего платежа?

Налоговый кодекс РФ ответа на него не содержит.

Изложенную ситуацию рассмотрел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04. Суд пришел к выводу, что срок подачи заявления о зачете переплаты нужно исчислять с даты каждого платежа отдельно <5>.

———————————

<5> Полагаем, что приведенная позиция судей ВАС РФ применима и в ситуациях, когда налогоплательщик обращается в инспекцию за возвратом переплаты. Ведь срок подачи заявлений о возврате и зачете устанавливает одна и та же норма.

 

Например, 11 марта 2013 г. организация представила в налоговый орган декларацию по налогу на имущество организаций за 2012 г., согласно которой сумма налога к уплате составила 1 200 000 руб. Указанная сумма перечислена в бюджет двумя платежными поручениями:

— 11 марта — 1 000 000 руб.;

— 18 марта — 200 000 руб.

Впоследствии организация представила уточненную декларацию за 2012 г. Сумма налога к уплате по этой декларации составила 900 000 руб.

В данном случае переплата сформирована двумя платежами:

— 11 марта 2013 г. налогоплательщик излишне перечислил 100 000 руб. (1 000 000 руб. — 900 000 руб.);

— 18 марта 2013 г. — 200 000 руб.

Организация должна подать в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога на имущество в следующие сроки (п. п. 3, 8 ст. 6.1, п. 7 ст. 78 НК РФ):

— в отношении первой части переплаты в сумме 100 000 руб. — не позднее 11 марта 2016 г.;

— в отношении второй части переплаты в сумме 200 000 руб. — не позднее 18 марта 2016 г.

 

Можно ли обратиться в суд с требованием о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов, если налогоплательщиком пропущен трехлетний срок подачи заявления в налоговый орган?

 

Нередко за налогоплательщиками числится «старая» переплата, т.е. переплата, с момента возникновения которой — перечисления налога — прошло более трех лет. Зачесть (вернуть) ее через инспекцию налогоплательщик не сможет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Возникает вопрос: можно ли зачесть (вернуть) через суд такие излишне уплаченные налоги?

Напомним: чтобы обратиться в суд, прежде всего следует подать в налоговый орган заявление о зачете (возврате) переплаты. И только если инспекция откажет вам в зачете (возврате) или не ответит на заявление в установленный срок, вы вправе направить требование в суд.

Такие разъяснения дал арбитражным судам Пленум ВАС РФ в п. 33 Постановления от 30.07.2013 N 57. В нем также отмечено, что в силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ возможность обращения в суд за зачетом или возвратом переплаты предоставлена налогоплательщику только в связи с нарушением его права на своевременный зачет (возврат) непосредственно через инспекцию. То есть речь идет о случае, когда при соблюдении налогоплательщиком установленной ст. 78 НК РФ процедуры инспекция ненадлежащим образом исполнила свои обязанности:

— отказала в зачете (возврате);

— не сообщила в установленные сроки о принятом по заявлению налогоплательщика решении.

Таким образом, налогоплательщик не может обратиться в суд за зачетом (возвратом) переплаты, если он пропустил срок обращения в инспекцию. Ведь в подобной ситуации не нарушается право на своевременный зачет (возврат), поскольку в налоговый орган заявление подается с нарушением срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ. Тем самым налогоплательщик не соблюдает процедуру, установленную Налоговым кодексом РФ.

Следует отметить, что в настоящее время нижестоящие суды фактически учитывают положения п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 только в части требования об обязательном соблюдении досудебного обращения в инспекцию. Вместе с тем споры по требованиям о возврате «старой» переплаты судьи рассматривают по существу (см., например Постановление ФАС Центрального округа от 19.12.2013 N А23-1227/2013).

Отказывая в удовлетворении требований, судьи исходят из ранее выработанного высшими судами подхода, согласно которому право на судебный возврат переплаты, в том числе и «старой», может быть реализовано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишней уплаты налога.

Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что налоговое законодательство в данном случае не лишает налогоплательщика права на возврат переплаты через суд. Президиум ВАС РФ ранее также указывал на право налогоплательщика, пропустившего срок обращения в инспекцию в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ, обратиться за возвратом переплаты непосредственно в суд (Постановление от 25.02.2009 N 12882/08). Однако до обращения в суд надлежало подать заявление в налоговый орган (Постановления Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10, от 08.11.2006 N 6219/06). Иной подход влечет переложение на суд обязанностей инспекции по подтверждению наличия или отсутствия у налогоплательщика недоимки (Постановление Президиума ВАС РФ N 18180/10).

Выводы о возможности возврата «старой» переплаты в судебном порядке содержали и разъяснения контролирующих органов (Письма Минфина России от 17.03.2011 N 03-02-08/27, от 01.06.2009 N 03-02-07/1-281, от 31.01.2008 N 03-02-07/1-37).

Однако обращаем ваше внимание на то, что в период вынесения приведенных постановлений действовали разъяснения Пленума ВАС РФ, содержавшиеся в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Из них следовало, что налогоплательщик до обращения в суд должен был обратиться с заявлением о зачете (возврате) переплаты в инспекцию. Однако положений об обязательном соблюдении предусмотренной ст. 78 НК РФ процедуры при подаче такого заявления данные разъяснения не содержали. А Постановление Пленума ВАС РФ N 5 утратило силу на основании п. 83 Постановления Пленума ВАС РФ N 57.

Также отметим, что прямых выводов и рекомендаций о недопустимости заявления в суд требований о зачете (возврате) переплаты, если с момента перечисления налога прошло более трех лет, п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 не содержит.

Учитывая изложенное, существует вероятность того, что нижестоящие суды и в дальнейшем будут руководствоваться сложившимся до выхода Постановления Пленума ВАС РФ N 57 подходом. Однако не исключено, что арбитражным судам будут даны дополнительные рекомендации по применению п. 33 указанного Постановления с целью исключения возможности судебного возврата «старой» переплаты.

В связи с этим рекомендуем вам своевременно обращаться в налоговый орган за зачетом (возвратом) переплаты. Тогда в случае несогласия с действиями (бездействием) налогового органа вы сможете беспрепятственно отстоять свои интересы в суде. С учетом положений п. 79 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 при своевременном обращении в инспекцию заявить в суд материальное требование о возврате налога вы сможете в течение трех лет со дня, когда налоговый орган откажет вам в зачете (возврате) либо не вынесет решение о зачете (возврате) в установленный ст. 78 НК РФ срок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code