КАКОЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ (ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ) СУММ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов осуществляет налоговый орган по месту учета организации (индивидуального предпринимателя). Таково общее правило п. 2 ст. 78 НК РФ.

Что касается излишне взысканных сумм, то ст. 79 НК РФ не устанавливает, какой налоговый орган должен произвести их зачет или возврат.

ФНС России разъясняет, что возврат излишне взысканных сумм производит инспекция по месту постановки налогоплательщика на учет (Письмо ФНС России N ММВ-20-8/52@, Казначейства России N 42-7.4-05/9.3-318 от 30.05.2013). Аналогичного подхода придерживаются и суды (Постановление ФАС Поволжского округа от 27.10.2009 N А55-1782/2009).

 

Примечание

В том числе ФНС России разъяснила, что в целях исполнения судебного акта, обязывающего налоговый орган возвратить сумму излишне уплаченного (взысканного) налога, решение о возврате принимает инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете в момент поступления копии судебного акта налоговому органу, в отношении которого этот акт вынесен (Письмо ФНС России N ММВ-20-8/52@, Казначейства России N 42-7.4-05/9.3-318 от 30.05.2013, ч. 1 ст. 177, ч. 9 ст. 201, ч. 4 ст. 271, ч. 4 ст. 289 АПК РФ).

 

Исходя из системного толкования положений п. 2 ст. 78 и ст. 79 НК РФ и учитывая принцип универсальности воли законодателя, при зачете излишне взысканных сумм, по нашему мнению, также следует обращаться в инспекцию по месту учета.

Нередко налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях (п. 1 ст. 83 НК РФ), например:

— по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;

— по месту нахождения обособленного подразделения организации;

— по месту нахождения недвижимого имущества.

Если руководствоваться прямым указанием п. 2 ст. 78 НК РФ, то с заявлением о зачете или возврате излишних сумм налогов, пеней и штрафов вы можете обратиться в любой налоговый орган, в котором состоите на учете.

Вместе с тем из Письма Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-315 можно сделать иной вывод: зачет и возврат излишних платежей в бюджет осуществляет та инспекция по месту вашего учета, которая выявила переплату.

Особое мнение чиновники финансового ведомства высказали в отношении крупнейших налогоплательщиков. Такие организации с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченных налогов должны обращаться в налоговый орган, в котором они состоят на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика (Письмо Минфина России от 11.10.2010 N 03-02-07/1-451).

ФНС России придерживается другой позиции. С точки зрения налогового ведомства, при возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов, перечисленных в бюджет в связи с деятельностью обособленного подразделения, налогоплательщик вправе выбрать, куда обратиться. Он может подать заявление о возврате в инспекцию по месту нахождения такого обособленного подразделения или в налоговый орган по месту нахождения головной организации (Письмо ФНС России от 19.11.2010 N ЯК-37-8/15939).

В связи с отсутствием у чиновников единого мнения по рассматриваемому вопросу конфликтные ситуации с налоговыми органами не исключены. В подобной ситуации налогоплательщики, как правило, обращаются в ту инспекцию, по месту учета в которой возникла переплата.

 

СИТУАЦИЯ: В какой налоговый орган нужно обращаться по поводу зачета (возврата) переплаты, образовавшейся по месту нахождения обособленного подразделения организации

 

Как уже отмечалось, по общему правилу зачет или возврат излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов осуществляет налоговый орган по месту учета организации. Однако налогоплательщик может состоять на учете в нескольких инспекциях, например по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений (пп. 2 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ).

Поэтому закономерен вопрос: в какой налоговый орган организация должна обращаться с заявлением о зачете или возврате излишнего платежа, который уплачен в бюджет в рамках деятельности обособленного подразделения?

Налоговый кодекс РФ такую ситуацию не предусматривает. Разъяснения контролирующих органов однозначного ответа на этот вопрос не дают.

Из анализа Письма Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-315 можно сделать вывод, что налог засчитывает и возвращает налоговый орган, выявивший переплату.

По мнению ФНС России, обратиться с заявлением о зачете или возврате переплаты, образовавшейся в связи с деятельностью обособленного подразделения, вы можете в любую инспекцию, в которой состоите на учете (Письмо от 19.11.2010 N ЯК-37-8/15939).

Как видим, разъяснения контролирующих органов противоречивы. Поэтому в подобной ситуации не исключены судебные споры. Арбитражная практика исходит из того, что зачет (возврат) переплаты может осуществить инспекция как по месту учета организации, так и по месту нахождения ее обособленного подразделения (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 14.10.2011 N А40-99747/10-4-476 <1>). Иными словами, налогоплательщик по своему усмотрению выбирает, в какую из этих инспекций обратиться по поводу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм. Примерами судебных решений, в которых суд поддержал позицию налогового органа, мы не располагаем.

———————————

<1> Данное Постановление вынесено в отношении организации — крупнейшего налогоплательщика. Полагаем, что выводы судей применимы и к другим категориям налогоплательщиков. Ведь порядок зачета (возврата) переплаты, установленный ст. ст. 78 и 79 НК РФ, одинаков для всех налогоплательщиков.

 

СИТУАЦИЯ: В какой налоговый орган нужно обращаться по поводу зачета (возврата) переплаты, образовавшейся по месту нахождения обособленного подразделения организации — крупнейшего налогоплательщика

 

Организации, которые являются крупнейшими налогоплательщиками, нередко состоят на учете как в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, так и в налоговых органах по месту нахождения своих обособленных подразделений. Это следует из пп. 2 п. 1 ст. 23, абз. 2, 3 п. 1 ст. 83 НК РФ, п. 1 Приложения к Приказу Минфина России от 11.07.2005 N 85н.

Напомним, что по общему правилу зачет или возврат излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов осуществляет налоговый орган по месту учета организации (п. 2 ст. 78 НК РФ).

В связи с этим возникает вопрос: куда должны подавать заявление о зачете (возврате) переплаты налога крупнейшие налогоплательщики?

Как разъяснил Минфин России, в отношении рассматриваемой категории организаций решение о зачете и возврате излишних платежей в бюджет принимает инспекция, поставившая их на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков (Письмо от 11.10.2010 N 03-02-07/1-451). Исходя из таких разъяснений, заявление о зачете (возврате) разумно подать именно в эту инспекцию.

Иное мнение высказала ФНС России: организации, которые имеют переплату в связи с деятельностью обособленного подразделения, вправе подать заявление о зачете или возврате излишней суммы в инспекцию по месту учета головной организации или по месту учета обособленного подразделения (Письмо от 19.11.2010 N ЯК-37-8/15939).

По нашему мнению, указанный подход Минфина России небесспорен. Каких-либо специальных правил зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней и штрафов в отношении крупнейших налогоплательщиков ст. ст. 78 и 79 НК РФ не устанавливают. Из п. 2 ст. 78 НК РФ следует, что принять решение о зачете (возврате) излишних платежей может любая инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. Поэтому у данной категории налогоплательщиков, как и у других, должен быть выбор, в какую инспекцию обращаться по данному поводу.

Налоговые органы образуют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства (ст. 30 НК РФ). Поэтому проблемы взаимодействия между своими территориальными подразделениями они не вправе перекладывать на налогоплательщиков. Такой вывод можно сделать из анализа Определения Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 N 438-О. Иными словами, ваша организация вправе обратиться с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченных платежей в инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения, которое перечислило их в бюджет, или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Заметим, что ссылку на указанное Определение, как правило, приводят и суды, поддерживая налогоплательщиков, обратившихся с заявлением о зачете (возврате) переплаты, образовавшейся в связи с деятельностью обособленного подразделения.

 

СИТУАЦИЯ: Какой налоговый орган должен осуществить зачет или возврат налогов (пеней, штрафов, процентов), если после подачи заявления организация (индивидуальный предприниматель) сменила место нахождения (место жительства)

 

На практике случается, что на момент подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней или штрафов налогоплательщик состоит на учете в одной налоговой инспекции. А затем, до того как она осуществит зачет (возврат), переходит в другую инспекцию.

При таких обстоятельствах не ясно, какая инспекция должна:

— вынести решение о зачете или возврате излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов, процентов);

— осуществить фактический зачет (возврат) переплаты.

С одной стороны, согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет (возврат) осуществляет инспекция по месту учета налогоплательщика. Таким образом, буквальное содержание ст. 78 НК РФ не предоставляет инспекции по прежнему месту учета налогоплательщика права на принятие решения о зачете (возврате) и осуществление зачета (возврата) переплаты. С другой стороны, в данной норме прямо не урегулированы случаи смены места учета налогоплательщика после подачи заявления о зачете (возврате).

Данный вопрос рассмотрен Пленумом ВАС РФ в п. 6 Постановления от 30.07.2013 N 57. Пленум ВАС РФ указал, что решение по существу по ранее поданному заявлению о зачете (возврате) должна принять инспекция по прежнему месту учета налогоплательщика. Она же должна совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этого решения.

Такая позиция аргументирована следующим. Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Право налогоплательщика на своевременный зачет (возврат) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов и процентов предусмотрено гл. 12 НК РФ. Таким образом, сам факт изменения места учета не может являться препятствием для реализации данного права.

 

Примечание

В Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, посвященном вопросам применения положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, сделан вывод, отличающийся от того, который изложен в п. 6 данного Постановления. Чиновники считают, что по заявлению о зачете (возврате), поданному налогоплательщиком в инспекцию по предыдущему месту учета и не рассмотренному ею, решение по существу принимает прежняя инспекция, а действия, связанные с его исполнением, осуществляются уже по новому месту учета.

 

Вместе с тем из приведенных разъяснений нельзя однозначно понять, что подразумевается под «необходимыми действиями, связанными с принятием и исполнением решения». Учитывая общее содержание п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 57, полагаем, что в данном случае речь идет об обязанности инспекции по прежнему месту учета осуществить со своей стороны все нужные для зачета (возврата) переплаты действия, которые она может осуществить.

Исключение из этой ситуации возможно, только если налогоплательщик не согласен с принятым прежней инспекцией решением и оспорил его в суде. Суд может по собственной инициативе привлечь инспекцию по новому месту учета в качестве соответчика. Это связано с тем, что при признании решения инспекции незаконным суд должен обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика, а инспекция по старому месту учета будет существенно ограничена в полномочиях для выполнения такого предписания (абз. 3 — 5 п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

До выхода Постановления Пленума ВАС РФ N 57 арбитражные суды при рассмотрении подобных споров, а также требований о возврате (зачете) переплаты обязывали произвести зачет (возврат) инспекцию по новому месту учета. Они мотивировали это тем, что изменение места нахождения налогоплательщика не отменяет обязанности инспекции по старому месту учета вернуть (зачесть) переплату, а налоговые органы, в свою очередь, являются централизованной системой (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 16.02.2010 N КА-А40/67-10-2, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10.2011 N А03-14027/2010).

Вывод о том, что обязанность произвести зачет (возврат) на основании решения, принятого инспекцией по старому месту учета или судом, следует из Письма ФНС России от 18.12.2012 N ЕД-4-8/21578@. Однако в нем чиновники рассмотрели вопрос о порядке возмещения НДС в случае изменения места постановки налогоплательщика на учет.

Кроме того, суды отмечают, что, если переплата возвращена с опозданием, инспекция по новому месту учета обязана выплатить вам проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ). Причем их выплата производится и тогда, когда нарушение срока возврата переплаты допустила инспекция по прежнему месту нахождения организации (Постановление ФАС Московского округа N КА-А40/67-10-2).

Исходя из изложенного, полагаем, что осуществить зачет или возврат излишне уплаченных сумм должна инспекция по старому месту учета. Вместе с тем в случае неисполнения указанным налоговым органом этой обязанности суд вправе возложить ее на инспекцию по новому месту учета налогоплательщика.

Отметим, что подавать заявление в налоговый орган по новому месту учета не нужно. Достаточно предъявить ему копию ранее поданного заявления о зачете (возврате) с отметкой о его принятии прежней инспекцией.

Более того, представлять в инспекцию вновь составленное заявление нецелесообразно, так как вместо продолжения процедуры зачета (возврата) переплаты налоговый орган начнет ее с самого начала. Соответственно, и сроки по такому обращению будут исчислены налоговиками заново.

В случае с излишне взысканными налогами (пенями, штрафами) ситуация аналогична.

Напомним, что ст. 79 НК РФ не устанавливает, в какой налоговый орган нужно обращаться за возвратом указанных сумм. При этом суды исходят из того, что он должен определяться точно так же, как и при зачете (возврате) излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.10.2009 N А55-1782/2009). Соответственно, не исполненную налоговым органом по старому месту учета обязанность по возврату излишне взысканных налоговых платежей, а также по выплате процентов, начисленных согласно п. 5 ст. 79 НК РФ, суд вправе возложить на инспекцию по новому месту учета налогоплательщика. Данный вывод подтверждают Постановления ФАС Московского округа от 27.02.2014 N Ф05-888/2014, ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2009 N А82-5204/2008-20, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2009 N А33-7146/08-Ф02-6943/08.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code