В КАКОМ СЛУЧАЕ НАЛОГ (ПЕНИ, ШТРАФ) ЯВЛЯЕТСЯ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫМ И КАК ЭТО ВЫЯВЛЯЕТСЯ

К поступлению в бюджет излишних сумм налогов (пеней, штрафов) приводят действия не только налогоплательщиков, но и налоговых органов.

Так, на практике распространена ситуация, когда налоговые органы доначисляют организации или индивидуальному предпринимателю налоги, пени, штрафы, но в последующем суд признает доначисления неправомерными. Если на момент вступления судебного решения в силу эти суммы перечислены в бюджет, они считаются излишне взысканными.

Важно отличать излишне взысканные платежи от излишне уплаченных, так как первые налоговый орган должен вернуть вам с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Что касается излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов), то по ним проценты начисляются только при нарушении налоговым органом срока возврата переплаты налогоплательщику (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Критерием разграничения излишне взысканных и излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов) служит основание их перечисления в бюджет (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 16551/11 <1>).

———————————

<1> Выводы, приведенные в данном Постановлении Президиума ВАС РФ в части оценки сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных, были включены в Обзор судебной практики рассмотрения налоговых споров, направленный ФНС России нижестоящим налоговым органам для использования в работе (Письмо от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

 

Если вы сами (без участия налогового органа) исчислили налог или пени в излишнем размере или ошиблись при указании платежа в платежном поручении, то сумма признается излишне уплаченной (Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 503-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 2105/11).

Если же излишнюю сумму налога (пеней, штрафа) начислил налоговый орган, отразив это в решении по итогам налоговой проверки и (или) в требовании, платеж признается излишне взысканным (Постановления Президиума ВАС РФ N 16551/11 <1>, от 29.03.2005 N 13592/04). При этом не имеет значения, уплатили вы соответствующую сумму самостоятельно (на основании такого требования либо решения) или ее принудительно взыскал налоговый орган.

В некоторых случаях суд может признать излишне взысканной сумму, уплаченную налогоплательщиком по инициативе инспекции, даже если налоговая проверка не проводилась и (или) требование об уплате налога (пеней, штрафа) не выставлялось.

Девятый арбитражный апелляционный суд рассмотрел следующий спор. В карточке расчетов с бюджетом инспекция отразила задолженность налогоплательщика по НДС. Задолженность налогоплательщик погасил. При этом требование об уплате налогов (пеней, штрафов) не выставлялось, налоговая проверка не проводилась. Затем по итогам сверки инспекция признала, что задолженность в карточке расчетов с бюджетом была отражена ошибочно.

Суд пришел к выводу, что перечисление денежных средств в бюджет носило принудительный характер. Принудительный характер платежа в этой ситуации не изменяет и перечисление указанной налоговым органом недоимки до принятия им решения и выставления требования. Поэтому суд посчитал, что возврат такой переплаты должен производиться по правилам возврата излишне взысканных платежей в порядке ст. 79 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 N 09АП-34166/2012). ФАС Московского округа с выводами апелляционной инстанции согласился (Постановление от 20.03.2013 N А40-79011/12-108-76).

Обнаружить факт излишнего взыскания налогов (пеней, штрафов) может как налогоплательщик, так и налоговая инспекция. Если налоговый орган самостоятельно выявил излишне взысканные суммы, он обязан сообщить вам о них в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта (п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 79 НК РФ). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@. Указанное сообщение может быть передано вам (вашему представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 4 ст. 79 НК РФ).

 

СИТУАЦИЯ: Является ли излишне взысканной сумма, которую налогоплательщик перечислил по неправомерно выставленному требованию об уплате налога, пеней, штрафа?

 

Если налогоплательщик в установленный срок не перечислил налог в бюджет, то по общему правилу <1> налоговый орган приступает к принудительному взысканию указанной задолженности по налогам. Такой вывод следует из анализа п. п. 1, 2, 6 ст. 45 НК РФ. Процедура принудительного взыскания начинается с выставления требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). До погашения задолженности по налогам на ее сумму начисляются пени (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). Отметим, что по неуплаченным пеням, штрафам налоговый орган также вправе приступить к принудительному взысканию и выставить соответствующее требование (п. п. 1, 8 ст. 45 НК РФ). Чтобы избежать процедуры принудительного взыскания налога (пеней, штрафа), некоторые налогоплательщики перечисляют платежи по выставленному требованию, даже если не согласны с их начислением.

———————————

<1> Взыскание не производится в случаях, предусмотренных п. 2.1 ст. 45 НК РФ. Это следует из п. п. 2, 2.1 ст. 45 НК РФ.

Допустим, что в последующем вышестоящий налоговый орган или суд признал взыскание налога, пеней, штрафов незаконным. Можно ли считать эти суммы излишне взысканными и требовать выплаты процентов?

В Налоговом кодексе РФ специальные нормы относительно данной ситуации отсутствуют.

В судебной практике сложился подход, согласно которому такой платеж является излишне взысканным и на него должны начисляться проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ. В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2014 N А11-2390/2013. Причем суды при рассмотрении таких ситуаций, как правило, ссылаются на Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 503-О <2>.

———————————

<2> Это Определение было издано в период, когда положения о начислении процентов на сумму излишне взысканного налога содержались в п. 4 ст. 79 НК РФ, а не в п. 5 данной статьи НК РФ, как в настоящее время. Конституционный Суд РФ в нем указал, что положение п. 4 ст. 79 НК РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

 

СИТУАЦИЯ: Является ли излишне взысканной сумма, которую налогоплательщик перечислил по неправомерному решению о привлечении к налоговой ответственности до выставления требования об уплате налога, пеней, штрафа?

 

В течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам налоговой проверки инспекция должна направить налогоплательщику требование об уплате доначисленной суммы недоимки, пеней и штрафов (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ). Однако некоторые организации и индивидуальные предприниматели перечисляют в бюджет доначисленные платежи на основании решения по итогам проверки, не дожидаясь выставления требования.

 

Примечание

Срок направления требования по результатам налоговой проверки продлен до 20 дней (пп. «б» п. 17 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ). Эти изменения вступили в силу 24 августа 2013 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 248-ФЗ). Есть неопределенность с датой начала действия документа, подробнее см. Справочную информацию.

Ранее срок направления требования по результатам налоговой проверки составлял 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

 

Возникает вопрос: будут ли доначисленные суммы являться излишне взысканными, если в последующем вышестоящий налоговый орган или суд признает их незаконными?

Официальные разъяснения относительно этой ситуации отсутствуют.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11 указал, что платежи, которые налогоплательщик добровольно перечислил на основании решения по итогам налоговой проверки, нельзя считать излишне уплаченными. Иными словами, в случае признания решения инспекции недействительным такие налоги, пени, штрафы являются излишне взысканными и должны быть возвращены вам с процентами.

Отметим, что до вынесения Президиумом ВАС РФ этого Постановления отдельные суды приходили к противоположному выводу (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2011 N А46-11313/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.08.2011 N ВАС-10395/11)).

Кроме того, отметим, что выводы, приведенные в Постановлении Президиума ВАС РФ N 16551/11 в части оценки сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных, включены в Обзор судебной практики рассмотрения налоговых споров, направленный ФНС России нижестоящим налоговым органам для использования в работе (Письмо от 24.12.2013 N СА-4-7/23263). Это может значительно повлиять на квалификацию территориальными налоговыми органами сумм налогов, уплаченных на основании решения по результатам проверки до выставления требования. Следовательно, возрастает вероятность получения налогоплательщиками процентов, начисленных на излишне взысканные суммы налога на основании п. 5 ст. 79 НК РФ, без обращения в суд.

 

СИТУАЦИЯ: Является ли излишне взысканной сумма переплаты, которую налоговый орган неправомерно зачел в счет недоимки (задолженности по пеням, штрафам)?

 

Переплату по налоговым платежам инспекция может самостоятельно зачесть в счет погашения недоимки, а также задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Иногда после этого вышестоящий налоговый орган или суд отменяет, например, решение инспекции по результатам выездной налоговой проверки и признает, что задолженности у вас не было.

Можно ли зачет переплаты в счет погашения недоимки (пеней, штрафов) считать излишним взысканием платежей в бюджет?

Официальные разъяснения относительно этой ситуации отсутствуют.

Президиум ВАС РФ указал, что в данном случае зачтенные инспекцией платежи являются излишне взысканными (Постановление от 11.06.2013 N 17231/12).

 

Примечание

Данные выводы, приведенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 N 17231/12, включены в Обзор судебной практики рассмотрения налоговых споров, направленный ФНС России нижестоящим налоговым органам для использования в работе (Письмо от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

 

Нижестоящие суды и до выхода упомянутого Постановления придерживались аналогичной позиции. При этом при возврате таких сумм из бюджета налогоплательщику должны выплачиваться проценты по п. 5 ст. 79 НК РФ. Выплата процентов производится независимо от того, как был осуществлен зачет:

— с согласия налогоплательщика — по его заявлению, поданному в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 24.01.2012 N А40-26877/11-129-120);

— без согласия налогоплательщика в порядке абз. 1 п. 5, абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2012 N А52-733/2011).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code