Государственный надзор при осуществлении капитального ремонта опасных производственных объектов

Согласно требованиям ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов осуществляется уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Таким образом, при капитальном ремонте опасных производственных объектов государственный строительный надзор не осуществляется.

В силу требований подпункта «а» п. 6 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1170, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности проводится в том числе за осуществлением юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем капитального ремонта опасного производственного объекта. Отметим при этом, что предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности (в том числе капитального ремонта опасного производственного объекта) обязательных требований, а также соответствие обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» истечение одного года со дня принятия решения о вводе в эксплуатацию после капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, является основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок.

Приказом Ростехнадзора от 23.04.2007 N 279 утверждены Методические указания о порядке обследования организаций, производящих работы по текущему, капитальному ремонту и реконструкции скважин (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2007 г. N 9582), в которых в том числе определяются подлежащие проверке вопросы. Вместе с тем данные Методические указания необходимо применять с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности включает в себя осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти следующих видов деятельности:

— деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области промышленной безопасности, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений;

— деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Таким образом, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности состоит из трех составляющих:

— проведения проверки;

— принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений;

— мониторинга (наблюдения, анализа, прогнозирования).

В рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности опасных производственных объектов осуществляются:

— контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

— лицензионный контроль (в рамках лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности; лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; лицензирования производства маркшейдерских работ; лицензирования эксплуатации химически опасных производственных объектов);

— постоянный государственный надзор за отдельными опасными производственными объектами.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 16 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности заключаются в следующем.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в отличие от Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает иные основания для включения плановой проверки в ежегодный план, а также иную периодичность проведения плановой проверки.

Так, основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

а) принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;

б) регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;

в) окончания проведения последней плановой проверки.

Кроме того, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет дополнительные условия, которые необходимо отражать в ежегодном плане проведения плановых проверок, распоряжении о проведении проверки и акте проверки, — дополнительно указываются наименование и место нахождения опасного производственного объекта, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

В Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» детализируются основания проведения внеплановой проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

а) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В этом случае Федеральный закон определяет следующие особенности уведомления о проведении внеплановой выездной проверки. Внеплановая выездная проверка по указанному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», без согласования с органом прокуратуры. В этом случае в связи с необходимостью принятия неотложных мер федеральный орган государственного надзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение 24 часов. При этом предварительное уведомление юридического лица или индивидуального предпринимателя не допускается;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме того, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает иные сроки проведения проверки. Так, срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Особенности организации и проведения проверок обусловливаются также видом контроля (надзора), проводимого в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Особое внимание хотелось бы уделить режиму постоянного государственного контроля (надзора), который впервые был введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяет особый круг субъектов, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), — юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие отдельные объекты использования атомной энергии, опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения и осуществляющие на этих объектах и сооружениях технологические процессы, представляющие собой опасность причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Объектом постоянного государственного надзора выступает деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах и сооружениях технологические процессы, представляющие собой опасность причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Режим постоянного государственного контроля (надзора) устанавливается Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и предполагает за собой постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах.

Перечень объектов повышенной опасности, порядок проведения проверок, в том числе отдельных мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 373 «Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии», Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях».

Предметом постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях являются:

— соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности (организация, владеющая объектом повышенной опасности), обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности, ведении технологических процессов и работ на данном объекте;

— соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности (организация, владеющая объектом повышенной опасности), обязательных требований при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на объекте повышенной опасности;

— соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности (организация, владеющая объектом повышенной опасности), обязательных требований при осуществлении работ по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности, а также выполнение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений.

Постоянный государственный надзор достигается посредством систематического и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора мероприятий по контролю, который проводится на основании утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору графика проведения мероприятий по контролю. Кроме того, руководитель (уполномоченный заместитель руководителя) органа надзора соответствующим приказом назначает должностных лиц органа надзора, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор, копия которого в срок не позднее 3 рабочих дней после его издания направляется в адрес организации, владеющей объектом повышенной опасности, любым доступным способом с последующим вручением назначенным лицам копии указанного приказа, заверенной печатью органа надзора, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю такой организации.

Установление в отношении объекта повышенной опасности постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и организации, владеющей объектом повышенной опасности, плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Результаты указанных мероприятий, а также составленные либо полученные при осуществлении постоянного государственного надзора документы и информация отражаются указанными должностными лицами в надзорном деле объекта повышенной опасности.

К отношениям, связанным с осуществлением постоянного государственного надзора, применяются положения Федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О безопасности гидротехнических сооружений» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Основанием для проведения мероприятий по контролю в рамках постоянного государственного надзора на отдельных опасных производственных объектах при проведении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются:

— приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об утверждении графика проведения мероприятий по контролю;

— приказ руководителя (уполномоченного заместителя) органа надзора о назначении должностных лиц органа надзора.

Дополнительного распоряжение о проведении мероприятий по контролю в рамках постоянного государственного надзора не требуется.

Мероприятия по контролю, результаты указанных мероприятий, а также составленные либо полученные при осуществлении постоянного государственного надзора документы и информация отражаются в надзорном деле объекта повышенной опасности.

В отношении фактов нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении постоянного государственного надзора, а также причин и условий, способствующих нарушению указанных требований, принимаются предусмотренные законодательством РФ меры, направленные на пресечение, предупреждение и (или) устранение выявленных нарушений обязательных требований. При этом в надзорном деле объекта повышенной опасности делается соответствующая запись, а выписка из указанного надзорного дела направляется уполномоченными лицами руководителю организации, владеющей объектом повышенной опасности, для ознакомления.

Более того, результаты проверки должны быть оформлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ: составлен акт, выдано предписание, составлены протоколы и постановление о назначении административного наказания — в случае выявления нарушений.

В силу требований части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» особенности организации и проведения проверок устанавливаются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, статья 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет, во-первых, особенности проведения проверок в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, во-вторых, особенности проведения проверок в отношении лицензиата — юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию.

Рассмотрим каждый случай в отдельности.

В первом случае проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры. Основанием для проведения проверки в указанных случаях является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

Предметом документарной проверки являются:

— сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии или при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, являются:

— состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

— наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

В отношении лицензиата — юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию, лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки.

Предметом указанных проверок являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает особые основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок:

— истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

— истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

— истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет также особые основания проведения внеплановой выездной проверки:

— истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

— поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

— истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

— наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

— наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.

Для проведения внеплановой выездной проверки на основании поступившего в лицензирующий орган обращения, заявления гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, требуется обязательное согласование в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. В указанном случае лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку без направления предварительного уведомления лицензиату.

В остальных случаях внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Федеральным законом от 04.03.2013 в статью 16 Закона были внесены дополнения и изменения, вступающие в силу в разные периоды времени.

Так, с 15 марта 2013 года в силу вступили дополнения, внесенные в пункт 4 статьи 16 в части содержания предмета проверки. Так, к ранее изложенному предмету было добавлено соблюдение требований обоснования безопасности опасного производственного объекта — в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта.

С 1 января 2014 года в силу вступают следующие изменения и дополнения в статье 16 Закона.

Во-первых, изменится пункт 5 статьи 16 в части пересмотра периодичности включения плановой проверки в ежегодный план.

До 1 января 2014 года периодичность включения плановой проверки в ежегодный план устанавливалась в один год (истечение одного года).

С 1 января 2014 года периодичность включения плановой проверки в ежегодный план будет устанавливаться в зависимости от класса опасного производственного объекта. Для опасных производственных объектов I и II классов опасности — это истечение одного года; для опасных производственных объектов III класса опасности — это истечение трех лет.

Во-вторых, статья будет дополнена пунктом 5.1, определяющим периодичность проведения плановых проверок — в зависимости от класса опасного производственного объекта.

В-третьих, статья будет дополнена пунктом 5.2, исключающим возможность проведения плановых проверок в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности.

В-четвертых, пункт 11 статьи 16 будет изложен в новой редакции, устанавливающей режим постоянного государственного надзора только в отношении опасных производственных объектов I класса опасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code