Требования промышленной безопасности к капитальному ремонту опасных производственных объектов: проблемы понятийного аппарата и другие проблемы реализации законодательства

Последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ, редакция Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» претерпела существенные изменения.

В частности, капитальный ремонт опасных производственных объектов перестал быть объектом регулирования большей части требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Так, например, согласно требованиям п. 1 ст. 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ) не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности документации на капитальный ремонт опасных производственных объектов. Соответственно, не подлежат экспертизе промышленной безопасности и изменения, вносимые в документацию на капитальный ремонт опасного производственного объекта.

Кроме того, согласно требованиям ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ) не требуется разработка декларации промышленной безопасности в составе документации на капитальный ремонт опасного производственного объекта.

В то же время капитальный ремонт опасного производственного объекта как вид проводимых работ законодатель в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не оставляет без внимания.

Необходимо отметить, что капитальный ремонт опасного производственного объекта согласно требованиям п. 1 ст. 6 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно требованиям все той же статьи 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

— капитальный ремонт осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности (первое предложение п. 1 ст. 8);

— не допускаются отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его капитального ремонта (первое предложение п. 2 ст. 8);

— не допускаются отступления от документации на капитальный ремонт опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации (первое предложение п. 2 ст. 8);

— организации, разработавшие соответствующую документацию, осуществляют авторский надзор в том числе в процессе капитального ремонта опасного производственного объекта (п. 3 ст. 8).

Кроме того, определенные требования содержатся в статье 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта», определяющей в том числе следующие объекты, подлежащие экспертизе промышленной безопасности:

— технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

— здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

— вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности.

В свою очередь, основаниями для разработки новой декларации промышленной безопасности согласно п. 3.1 ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» являются в том числе:

— изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на 20 процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

— предписание федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Возникает вопрос: проведение каких работ (техническое перевооружение, реконструкция и капитальный ремонт или только техническое перевооружение и реконструкция) влияет на изменение технологических процессов и увеличение количества опасных веществ?

Отметим, что понятие «техническое перевооружение опасного производственного объекта» раскрывается в статье 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» — «приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств».

Таким образом, техническое перевооружение опасного производственного объекта включает в себя проведение следующих из указанных работ:

— внедрение новой технологии, приводящее к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;

— автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, приводящая к изменению технологического процесса;

— модернизация применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;

— замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте.

Следовательно, техническое перевооружение опасного производственного объекта должно отвечать одновременно двум критериям:

— проведение одного из перечисленных видов работ;

— изменение технологического процесса, вызванное проведением такой работы.

К сожалению, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не раскрывает определений капитального ремонта опасного производственного объекта и реконструкции опасного производственного объекта.

В то же время это делает Градостроительный кодекс РФ, раскрывая указанные понятия следующим образом:

«Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов».

Исходя из указанных определений, а также требований п. п. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» понятно, что техническое перевооружение опасного производственного объекта может осуществляться одновременно с реконструкцией объекта. Вместе с тем, руководствуясь существующими правовыми нормами, достаточно сложно понять — может ли осуществляться техническое перевооружение опасного производственного объекта при капитальном ремонте объекта?

При этом следует принимать во внимание следующие моменты.

Во-первых, согласно требованиям статьи 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта может разрабатываться самостоятельно, а также может входить в состав проектной документации на реконструкцию объекта.

Во-вторых, в Градостроительном кодексе РФ отсутствует какое-либо упоминание о техническом перевооружении объекта. Данный вид работ не подпадает под сферу регулирования Градостроительного кодекса РФ.

Все вышеизложенное позволяет делать выводы о том, что исключать совсем из сферы регулирования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» капитальный ремонт опасного производственного объекта нельзя. Вместе с тем на сегодняшний день присутствует неясность и неопределенность во многих вопросах:

— нужно ли осуществлять ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта после его капитального ремонта и в каком порядке;

— возможны ли изменение технологического процесса и увеличение количества опасных веществ при капитальном ремонте опасного производственного объекта и нужно ли в связи с этим вновь разрабатывать декларацию промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта;

— возможно ли осуществление технического перевооружения опасного производственного объекта одновременно с капитальным ремонтом объекта?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code