Экспертиза проектной документации при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

Правовое регулирование:

— ст. ст. 48.1, 49, 49.1, 50 Градостроительного кодекса РФ;

— Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы»;

— Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

— Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

— Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 N 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

— Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1070 «О порядке аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

— Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 327 «О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий»;

— Приказ Минрегиона РФ от 23.03.2012 N 126 «Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2012 N 24284);

— Приказ Минрегиона РФ от 15.03.2012 N 100 «Об утверждении формы квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий» (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.04.2012 N 23727);

— Приказ Минрегиона РФ от 16.03.2012 N 102 «Об утверждении Порядка ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2012 N 24029);

— Приказ Минрегиона РФ от 27.03.2012 N 127 «Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов и требований к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2012 N 24006);

— Приказ Минэкономразвития РФ от 29.05.2012 N 308 «Об утверждении формы свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий» и др.

Предмет экспертизы проектной документации.

Экспертиза — это оценка соответствия.

Предметом экспертизы проектной документации является:

1) оценка соответствия проектной документации:

а)следующим требованиям:

— требованиям технических регламентов;

— санитарно-эпидемиологическим требованиям;

— экологическим требованиям;

— требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;

— требованиям пожарной безопасности;

— требованиям промышленной безопасности;

— требованиям ядерной безопасности;

— требованиям радиационной и иной безопасности;

б)результатам инженерных изысканий;

2) оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ законодатель содержит запрет на проведение иных экспертиз проектной документации.

Так, не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением:

1) экспертизы проектной документации, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса РФ;

2) государственной экологической экспертизы:

— проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий;

— проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.

Кроме того, при решении вопроса о необходимости проведения экспертизы проектной документации необходимо учитывать объект такой экспертизы, если быть точнее — объект проектной документации.

В судебной практике встречаются случаи, когда указанные вопросы становились предметом спора.

Так, во Втором арбитражном апелляционном суде рассматривалось дело N А31-12131/2011, по результатам которого вынесено Постановление от 14.06.2012.

Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Отделу геологии и лицензирования по Костромской области Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу о признании недействительным письма от 07.12.2011 N 778 о возврате рабочего проекта разработки и рекультивации месторождения «Карповское-1» в Костромском районе и обязании принять на согласование проектную документацию.

В свою очередь, проект был возвращен в адрес заявителя для доработки с сопроводительным письмом, в котором в качестве причины возврата ответчик указал на несоответствие проекта требованиям ст. 49 Градостроительного кодекса РФ и п. 16 Положения N 118 в части отсутствия в представленном пакете документов заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Посчитав возврат проектной документации незаконным, полагая, что поскольку месторождение «Карповское-1» не является объектом капитального строительства, а является участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, добываемые открытым способом, без возведения каких-либо объектов капитального строительства, то получение разрешения на строительство не требуется, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий не должна проводиться, общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании письма о возврате проекта недействительным и обязании ответчика принять на согласование проектную документацию.

Решением суда требования общества удовлетворены, оспариваемое письмо признано недействительным, не соответствующим статье 49 Градостроительного кодекса РФ. Также суд обязал Департамент принять на согласование проектную документацию. Апелляционный суд оставил решение суда 1-й инстанции без изменений.

Суды пришли к выводу о том, что заключение государственной экспертизы для проектной документации на месторождение как объект горных работ не требуется, поскольку отсутствует предмет такой экспертизы — объект капитального строительства.

При этом разработка и рекультивация месторождения не является строительством объекта капитального строительства, поскольку месторождение не охватывается понятием объекта капитального строительства, определение которого приведено в Градостроительном кодексе РФ.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2011, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011, в Постановлении Федерального арбитражного суда северо-Западного округа от 18.05.2012, в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.09.2012 N ВАС-12136/12.

Судами было установлено, что обществу предоставлена лицензия на пользование недрами с целью добычи песков строительных и валунно-гравийно-песчаного материала на участке 2 месторождения «Абакановское» в Череповецком районе Вологодской области для строительства и содержания дорог.

Письмом Департамент по недропользованию без согласования возвратил обществу проект разработки и рекультивации карьера, ссылаясь на отсутствие заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусмотренных п. 16 Постановления от 03.03.2010 N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», статьями 48.1, 49 Градостроительного кодекса РФ, пунктами 9, 10 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.

Полагая, что требование представить заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судами был сделан следующий вывод.

В соответствии с п. 16 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, к заявлению пользователя недр о согласовании проектной документации прилагаются копии заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Часть 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусматривает обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.

Таким образом, суды пришли к выводу, что проектная документация, представленная заявителем в Департамент, не может являться объектом государственной экспертизы, и Департамент неправомерно требовал от общества заключение государственной экспертизы.

Доводы заявителя о том, что карьер относится к особо опасным производственным объектам, требующим в силу ч. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ проведения государственной экспертизы проектной документации, суды применительно к рассматриваемому случаю посчитали необоснованными.

Судебная практика в вопросе о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства — на строительство и реконструкцию АЗС также достаточно противоречива и неоднозначна.

Вместе с тем отправным пунктом в решении указанного вопроса следует считать Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2011 N 11143/10, которое, во-первых, определило, что «АЗС представляют собой единый технологический комплекс зданий и сооружений капитального строительства», во-вторых, определило, что «проектная документация указанных объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе и получение разрешений как на строительство, так и на ввод их в эксплуатацию обязательно».

Формы проведения экспертизы проектной документации.

В целом статья 49 Градостроительного кодекса РФ определяет две формы проведения экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий:

— государственная экспертиза (обязательная или по инициативе застройщика или технического заказчика);

— негосударственная экспертиза (обязательная или по инициативе застройщика или заказчика).

В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ государственной экспертизе подлежат:

1) проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ, а именно (ч. 3.4 ст. 49):

— объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ;

— объектов обороны и безопасности;

— иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;

— автомобильных дорог федерального значения;

— объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта);

— объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности;

— иных объектов, определенных Правительством РФ;

— указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Особо опасные и технически сложные объекты (ч. 1 ст. 48.1):

— объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

— гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

— сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи (сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров);

— линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

— объекты космической инфраструктуры;

— объекты авиационной инфраструктуры;

— объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

— метрополитены;

— морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

— тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

— опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Уникальные объекты — объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 статьи 48.1), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик (ч. 2 ст. 48.1):

— высота более чем 100 метров;

— пролеты более чем 100 метров;

— наличие консоли более чем 20 метров;

— заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;

— результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации всех вышеназванных и указанных в п. 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ объектов;

2) проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 3.4 ст. 49);

3) проектная документация автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 3.4 ст. 49);

4) проектная документация объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) (ч. 3.4 ст. 49);

5) результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального и местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) (ч. 3.4 ст. 49);

6) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (ч. 3.4 ст. 49);

7) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности (ч. 3.4 ст. 49).

Помимо указанных выше оснований, согласно п. 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, государственная экспертиза проводится в случаях:

1) если имеется совокупность следующих обстоятельств:

— проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным;

— застройщиком или техническим заказчиком принято решение о проведении государственной экспертизы;

2) проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу.

При этом в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ обязательной экспертизе подлежит проектная документации на осуществление строительства, реконструкции в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта следующих объектов капитального строительства (ч. 2.1 ст. 49):

— отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

— жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

— многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

— отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

— отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Согласно п. 3 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272, негосударственная экспертиза проводится:

1) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств:

— проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным;

— проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые нем указаны в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ;

— застройщиком или техническим заказчиком принято решение о проведении негосударственной экспертизы;

2) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.

Основания проведения экспертизы проектной документации на капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.

В частности, часть 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ определяет, что экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

В то же время законодатель предоставляет застройщику или техническому заказчику право выбора и направления проектной документации на государственную или негосударственную экспертизу.

Так, в соответствии с п. 3.3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

Кроме того, при решении вопроса о необходимости направления проектной документации объектов при проведении капитального ремонта на обязательную государственную экспертизу необходимо принимать во внимание требования ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.

Таким образом, законодатель предусматривает не только случаи, когда проектная документация на капитальный ремонт должна проходить обязательную государственную экспертизу, но также право застройщика или технического заказчика направлять такую документацию на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

Случаи, когда экспертиза проектной документации не проводится.

По общему правилу проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Вместе с тем законодатель определяет случаи, когда такая экспертиза не проводится.

Так, согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации не проводится:

1) в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 49):

— отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства) (п. 1 ч. 2 ст. 49);

— жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки) (п. 2 ч. 2 ст. 49);

— многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (п. 3 ч. 2 ст. 49);

— отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (п. 4 ч. 2 ст. 49);

— отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (п. 5 ч. 2 ст. 49);

2) в отношении проектной документации в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство (ч. 3 ст. 49).

При этом согласно ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

— строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

— строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

— изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

— капитального ремонта объектов капитального строительства;

— иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется;

3) в случае проведения экспертизы проектной документации в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 3 ст. 49);

4) в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ч. 3 ст. 49).

Согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится:

1) в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации следующих объектов капитального строительства (ч. 3.1 ст. 49):

— отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

— жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

— многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

— отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

— отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

2) в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство (ч. 3.1 ст. 49).

В то же время законодатель в ч. 1 и ч. 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предоставляет застройщику или техническому заказчику право выбора и направления проектной документации на государственную или негосударственную экспертизу (включая случаи, когда такая экспертиза не требуется), за исключением случаев, когда соответствующей статьей предусматривается проведение государственной экспертизы.

Субъекты, уполномоченные на проведение экспертизы проектной документации, и требования, предъявляемые к ним.

Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением;

2) органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими установленным статьей 50 Градостроительного кодекса требованиям.

Так, согласно ч. 1 ст. 50 Градостроительного кодекса РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.

При этом законодатель в п. 4.5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ устанавливает запрет на проведение такими юридическими лицами соответствующей негосударственной экспертизы, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами.

Подготовку заключений государственной экспертизы и негосударственной экспертизы вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 Градостроительного кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

Физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии со ст. 49.1 Градостроительного кодекса, не вправе участвовать в проведении такой экспертизы при наличии личной заинтересованности в результатах такой экспертизы, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали указанные лица лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг.

Порядок проведения экспертизы проектной документации и результаты экспертизы проектной документации.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 — Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней.

Результатом экспертизы проектной документации является: заключение о соответствии (положительное заключение) или заключение о несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code