Особенности законодательства о техническом регулировании (3 часть)

Статья 2 Федерального закона «О техническом регулировании» раскрывает следующие определения документов в области стандартизации:

— стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

— международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией;

— национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

— предварительный национальный стандарт — это документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен;

— свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов;

— стандарт иностранного государства — стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;

— региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;

— свод правил иностранного государства — свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;

— региональный свод правил — свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации.

Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании». Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Так, например, Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 152-ст утвержден «ГОСТ Р 1.0-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Согласно Постановлению Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаются национальными стандартами.

Национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 утверждено Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей стандартизации, указанных в статье 11 Федерального закона «О техническом регулировании», для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 Федерального закона «О техническом регулировании».

Так, например, согласно письму Ростехнадзора от 14.08.2012 N 00-02-05/2054 «О стандартах СРО, разработанных НОСТРОЙ» национальное объединение строителей в соответствии с решением II Съезда и Совета НОСТРОЙ централизованно разрабатывает стандарты и рекомендации для дальнейшего использования в саморегулируемых организациях. В настоящее время разработаны и утверждены 84 стандарта НОСТРОЙ, перечень которых прилагается к указанному письму Ростехнадзора.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарт организации может быть использован в качестве основы для разработки проекта предварительного национального стандарта.

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 858 утверждены Правила разработки и утверждения сводов правил.

Так, в соответствии с п. 2 Правил разработки и утверждения сводов правил разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 306 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов государств — членов Таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.

Таким образом, документы в области стандартизации, применяемые по общему правилу на добровольной основе, а в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании», и на обязательной основе, во многом реализуют положения технических регламентов, способствуя реализации законодательства РФ о техническом регулировании в целом.

Согласно ст. 43 Федерального закона «О техническом регулировании» национальные стандарты, предварительные национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам.

Официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов, предварительных национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Так, Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 594 утверждено Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим Фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 15.08.2003 N 500 утверждено Положение о Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона «О техническом регулировании» международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

И наконец, при реализации законодательства о техническом регулировании необходимо руководствоваться положениями статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», определяющими возможность, а в некоторых случаях и обязательность применения нормативных правовых актов РФ и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти.

Так, со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

— обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Таким образом, п. 1 ст. 46 указанного Федерального закона определяет обязательность исполнения требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, при одновременном соблюдении двух условий:

1) указанные требования подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;

2) указанные требования подлежат обязательному исполнению впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Такие нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов.

При этом не опубликованные в установленном порядке указанные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти с 1 сентября 2011 года могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Федерального закона «О техническом регулировании».

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О техническом регулировании» (цели принятия технических регламентов), в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных статьей 46 Федерального закона «О техническом регулировании» особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти — в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании».

До дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств — участников Таможенного союза или в документах Европейского союза. При введении таких требований Правительство Российской Федерации может устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением таких требований.

До дня вступления в силу указанных в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» требований национальным органом по стандартизации утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень используемых в государствах — участниках Таможенного союза или в Европейском союзе для обеспечения соблюдения требований, указанных в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании», документов в области стандартизации, а также документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения указанных требований и осуществления оценки соответствия. При опубликовании и размещении данного перечня документов указывается информация о наличии переводов стандартов или сводов правил.

Стандарты и своды правил, информация о наличии переводов которых указывается в данном перечне документов, могут применяться для целей оценки соответствия.

Указанные в пункте 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Если в отношении продукции и связанных с требованиями к ней процессов введены требования, указанные в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» (это — обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств — участников Таможенного союза или в документах Европейского союза), заявитель вправе самостоятельно выбрать тот режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия требованиям, указанным в пункте 1 (это — нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) либо в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании».

При выборе режима технического регулирования требования к продукции и процессам, установленные в соответствии с другим режимом, для целей оценки соответствия не применяются.

В случае выбора режима технического регулирования, основанного на требованиях, указанных в пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании», оценка соответствия осуществляется в соответствии с действующими правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Особые требования технического регулирования законодатель установил в области применения требований энергетической эффективности, требований к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения.

Так, в соответствии с п. 6.1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов техническое регулирование в указанной выше области осуществляется в соответствии с:

— федеральным законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

— другими федеральными законами;

— принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

— нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, применяемыми в части, не урегулированной вышеуказанными документами.

Со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов указанные акты применяются в качестве обязательных в части, не урегулированной соответствующими техническими регламентами.

Согласно п. 7.1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» установленные требования энергетической эффективности, а также требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, подлежат обязательному исполнению вплоть до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов и со дня их вступления в силу подлежат обязательному применению в части, не урегулированной соответствующими техническими регламентами.

Таким образом, система законодательства РФ о техническом регулировании весьма специфична. Основное его содержание представлено техническими регламентами, а также нормативными правовыми актами РФ, реализующими требования Федерального закона «О техническом регулировании». В то же время особое место в реализации законодательства о техническом регулировании занимают и иные документы нормативного и ненормативного характера, обладающие в силу требований Федерального закона «О техническом регулировании» как обязательным, так и добровольным характером:

— документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов;

— нормативные правовые акты РФ и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, восполняющие пробелы законодательства о техническом регулировании, с другой стороны, не противоречащие основным его требованиям;

— специальные технические условия (технические условия);

— техническая документация (проектная, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация) на продукцию или продукцию и процессы;

— государственные контракты (договоры).

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» обязательные к исполнению требования могут содержаться не только в нормативных правовых актах РФ, нормативных документах федеральных органах исполнительной власти, но и в договорах и технической документации.

Часть 1   Часть 2   Часть 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code