Особенности законодательства о техническом регулировании (2 часть)

“Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)”.

Таким образом, технический регламент может быть принят:

– международным договором Российской Федерации;

– федеральным законом;

– указом Президента РФ;

– постановлением Правительства РФ;

– нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

При этом в силу требований Федерального закона “О техническом регулировании” отдельные объекты становятся объектами правового регулирования исключительно федеральных законов, которые могут устанавливать и конкретизировать требования, не установленные в Федеральном законе “О техническом регулировании”.

Так, в соответствии со ст. 5.1 Федерального закона “О техническом регулировании” особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”. В соответствии со ст. 5.2 особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории инновационного центра “Сколково”, устанавливаются Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”.

Например, статья 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент безопасности зданий и сооружений”, в отличие от общих требований Федерального закона “О техническом регулировании”, определяет следующие документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ:

1) перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. п. 1 – 6 ст. 6);

2) перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 7 ст. 6);

3) специальные технические условия (п. 8 ст. 6).

При этом подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями в следующих случаях:

– в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;

– в случае, если для подготовки проектной документации недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил;

– в случае, если такие требования не установлены.

Согласно п. 10 ст. 7 Федерального закона “О техническом регулировании” технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

В силу требований п. 11 ст. 7 Федерального закона “О техническом регулировании” Правительством Российской Федерации или по поручению Президента РФ или Правительства РФ федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений:

– перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия;

– в случае отсутствия указанных документов в области стандартизации – правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с использованием документов в области стандартизации, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов.

В свою очередь, от требований, установленных п. 11 ст. 7 Федерального закона “О техническом регулировании”, необходимо отличать требования, установленные ст. 16.1 Федерального закона “О техническом регулировании”.

Если в первом случае (п. 11 ст. 7) речь идет о Перечне документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия (как правило, применяются на обязательной основе), то во втором случае (ст. 16.1.) – о Перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

Различия состоят также в органах, утверждающих указанные перечни.

В первом случае – это Правительство Российской Федерации или по поручению Президента РФ или Правительства РФ федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Во втором случае – это национальный орган по стандартизации.

Так, статья 16.1 устанавливает правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

В указанный перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

В национальных стандартах и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил.

Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Документы в области стандартизации, включенные в указанный перечень, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем один раз в пять лет.

Примерами реализации требований ст. 16.1 Федерального закона “О техническом регулировании” также будут являться Приказ Росстандарта от 03.10.2011 N 5214, утвердивший Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента “О безопасности сетей газораспределения и газопотребления”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870; Приказ Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079, утвердивший Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”; Приказ Ростехрегулирования от 30.04.2009 N 1573, утвердивший Перечень национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”.

Таким образом, Федеральный закон “О техническом регулировании” предусматривает два Перечня документов в области стандартизации, имеющих разную юридическую силу: применяемых на обязательной и на добровольной основе.

Указанный вывод подтверждается также требованиями статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.

Так, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ Правительство РФ утверждает Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Во исполнение указанной нормы распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный Перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

О применении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, Министерство регионального развития РФ представило некоторые разъяснения в письме от 20.03.2012 N 6073-ДШ/08.

Так, в строительных нормах и правилах, включенных в указанный Перечень, имеются ссылки на СНиП и ГОСТы, не включенные в такой Перечень. При этом соответствующие положения указанных нормативных документов обеспечивают соблюдение требований СНиП, подлежащих обязательному применению. В таком случае требования ссылочных СНиП и ГОСТов становятся обязательными в той части, которая обеспечивает выполнение такого обязательного требования, которое на него ссылается.

В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ национальным органом РФ по стандартизации в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Во исполнение указанной нормы Приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079 утверждается Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.

При реализации отдельных положений Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент здания и сооружения” необходимо исходить из того, что этот Закон имеет специальный характер перед Федеральным законом “О техническом регулировании”. Более того, в силу прямого указания на это в ст. 5.1 Федерального закона “О техническом регулировании” Федеральный закон “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” устанавливает особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений. Следовательно, нормы, установленные Федеральным законом “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, принципиально могут отличаться не только от норм Федерального закона “О техническом регулировании”, но и от норм иных технических регламентов, утвержденных федеральными законами.

Следует также отметить, что в отношении отдельных видов продукции согласно ст. 5 Федерального закона “О техническом регулировании” обязательные требования могут содержаться не только в технических регламентах. Обращаем внимание на то, что указанные требования не входят в систему законодательства РФ о техническом регулировании, представленной выше, а являются обязательными в силу прямого указания на это Федерального закона “О техническом регулировании”.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона “О техническом регулировании” в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются:

а) требования, установленные государственными заказчиками;

б) требования, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

в) требования, установленные государственными контрактами (договорами).

Перечисленные обязательные требования устанавливаются для конкретных объектов:

– оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу;

– продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

– продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну;

– продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

– процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции.

Особенности технического регулирования в части разработки и установления указанными выше субъектами обязательных требований в отношении указанной выше продукции (работ, услуг) устанавливаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

Так, например, Постановление Правительства РФ от 23.04.2013 N 362 “Об особенностях технического регулирования в части разработки и установления государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” обязательных требований в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции” определяет:

– субъектов, уполномоченных разрабатывать такие обязательные требования;

– виды документов, в которых устанавливаются такие обязательные требования;

– порядок доведения до всеобщего сведения документов, содержащих обязательные требования.

Так, в соответствии с подп. “б” п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.04.2013 N 362 в качестве документов, устанавливающих обязательные требования в отношении продукции и процессов, применяются:

– нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, которые разрабатываются, согласовываются, утверждаются и вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии;

– технические регламенты;

– техническая документация (проектная, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация) на продукцию или продукцию и процессы;

– документы в области стандартизации в отношении продукции и процессов.

Такие документы доводятся до всеобщего сведения посредством размещения указанными выше субъектами на своих официальных сайтах в ИТС Интернет.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона “О техническом регулировании” особенности стандартизации указанной выше продукции (работ, услуг), а также соответственно процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы были утверждены:

– Постановление Правительства РФ от 01.03.2013 N 173 “Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции”;

– Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 822 “Об утверждении Положения об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции”.

Согласно п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства от 01.03.2013 N 173, в качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к продукции (работам, услугам) и (или) процессам, применяются:

– национальные стандарты;

– своды правил;

– отраслевые стандарты до их отмены в связи с принятием соответствующих национальных стандартов (предварительных национальных стандартов);

– стандарты организаций;

– международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

– предварительные национальные стандарты;

– национальные стандарты (предварительные национальные стандарты);

– технические условия.

Документы по стандартизации, включенные в сводный перечень документов по стандартизации, образуют фонд документов по стандартизации, который является федеральным информационным ресурсом.

В соответствии с п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 N 173, сводный перечень документов по стандартизации содержит перечни документов (части документов) по стандартизации, которые применяются на обязательной основе. Аналогичные требования содержатся в п. 5 указанного Положения, в соответствии с которыми документы по стандартизации, включенные в сводный перечень документов по стандартизации, применяются на обязательной основе.

Пункт 9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 N 173, определяет перечень субъектов, уполномоченных на принятие решения о включении документов по стандартизации в сводный перечень документов по стандартизации. Включение документов по стандартизации в сводный перечень документов по стандартизации производится в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом формирование, ведение и актуализация сводного перечня документов по стандартизации осуществляются Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”. Сводный перечень документов по стандартизации подлежит опубликованию в ИТС Интернет на официальных сайтах МЧС РФ, Минприроды РФ, Ростехнадзора и Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, за исключением информации о документах по стандартизации ограниченного распространения.

Положение об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 822, определяет:

– особенности стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по оборонному заказу;

– особенности стандартизации продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, поставляемой вне оборонного заказа, а также процессов проектирования (включая изыскания), разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции.

В соответствии с п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 822, в качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к оборонной продукции, а также к процессам ее проектирования (включая изыскания), разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения на территории РФ, применяются следующие документы:

– межгосударственные военные стандарты;

– государственные военные стандарты;

– отраслевые военные стандарты;

– межгосударственные стандарты и военные дополнения к ним;

– государственные стандарты и военные дополнения к ним;

– отраслевые стандарты и военные дополнения к ним;

– государственные военные стандарты и дополнения к ним на период военного положения;

– государственные стандарты и дополнения к ним на период военного положения;

– отраслевые военные стандарты и дополнения к ним на период военного положения;

– отраслевые стандарты и дополнения к ним на период военного положения;

– государственные военные стандарты военного положения;

– государственные стандарты военного положения;

– отраслевые военные стандарты военного положения;

– отраслевые стандарты военного положения;

– межгосударственные и государственные стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции;

– отраслевые стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции;

– межгосударственные, национальные, отраслевые стандарты и национальные стандарты ограниченного распространения;

– стандарты организаций, применяемые при выполнении оборонного заказа;

– правила, нормы и рекомендации по стандартизации и каталогизации оборонной продукции;

– классификатор стандартов на оборонную продукцию;

– общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

– единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд;

– нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам вооружений и военной техники.

Документы по стандартизации оборонной продукции, включенные в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции и указатель государственных военных стандартов, образуют фонд документов по стандартизации оборонной продукции, являющийся федеральным информационным ресурсом.

Согласно подп. “а” п. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 822, обязательность применения документов по стандартизации оборонной продукции и документов по стандартизации, содержащих требования к оборонной продукции, устанавливается государственными заказчиками оборонного заказа в соответствии с областью распространения и сферой действия таких документов. Аналогичные требования закрепляются в п. 25 Положения. Документы, включенные в сводный перечень или указатель государственных военных стандартов, применяются до их пересмотра или отмены без ограничения срока действия. Планирование, разработка и применение указанных выше документов, осуществляются в пределах установленных полномочий Министерством обороны РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии как национальным органом по стандартизации, государственными заказчиками оборонного заказа и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере оборонно-промышленного комплекса. Участниками деятельности по стандартизации оборонной продукции являются также определенные в установленном порядке головные организации по стандартизации оборонной продукции, информационный центр стандартизации оборонной продукции и головные исполнители (исполнители) оборонного заказа.

Стандартизация продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, поставляемой вне оборонного заказа, а также процессов проектирования (включая изыскания), разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии как национальным органом по стандартизации, государственными заказчиками работ по стандартизации продукции (работ, услуг) и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Обязательность применения документов к такой продукции (работам, услугам) устанавливается государственными заказчиками работ по стандартизации продукции (работ, услуг) и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Таким образом, были раскрыты особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции.

В целях содействия соблюдению требований технических регламентов устанавливается система стандартизации.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О техническом регулировании” стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Одним из принципов стандартизации является добровольное применение документов в области стандартизации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона “О техническом регулировании” к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

– национальные стандарты;

– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

– применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

– стандарты организаций;

– своды правил;

– международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

– надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

– предварительные национальные стандарты.

Часть 1   Часть 2   Часть 3

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code