Особенности законодательства о техническом регулировании

КОНКУРЕНЦИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Особенности законодательства  о техническом регулировании

При реализации законодательства о техническом регулировании необходимо четко определить сферу регулируемых отношений (предмет правового регулирования).

Так, статья 1 Федерального закона «О техническом регулировании» определяет предмет правового регулирования, а статья 2 Закона в представленном перечне основных понятий в том числе раскрывает понятие «техническое регулирование».

Анализ вышеуказанных требований позволяет выделять следующие отношения, регулируемые законодательством о техническом регулировании:

— отношения в области установления (разработки, принятия), применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

— отношения в области установления (разработки, принятия) и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

— отношения в области оценки соответствия.

Соответственно, объектами технического регулирования являются:

— продукция, в том числе здания и сооружения;

— продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Кроме того, Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет права и обязанности участников указанных выше отношений.

Также статья 1 Федерального закона «О техническом регулировании» определяет перечень отношений, которые Закон не регулирует и на которые его действие не распространяется.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании» действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

— социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда;

— федеральные государственные образовательные стандарт;

— положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности;

— стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг;

— стандарты оценочной деятельности;

— стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации;

— минимальные социальные стандарты;

— стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг;

— профессиональные стандарты.

При этом требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи (п. 2 ст. 1).

Помимо стандартов и мер, на которые действие Федерального закона «О техническом регулировании» не распространяется, статья 1 указанного Закона определяет перечень отношений, не регулируемых данным Законом.

Так, согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» «настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

По своему содержанию указанная правовая норма разбивается на две части. В первой части обозначается перечень отношений, на которые действие Закона не распространяется. Во второй части правовой нормы после слов «за исключением» обозначается перечень отношений, которые Федеральный закон регулирует.

Итак, по общему правилу Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением следующих требований:

— санитарно-эпидемиологических требований;

— требований в области охраны окружающей среды;

— требований в области охраны труда;

— требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии;

— требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии;

— требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности;

— требований к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах;

— требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;

— требований к обеспечению безопасности космической деятельности.

Вместе с тем Федеральный закон регулирует отношения в случаях разработки, принятия, применения и исполнения указанных выше требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Так, например, Закон регулирует отношения в случаях разработки, принятия, применения и исполнения требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Как выяснили выше, требования законодательства РФ о техническом регулировании имеют приоритетное значение перед требованиями законодательства в области промышленной безопасности и требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Саму же систему законодательства РФ о техническом регулировании в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» можно представить следующим образом.

  1. Международные договоры РФ.
  2. Конституция РФ.

III. Федеральные конституционные законы.

  1. Федеральные законы.
  2. Нормативные правовые акты Президента РФ.
  3. Нормативные правовые акты Правительства РФ.

VII. Нормативные правовые и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Как видно, система законодательства о техническом регулировании по своей структуре схожа с системой законодательства о промышленной безопасности. Вместе с тем по содержанию имеются существенные различия. В отличие от законодательства о промышленной безопасности, в системе которого основную массу составляют нормативные правовые и иные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, в системе законодательства о техническом регулировании роль указанных нормативных правовых актов несколько ограничена.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона, а именно:

— в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции (ст. 5);

— в отношении технического регламента, принимаемого в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ (ст. 9.1).

Итак, рассмотрим содержание и особенности законодательства о техническом регулировании.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ согласно ст. 15 Конституции РФ обладают приоритетным значением перед национальным законодательством.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» «если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации».

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд технических регламентов, которые можно разбить на две группы:

1) технические регламенты, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза.

На сегодняшний день в числе действующих технических регламентов Таможенного союза в рассматриваемой области можно выделить следующие:

— Технический регламент ТС «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823), вступил в силу с 15 февраля 2013 года;

— Технический регламент ТС «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 825), вступил в силу с 15 февраля 2013 года;

— Технический регламент ТС «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 875), вступил в силу с 15 февраля 2013 года;

2) технические регламенты, утвержденные постановлениями Правительства РФ и федеральными законами.

На сегодняшний день в число технических регламентов Российской Федерации, регулирующих рассматриваемую область отношений, относятся:

— Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, утв. Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ;

— Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, утв. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ;

— Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870.

В свою очередь, технические регламенты, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза, действуют на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. Указанное международное Соглашение имеет статус международного договора — было ратифицировано Федеральным законом от 27.06.2011 N 152-ФЗ и действует с 01.01.2012.

Согласно статье 5 Соглашения:

«1. Порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза устанавливается Комиссией.

  1. Порядок введения в действие принятого технического регламента Таможенного союза и при необходимости переходные положения определяются техническим регламентом Таможенного союза и (или) решением Комиссии о его принятии.
  2. Со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются».

Согласно статье 13 Соглашения:

«Комиссия осуществляет с даты предоставления ей Сторонами соответствующих полномочий следующие функции:

утверждение единого перечня и порядка его ведения;

утверждение планов (программ) разработки технических регламентов Таможенного союза;

принятие, внесение изменений и отмена технических регламентов Таможенного союза;

установление порядка разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза;

утверждение порядка разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, предусмотренных в пунктах 2 и 3 статьи 6 настоящего Соглашения;

утверждение типовых схем оценки (подтверждения) соответствия;

утверждение единых форм документов об оценке (подтверждении) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, сертификата соответствия техническим регламентам Таможенного союза);

утверждение изображения единого знака обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;

утверждение положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза и порядке его применения;

утверждение положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза».

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 407 определены уполномоченные органы РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза.

Так, в соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 407 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» осуществляется:

— Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении машин и оборудования, реализуемых исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей;

— Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении машин и оборудования, которые применяются на поднадзорных Службе объектах, и связанных с требованиями к этой продукции процессов эксплуатации и утилизации;

— Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в отношении машин и оборудования, реализуемых для нужд потребителей, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания), изготовления, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (за исключением машин и оборудования, применяемых на поднадзорных Ростехнадзору объектах, и связанных с требованиями к этой продукции процессов эксплуатации и утилизации), а также монтажа, наладки (за исключением монтажа и наладки при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности).

В соответствии с подп. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 407 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» осуществляется:

— Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации;

— Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности).

Согласно подп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 407 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» осуществляется:

— Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении оборудования для работы во взрывоопасных средах и аппаратов, работающих на газообразном топливе, которые применяются на поднадзорных Службе объектах;

— Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (за исключением оборудования для работы во взрывоопасных средах и аппаратов, работающих на газообразном топливе, которые применяются на поднадзорных Ростехнадзору объектах).

Реализация Ростехнадзором полномочий по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», предусмотренных пунктами 1 и 2 указанного Постановления Правительства РФ, осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного строительного надзора, федерального государственного энергетического надзора и федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 407).

Реализация Ростехнадзором полномочий по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности лифтов», предусмотренных пунктами 1 и 2 указанного Постановления Правительства РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Обращает на себя внимание тот факт, что лифты и устройства безопасности лифтов согласно требованиям законодательства о промышленной безопасности выведены из состава технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а площадки лифтов — из состава опасных производственных объектов. В то же время они не перестают быть опасными объектами в силу требований ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Именно поэтому действие законодательства о промышленной безопасности на лифты и устройства безопасности лифтов не распространяется, соответственно, они перестали быть и объектом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

В то же время Правительство РФ в качестве уполномоченного органа по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» определяет наряду с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и органами государственного строительного надзора также Ростехнадзор. Правда, полномочия Ростехнадзора по осуществлению такого вида государственного контроля (надзора) ограничиваются стадией эксплуатации и регламентируется исключительно Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Выпуск в эксплуатацию, проектирование, изыскания, изготовление и монтаж лифтов и устройств безопасности лифтов подпадают в сферу государственного контроля (надзора) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а монтаж при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства — в сферу органа государственного строительного надзора.

Система законодательства РФ о техническом регулировании в основной своей части представлена техническими регламентами, а также нормативными правовыми актами, направленными на реализацию технических регламентов.

Понятие технического регламента раскрывается в ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»:

Часть 1   Часть 2   Часть 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code