КОНКУРЕНЦИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Л.А.Тихомирова

Общие положения

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Таким образом, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется исключительно федеральными правовыми актами.

Вышеизложенные требования позволяют систему законодательства РФ в области промышленной безопасности представить следующим образом, классифицировав нормативные правовые акты по юридической силе.

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
  2. Конституция РФ.

III. Федеральные конституционные законы.

  1. Федеральные законы, кодифицированные акты (кодексы).
  2. Нормативные правовые акты Президента РФ.
  3. Нормативные правовые акты Правительства РФ.

VII. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (нормативные правовые и иные акты федеральных органов исполнительной власти).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Таким образом, законодательство о градостроительной деятельности представлено более широким спектром правовых актов федерального, регионального и местного уровней. Саму же систему законодательства о градостроительной деятельности можно представить следующим образом.

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
  2. Нормативные правовые акты федерального уровня:
  3. Конституция РФ.
  4. Федеральные конституционные законы.
  5. Федеральные законы, кодифицированные акты (кодексы).
  6. Нормативные правовые акты Президента РФ.
  7. Нормативные правовые акты Правительства РФ.
  8. Нормативные правовые и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

III. Нормативные правовые акты субъектов РФ.

  1. Нормативные правовые и иные акты органов местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Таким образом, пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет перечень отраслевых норм, имеющих приоритетное значение перед требованиями промышленной безопасности. К ним относятся в том числе нормы в области строительства.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством РФ об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

Следует обратить внимание на то, что указанные отраслевые нормы приобретают приоритетное значение не ко всем градостроительным отношениям, а только:

— к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства;

— к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению эксплуатации зданий, сооружений;

— к отношениям, связанным с принятием мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.

Собственно градостроительные отношения представлены более широким спектром деятельности. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует следующие отношения:

— по территориальному планированию;

— по градостроительному зонированию;

— по планировке территории;

— по архитектурно-строительному проектированию;

— по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту;

— а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Технические регламенты, составляющие основу законодательства РФ о техническом регулировании, во всех случаях занимают приоритетное значение в регулировании градостроительных отношений.

Так, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности согласно п. 7 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.

В остальных случаях законодательство о градостроительной деятельности приобретает приоритетное значение перед любым другим законодательством (за исключением Федерального закона «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в том числе перед земельным, лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов РФ в силу требований п. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ.

Так, согласно п. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иное законодательство РФ, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

К отношениям, связанным с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом (ч. 4 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ).

К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 5 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, при конкуренции норм законодательства о промышленной безопасности, законодательства о градостроительной деятельности и законодательства о техническом регулировании необходимо придерживаться следующих обязательных положений.

Во-первых, требования промышленной безопасности должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, а градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов.

Во-вторых, требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области строительства.

В-третьих, если отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, не урегулированы законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов, техническими регламентами, применяется градостроительное законодательство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code