ПЛАТЕЖИ, НА КОТОРЫЕ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В БАНКЕ. ОЧЕРЕДНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ АРЕСТЕ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА

Приостановление операций по счету влечет прекращение банком всех расходных операций по нему (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ).

Однако из этого правила есть исключения. Рассмотрим, какие платежи может осуществлять налогоплательщик в зависимости от заблокированной суммы и размера свободного остатка денежных средств на счете.

  1. Если на счете денег больше, чем заблокированная сумма, то в пределах этого остатка вы можете осуществлять любые расходные операции <1> (абз. 3, 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Аналогичные положения действуют также, если инспекция приостановила переводы электронных денежных средств (абз. 4, 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).

———————————

<1> Данное правило не применяется при блокировке счета в связи с непредставлением декларации. Налоговый кодекс РФ в этом случае не устанавливает, какая сумма блокируется на счете, поэтому счет арестовывается полностью. Это обусловлено тем, что как таковой недоимки (пеней, штрафов) у налогоплательщика в связи с непредставлением отчетности не образуется.

 

Финансовое ведомство и суды подтверждают изложенную позицию (Письма Минфина России от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167, от 09.07.2008 N 03-02-07/1-268, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 N А56-75387/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18343/10), Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 N А56-15277/2009).

Заметим, что, если на арестованных счетах денежных средств достаточно для погашения задолженности, вы можете направить в налоговый орган заявление о разблокировке счета (п. 9 ст. 76 НК РФ).

  1. Если заблокированы все денежные средства, которые есть на вашем счете, то можно осуществлять только следующие платежи (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ):

— списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и их перечисление в бюджетную систему РФ;

— платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Какие именно платежи относятся к числу последних — вопрос неоднозначный. Так, Минфин России, рассуждая о том, на что не распространяется приостановление операций по счету, упоминает платежи, предшествующие списанию денежных средств при взыскании налогов (сборов), которое в силу абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ осуществляется в третью очередь <2>. В их числе чиновники называют требования по списанию денежных средств, которые согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ исполняются в первую, вторую и третью <2> (в зависимости от календарной очередности поступления платежных документов) очередь (Письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526).

———————————

<2> Необходимо учитывать, что помимо платежных документов, которые прямо поименованы в абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ, к третьей очереди относятся поручения налоговых органов на списание и перечисление пеней и штрафов. Также, по нашему мнению, это относится к поручениям налоговых органов на списание и перечисление процентов, начисляемых в соответствии с гл. 9 НК РФ. Подробнее об этом читайте в разделе «Ситуация: В какую очередь с 14 декабря 2013 г. исполняются поручения налоговых органов на списание и перечисление пеней, штрафов, процентов».

 

Заметим, что приостановление операций по счету в банке может быть осуществлено и при отсутствии процедуры взыскания налога. Полагаем, что это обстоятельство должно вызывать сомнения в том, обоснованно ли при определении платежей, на которые не распространяется приостановление операций по счету, отталкиваться именно от третьей очереди, соответствующей принудительному взысканию налога, сбора.

Однако, как мы уже сказали, Минфин России берет за основу именно третью очередь. Ту же логику чиновники применяют и при определении платежей, на которые распространяется приостановление операций по счету. В зависимости от основания для блокировки счета они относят к ним:

— платежи третьей (платежные документы по которым поступили позже поручения налогового органа на перечисление налогов и сборов), четвертой и пятой очередей, за исключением операций, указанных в п. 1 ст. 76 НК РФ, — если решение о приостановлении операций по счетам принято в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ в связи с неуплатой налога по требованию налогового органа (Письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530);

— платежи четвертой и пятой очередей, за исключением операций, указанных в п. 1 ст. 76 НК РФ, — если операции по счету заблокированы в связи с непредставлением декларации в срок, указанный в п. 3 ст. 76 НК РФ (Письма Минфина России от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526).

Как видим, состав платежей, на которые распространяется приостановление операций по счету, в каждой из приведенных выше ситуаций чиновники определили по-разному <3>. По нашему мнению, п. 1 ст. 76 НК РФ не дает оснований, чтобы проводить между ними различие в зависимости от того, осуществил налоговый орган блокировку счета в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ или п. 3 этой же статьи.

———————————

<3> Вероятнее всего, это объясняется следующим. Поручение налогового органа представляется в банк при взыскании налога, сбора (п. п. 2, 10 ст. 46 НК РФ). При этом приостановление операций по счету не всегда сопряжено с процедурой взыскания налога, сбора. В первой ситуации такая сопряженность есть, поскольку факт неуплаты налога, сбора по требованию налогового органа служит основанием как для приостановления операций по счету (п. п. 2, 11 ст. 76 НК РФ), так и для принудительного взыскания налога, сбора (п. п. 2, 8 ст. 45, п. п. 1, 3, 10 ст. 46 НК РФ).

Во второй ситуации, т.е. при блокировке счета в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ, процедура принудительного взыскания может и не осуществляться. Видимо, поэтому, указывая операции, которые приостанавливаются в такой ситуации, чиновники не стали называть платежи третьей очереди, платежные документы по которым поступили позже поручения налогового органа на перечисление налогов и сборов.

 

Также небесспорна и позиция Минфина России, исходя из которой в целях определения платежей, которые разрешено осуществлять в период приостановления операций по счету, за основу берется третья очередь платежей.

Отметим, что положение п. 1 ст. 76 НК РФ исключает из числа приостанавливаемых при блокировке счета операций платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. По общему правилу исполнение указанной обязанности производится налогоплательщиком самостоятельно, т.е. добровольно (п. п. 1, 8 ст. 45 НК РФ). И только в случае ее неисполнения в установленный срок налоговый орган осуществляет взыскание налога, сбора (абз. 3 п. 1, п. п. 2, 8 ст. 45 НК РФ).

Учитывая это и принимая во внимание правило п. 7 ст. 3 НК РФ, из положений п. 1 ст. 76 НК РФ можно заключить, что в период блокировки счета разрешены платежи, очередность которых предшествует добровольной уплате налогов и сборов, осуществляемой в пятую очередь (абз. 6 п. 2 ст. 855 ГК РФ). В частности, в указанный период допустимо производить платежи первой, второй, третьей и четвертой <4> очереди. Также в этот период разрешено списание денежных средств в счет уплаты в бюджет платежей, перечисленных в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ.

———————————

<4> К четвертой очереди относятся выплаты по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение по иным основаниям, кроме указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 855 ГК РФ (абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Такие выплаты могут быть предусмотрены, например, исполнительными документами по делам о рассмотрении гражданско-правовых споров, по делам об административных правонарушениях.

 

Однако подчеркнем: изложенная точка зрения не совпадает с мнением Минфина России и может вызвать спор с контролирующими органами. В случае готовности отстаивать ее в суде можно осуществлять следующие платежи в период приостановления операций по счету (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, п. 2 ст. 855 ГК РФ):

а) списание со счета денежных средств по исполнительным документам <5> на выплаты:

— по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов;

— выходных пособий и заработной платы работникам по трудовому договору, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— по другим денежным требованиям.

———————————

<5> К ним относятся исполнительные листы, судебные приказы, постановления судебного пристава-исполнителя и другие документы, указанные в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

 

б) расчеты по оплате труда с лицами, которые работают по трудовому договору;

в) исполнение относящихся к третьей очереди поручений налоговых органов на списание и перечисление налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов <2>, а также поручений территориальных органов ПФР и ФСС РФ на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

г) списание денежных средств в счет уплаты:

— налогов (авансовых платежей);

— сборов;

— страховых взносов;

— пеней и штрафов по налогам, сборам и страховым взносам.

Напомним, что платежные поручения налогоплательщика на перечисление налогов и сборов отнесены к пятой очереди с 14 декабря 2013 г. Соответствующие изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ.

До 14 декабря 2013 г. с заблокированного счета можно было осуществлять только платежи в бюджет и те выплаты, которые относились к первой и второй очереди (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Отметим, что налоги, пени и штрафы по ним, а также проценты, начисленные на основании гл. 9 НК РФ, были отнесены к четвертой очереди. Предшествовали им в том числе перечисления на выплату заработной платы и отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Однако положения абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ о третьей очереди данных платежей были признаны не соответствующими Конституции РФ и утратили силу (ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П).

Ежегодно в законе о федеральном бюджете предусматривалось, что до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ списание со счетов налогоплательщика платежей в бюджеты, а также сумм для расчетов по оплате труда производится в календарной очередности поступления расчетных документов (см., например, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ). Иными словами, платежи для расчетов по заработной плате с работниками не являлись первоочередными по отношению к уплате налогов (пеней, штрафов), а относились к одной очереди. В то же время исполнение таких платежных документов банком могло и предшествовать исполнению поручений налогоплательщика на перечисление платежей в бюджетную систему РФ.

 

Примечание

Подробнее о спорах по вопросу списания денежных средств на оплату труда при блокировке счета вы можете узнать в разделе «Ситуация: Можно ли списать денежные средства на выплату заработной платы с расчетного счета, операции по которому приостановлены налоговым органом до 14 декабря 2013 г.?».

 

  1. Если в банк поступило несколько поручений (распоряжений) на списание разрешенных платежей с заблокированного счета, а денежных средств на нем недостаточно, то списание сумм производится в очередности, приведенной в п. 2 ст. 855 ГК РФ.

Для наглядности представим эту информацию в таблице.

Очередность списания денежных средств со счета

с 14 декабря 2013 г. <*>

Операции по счету
Первая очередь Списание денежных средств по исполнительным документам на выплаты по требованиям:

— о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

— о взыскании алиментов

Вторая очередь Списание денежных средств по исполнительным документам на выплаты:

— выходных пособий и заработной платы работникам (работавшим) по трудовому договору;

— вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности

Третья очередь Списание денежных средств по платежным документам на перечисление оплаты труда для расчетов с работниками по трудовому договору.

Списание денежных средств по поручениям налоговых органов на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов, процентов <*>, а также по поручениям территориальных органов ПФР и ФСС РФ на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов

Четвертая очередь Списание денежных средств по исполнительным документам, которые не отнесены к первой или второй очереди
Пятая очередь Списание денежных средств по платежным документам на перечисление платежей в бюджетную систему РФ, в том числе налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов

———————————

<*> С 14 декабря 2013 г. налоги, сборы, которые перечисляются на основании поручений налоговых органов, отнесены к платежам третьей очереди. Налоги (авансовые платежи) и страховые взносы, которые перечисляют сами плательщики, отнесены к пятой очереди. Соответствующие изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ внесены Законом N 345-ФЗ. По вопросу о том, относятся ли перечисляемые в бюджет на основании поручения налогового органа пени, штрафы, а также проценты, которые начислены в соответствии с гл. 9 НК РФ, к платежам третьей очереди, см. раздел «Ситуация: В какую очередь с 14 декабря 2013 г. исполняются поручения налоговых органов на списание и перечисление пеней, штрафов, процентов».

Согласно прежней редакции п. 2 ст. 855 ГК РФ налоги, сборы, пени, штрафы и проценты по ним были отнесены к четвертой очереди.

Однако до указанной даты все платежи по налогам, сборам (пеням, штрафам, процентам) относились к третьей очереди с учетом следующего.

Положения абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ о четвертой очереди данных платежей были признаны не соответствующими Конституции РФ и утратили силу (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П, ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Ежегодно в законе о федеральном бюджете предусматривалось, что до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ списание со счетов налогоплательщика платежей в бюджеты, а также сумм для расчетов по оплате труда производится в календарной очередности поступления расчетных документов. Такое положение содержалось, например, в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

 

Обращаем ваше внимание на то, что при блокировке переводов всей суммы электронных денежных средств вы не можете использовать их для совершения каких-либо расходных операций. Платежи, которые имеют в таком случае приоритет перед уплатой недоимки (пеней, штрафов), в Налоговом кодексе РФ не предусмотрены.

 

СИТУАЦИЯ: Можно ли списать денежные средства на выплату заработной платы с расчетного счета, операции по которому приостановлены налоговым органом до 14 декабря 2013 г.?

 

В настоящее время возможность перечисления заработной платы с заблокированного расчетного счета не вызывает сомнений.

Приостановление операций по счетам не распространяется на те платежи, которые в порядке очередности, установленной в п. 2 ст. 855 ГК РФ, списываются до уплаты налогов (сборов) (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).

С 14 декабря 2013 г. денежные средства на оплату труда списываются в третью очередь, а налоги (сборы, платежи), перечисляемые на основании платежных документов налогоплательщика, — в пятую. Соответствующие изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ.

Таким образом, приостановление операций по счетам не распространяется в том числе и на оплату труда по трудовым договорам (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ). Следовательно, осуществлять данные расходные операции можно независимо от того, заблокирован ли счет.

До 14 декабря 2013 г. в связи с признанием абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ налоги (пени, штрафы по ним) и платежи для расчетов по заработной плате с работниками относились к одной очереди списания денежных средств со счета — третьей (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П).

Платежи в бюджетную систему РФ и платежи по оплате труда перечислялись банками в календарной очередности поступления расчетных документов (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ).

Приостановление операций по счетам не распространялось на платежи первой и второй очереди, которые предшествовали уплате налогов и прочих платежей в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 76 НК РФ, п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Однако, исходя из содержания ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ, осуществление банком обязанности по исполнению поручений на выплату заработной платы могло фактически предшествовать исполнению обязанности по уплате налогов, в том числе на основании поручения налоговых органов. В связи с этим приостановление операций по счету не препятствовало банку исполнять расчетные документы, представленные налогоплательщиком для перечисления заработной платы (выдачи средств на выплату заработной платы). Вместе с тем исполняться такие расчетные документы должны в порядке календарной очередности с поручениями налоговых органов на списание и перечисление задолженности перед бюджетной системой РФ и платежными поручениями налогоплательщиков на уплату обязательных платежей.

С данной позицией соглашались и контролирующие органы (Письма Минфина России от 11.07.2013 N 03-02-07/1/26955, от 11.07.2013 N 03-02-07/1/26857 (п. 1), от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13537, от 01.04.2013 N 03-02-07/1/10349 (п. 1), от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3082, от 01.02.2013 N 03-02-07/1/2020, от 28.12.2012 N 03-02-07/1-321, от 06.11.2012 N 03-02-07/1-279, от 09.11.2012 N 03-02-07/1-285, ФНС России от 27.02.2013 N АС-4-2/3225).

Отметим, что ранее Минфин России высказывал противоположное мнение. Чиновники поясняли, что рассчитаться по оплате труда при блокировке счета нельзя независимо от календарной очередности поступления расчетных документов. С заблокированного счета помимо обязательных платежей в бюджетную систему РФ могли списываться только платежи, отнесенные в п. 2 ст. 855 ГК РФ к первой и второй очереди списания (Письмо Минфина России от 04.02.2011 N 03-02-07/1-38).

 

СИТУАЦИЯ: Можно ли уплатить госпошлину с расчетного счета, операции по которому приостановлены налоговым органом?

 

Государственная пошлина относится к федеральным сборам (п. 10 ст. 13 НК РФ). Налоговый кодекс РФ прямо закрепляет, что на уплату сборов приостановление операций не распространяется (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).

Следовательно, вы можете уплатить госпошлину с расчетного счета, операции по которому приостановлены, и банк не вправе отказать вам в этом.

Данный вывод поддерживает и Минфин России (Письма от 05.04.2011 N 03-02-07/1-106, от 24.08.2010 N 03-05-05-03/39).

 

СИТУАЦИЯ: Вправе ли банк исполнить поручение по уплате налогов за счет средств, поступивших из ФСС РФ, в случае приостановления налоговым органом операций по счетам налогоплательщика?

 

На расчетный счет налогоплательщика могут поступать денежные средства ФСС РФ, предназначенные для выплаты работникам социальных пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Данные средства поступают на счет налогоплательщика в том случае, если начисленных взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством недостаточно для выплаты работникам соответствующих пособий. В такой ситуации работодатель вправе обратиться в территориальный орган ФСС РФ за возмещением, которое направляется на цели социального обеспечения работников (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Органам ФСС РФ при принятии решения о выплате указанных пособий предоставлено право запрашивать у налогоплательщиков сведения о недостаточности денежных средств на счетах для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований (пп. 2.1 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Если денежных средств на счетах налогоплательщика недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований, то орган ФСС РФ отказывает в предоставлении денежных средств на выплату пособия (ч. 3.1 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ, п. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 243-ФЗ). Таким образом, уменьшается вероятность перечисления органами ФСС РФ денежных средств, предназначенных для выплаты третьим лицам, на заблокированный счет налогоплательщика.

Однако при возникновении такой ситуации необходимо учитывать следующее. Указанные денежные средства ФСС РФ являются его собственностью и имеют строгое целевое назначение: они должны быть направлены на выплату пособий работникам. Следовательно, даже при поступлении средств на социальные выплаты на счет работодателя они фактически ему не принадлежат (п. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, абз. 2, 14 п. 8, п. 10 разд. III Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).

Возникает вопрос: вправе ли банк исполнить поручение налогового органа по перечислению платежей в бюджет за счет целевого финансирования ФСС РФ, поступившего на счет налогоплательщика? Положения ст. 76 НК РФ четкого ответа на данный вопрос не содержат. Нет и прямых разъяснений контролирующих органов.

С одной стороны, если операции по счету налогоплательщика приостановлены, до перечисления налоговых платежей с заблокированного банковского счета можно осуществлять выплаты, которые согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ относятся к первой и второй очереди. При этом из норм гражданского законодательства нельзя однозначно определить очередность списания выплат социальных пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 

Обратите внимание!

Если у налогоплательщика в связи с блокировкой счета и применением очередности списания денежных средств отсутствует возможность выплатить пособие работнику, целесообразно известить об этом ФСС РФ. А Фонд, в свою очередь, сможет произвести выплаты непосредственно работнику в порядке, аналогичном предусмотренному ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ. Это позволит избежать зачисления целевых выплат на заблокированный счет налогоплательщика, социальное пособие поступит застрахованному лицу.

На рассматриваемый случай приведенная норма прямо не распространяется. Вместе с тем об отсутствии возможности выплатить пособия в связи с применением очередности платежей можно говорить и тогда, когда счет налогоплательщика заблокирован по решению налогового органа.

 

В связи с этим если ФСС РФ направит денежные средства на заблокированный счет в банке, в котором уже имеется неисполненное требование налогового органа, то существует вероятность того, что работник не получит указанные выплаты. Ведь финансовое ведомство отмечает, что налоговым, гражданским и бюджетным законодательством не предусмотрено списание в первоочередном порядке денежных средств с приостановленного счета для выплаты социального пособия работникам (Письма Минфина России от 07.03.2013 N 03-02-07/1/6894, от 11.09.2012 N 03-02-07/1-221).

Поэтому можно предположить, что препятствий для перечисления банком налоговых платежей за счет денежных средств, которые поступили на счет налогоплательщика из ФСС РФ и предназначены для выплаты третьим лицам, нет.

С другой стороны, в данной ситуации налогоплательщик выступает посредником между своим работником и ФСС РФ. Как мы уже отмечали, поступившие на его счет средства Фонда предназначены не налогоплательщику, а его сотруднику.

Поэтому, погашая задолженность перед бюджетом за счет средств ФСС РФ, предназначенных для выплаты пособия застрахованному лицу (сотруднику налогоплательщика), банк должен быть готов к возможному судебному спору со страхователем-налогоплательщиком или непосредственно с работником.

 

Обратите внимание!

По мнению некоторых судов, в подобных ситуациях требование о возврате пособия работник должен заявлять не к банку, а к налоговому органу. Так, например, Верховный суд Республики Татарстан при обращении работника с требованием о взыскании социального пособия признал банк ненадлежащим ответчиком, который был заменен инспекцией (Апелляционное определение от 03.05.2012 N 33-3766/2012).

Заметим, что при рассмотрении данного спора физическому лицу было отказано в удовлетворении заявленных требований. Суд не усмотрел в действиях налоговой инспекции признаков получения неосновательного обогащения. Он указал, что инспекция не отвечает за очередность списания денежных средств со счета, обязанным по выплате пособия остается работодатель.

 

Вопрос о правомерности исполнения банком поручения по перечислению платежей в бюджет за счет целевого финансирования ФСС РФ не находит однозначного решения в судебной практике.

Так, некоторые суды признают правомерным погашение задолженности перед бюджетом за счет целевых выплат. Этот вывод аргументируется следующим: в гражданском законодательстве отсутствует особый порядок списания денежных средств со счетов страхователя при поступлении их из ФСС РФ. Банк не обязан отслеживать источник поступления денежных средств на счет налогоплательщика (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 25.04.2012 N 33-3111/2012).

В то же время существует практика, свидетельствующая о неправомерности списания банком со счетов организации целевых денежных средств в счет уплаты ее задолженности по налогам и сборам. Суды взыскивают причитающуюся работнику сумму выплат за счет собственных средств банка. А впоследствии банк истребует спорную сумму из бюджета на основании норм о неосновательном обогащении (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.10.2009 N А32-13873/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.12.2009 N ВАС-16774/09)).

Подводя итог сказанному, стоит отметить, что налогоплательщику целесообразно уведомить ФСС РФ о приостановлении операций по счетам в банке и об отсутствии возможности выплатить пособие работнику. Это поможет избежать возникновения споров как с контролирующими органами, так и с банком и собственными работниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code