Контракт в сфере закупок товара

Вопрос: По результатам конкурса государственный орган заключил с организацией контракт на поставку электронного оборудования, по условиям которого поставщик обязался поставить оборудование до определенного в контракте числа. Однако из-за потери организацией своего экземпляра контракта и пассивности заказчика контракт был подписан после истечения срока поставки, указанного в нем. Поставщик поставил оборудование, но заказчик отказался от его оплаты, сославшись на незаключенность контракта. Правомерна ли позиция заказчика?

 

Ответ: В ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 — 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. Если такие отношения не регулируются параграфом 4 ГК РФ, используются иные законы.

Статья 526 ГК РФ предусматривает, что по государственному или муниципальному контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Как следует из ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках:

— оплаты товара, работы или услуги;

— осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;

— оформления результатов такой приемки.

Если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, которые связаны с оплатой контракта.

Таким образом, согласно положениям ГК РФ и Закона N 44-ФЗ требуется согласование условий о сроке исполнения контракта.

На основании ч. 7 ст. 54 Закона N 44-ФЗ в течение 10 дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан его подписать и передать один экземпляр лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр по почте лицу, с которым заключен контракт. Если заказчик не совершил данных действий, он признается уклонившимся от заключения контракта. В случае уклонения заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика причиненных убытков.

Таким образом, действующее законодательство обязывает заказчика подписать контракт в установленный срок.

Согласно п. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Следовательно, за негативные последствия неподписания контракта отвечает заказчик.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23.10.2014 N Ф05-11945/14 N А40-181667/13 отмечено, что государственный контракт заключен сторонами 24.07.2013, в то время как определенный в контракте срок поставки товара — до 28.06.2013. Поставщик не мог исполнить свое обязательство, поскольку контракт был заключен сторонами лишь 24.07.2013.

Подтверждения того, что стороны изменили указанное условие контракта, ни суду первой, ни апелляционной инстанций представлено не было.

Из указанных обстоятельств также следовало, что смещение сроков по поставке и вводу оборудования в эксплуатацию произошло из-за нарушений, допущенных истцом при проведении аукциона, на срок, необходимый поставщику для выполнения своих обязательств.

В то же время в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2014 N А12-3647/2014 указано, что в соответствии со спорным государственным контрактом срок поставки товара установлен до 01.12.2013 включительно. Между тем судом установлено, что проект этого контракта был направлен организации и подписан ею 02.12.2013. Контракт был подписан заказчиком 03.12.2013.

Таким образом, контракт подписан заведомо за пределами указанного в нем срока поставки, поэтому фактически этот срок не был определен сторонами.

Поскольку существенное условие государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд не согласовано сторонами, данный контракт считается незаключенным.

Подавая заявку на участие в аукционе в августе 2013 г., поставщик согласился поставить товар в указанный в проекте контракта срок, но не мог предвидеть длительности периода, необходимого для подписания контракта, ввиду отказа заказчика от заключения государственного контракта с истцом, обжалования его действий в Федеральную службу по оборонному заказу.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации сторонам надлежит быть готовыми к тому, что в случае возникновения спора свою правоту им придется доказывать в суде.

«Финансовая газета», 2015, N 44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code