Реклама алкогольной продукции

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О рекламе»:

1. Реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

примечание
Положения пункта 1 части 2 статьи 21 (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ) в части размещения в печатных изданиях рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, не применяются с 1 января 2019 года.

примечание
Положения данного пункта (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ) в части размещения в периодических печатных изданиях рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, не применяются с 1 января 2019 года.

1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

примечание
Положения данного пункта (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ) в части размещения, распространения в телепрограммах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) и на телеканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, не применяются с 1 января 2019 года.

3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

примечание
Положения данного пункта (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ) в части размещения, распространения в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений в период проведения официальных спортивных мероприятий рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя — юридического лица, не применяются с 1 января 2019 года.

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи;

8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.

5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

примечание
Положения частей 6 и 7 данной статьи (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ) не применяются с 1 января 2019 года.

6. В период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя — юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 235-ФЗ)

примечание
Положения части 7 статьи 21 (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ) в части размещения, распространения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, не применяются с 1 января 2019 года.

7. Допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

8. Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

 

Специалисты (С.П.Гришаев) отмечают:

Хотя спиртные напитки (алкогольная продукция) теоретически относятся к свободно обращающимся вещам, однако на практике их оборот обусловлен целым рядом ограничений. Несмотря на заявленную борьбу с пьянством и алкоголизмом, законодатель все же допускает рекламу алкогольной продукции, хотя и с большим количеством ограничений.

Эти ограничения относятся как к содержанию рекламной продукции, так и способам ее доведения до потребителя. Причем можно отметить стойкую тенденцию к увеличению числа этих ограничений.

Следует отметить, что в других странах запреты на рекламу алкогольной продукции менее жесткие.

Например, в Германии действуют опосредованные запреты на распространение рекламы алкогольной продукции в программах для детей и молодежи. В Испании на телевидении допускается реклама любых спиртных напитков, в которых содержание алкоголя не превышает 20%. В телеэфире США вино и пиво рекламируются свободно. В то же время, например, на французском телевидении реклама табака и алкоголя полностью запрещена, а к подобной рекламе на радио установлен ряд ограничений <1>.

———————————

<1> См.: Минбалеев А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб. пособ. С. 107 — 108.

 

Прежде всего нужно определить, что вообще относится к алкогольной продукции.

 

Согласно пп. 7 ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

 

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5% объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива не будут распространяться требования ст. 21 Закона о рекламе. Следует отметить, что пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции относится к алкогольной продукции с 1 июля 2012 г. В связи с признанием пива алкогольной продукцией и подведением его под требования Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» ст. 22 Закона о рекламе, которая называлась «Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе», была признана утратившей силу. Ограничения на рекламу пива вполне правомерны, поскольку в настоящее время можно говорить о таком явлении, как пивной алкоголизм. Однако нельзя не отметить, что в отношении рекламы пива, вина и шампанского законодатель несколько смягчил свои первоначальные требования.

Речь, в частности, идет о рекламе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, на официальных спортивных мероприятиях. Так, в ч. 6 ст. 21 Закона о рекламе установлено, что в период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя — юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от таких сооружений. В ч. 7 указанной статьи предусмотрено, что допускаются размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

Смягчение ограничений, очевидно, обусловлено тем, что крупные пивные компании являются спонсорами футбольных соревнований, а Россия готовится принять чемпионат мира по футболу в 2018 году. Об этом, в частности, свидетельствует то обстоятельство, что указанные смягчения носят временный характер и, как следует из ч. 3 и 4 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не будут применяться с 1 января 2019 г.

Причем надо учитывать, что положения ч. 7 ст. 21 Закона о рекламе в части размещения, распространения в телепрограммах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) и на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, также не будут применяться с 1 января 2019 г.

Смягчены требования и в отношении размещения, распространения рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда. Так, согласно ч. 8 ст. 21 Закона о рекламе допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23:00 до 07:00 местного времени.

В данном случае смягчение ограничений, очевидно, обусловлено тем, что в состав России вошел Крым, где виноделие является одной из основных отраслей хозяйства.

Общие ограничения, касающиеся содержания рекламы алкогольной продукции, установлены в ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе, согласно которой реклама алкогольной продукции не должна:

— содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

— осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

— содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

— содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

— обращаться к несовершеннолетним;

— использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Что касается ограничений в отношении способов доведения рекламы алкогольной продукции до потребителя, то они указаны в ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе. В соответствии с этой частью реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

— в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

— в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

— в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 и 8 ст. 21 Закона о рекламе), при кино- и видеообслуживании;

— на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

— с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

— в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

— в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 21 Закона о рекламе;

— в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламной площади (пространства).

Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5% и более объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

Ограничения касаются и формы распространения рекламы алкогольной продукции. Так, установлен запрет на проведение стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, кроме специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции (ч. 5 ст. 21 Закона о рекламе). При этом законодательство РФ не содержит определения понятия «специализированное стимулирующее мероприятие, проводимое в целях реализации алкогольной продукции». Конкретизировать его должны многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы закона, однако до настоящего времени таких разъяснений не было. Очевидно, речь идет о всякого рода конкурсах и лотереях, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает исключительно алкогольная продукция.

Представляет интерес письмо ФАС России от 03.08.2012 N АК/24981 «О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ», согласно которому Закон о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Соответственно, публикация указанных материалов не рассматривается как реклама алкогольной продукции.

Для того чтобы обойти ограничения на рекламу алкогольных напитков, на телевизионные экраны выходит реклама журналов, минеральной воды, кофе, маринованного перца, клубов, сборников тостов и песен, имеющих такие же названия, как производимые и реализуемые алкогольные напитки. Так, например, в течение длительного времени на телевидении фактически рекламировалась производимая на Украине водка «Немирофф», замаскированная под рекламу перца.

Как было отмечено в литературе, после запрета на телерекламу алкогольных напитков в 1996 году заинтересованные лица стали использовать завуалированные способы рекламирования своих товаров, в том числе путем рекламы торговых марок, товарных знаков, брендов известных ранее наименований алкогольных напитков и табачных изделий. Распространялось мнение, что если на телевидении нельзя рекламировать алкоголь и сигареты, то можно сделать рекламу соответствующей марки или организации-производителя. Однако представители федерального антимонопольного органа и многие доктринальные исследователи посчитали иначе, указав, что такую рекламу следует признавать скрытой рекламой алкогольной продукции, так как именно это является ее целью. Исследователями описаны примеры запрещения ненадлежащей рекламы алкогольных напитков в телеэфире, которые теперь уже можно назвать хрестоматийными. Так, были запрещены рекламные кампании товарных знаков «Довгань», «Кремлевская», «Белый орел» и другие кампании товарных знаков «Довгань» <1>.

———————————

<1> См.: Копытин Д.А. Правовые аспекты отграничения рекламы «зонтичных брендов» от ненадлежащей рекламы алкогольных напитков в эфире телеканалов // Предпринимательское право. 2006. N 2. С. 18.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code