6. Зоны территориального развития

Зона территориального развития в Российской Федерации — это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки. Такой субъект Российской Федерации должен входить в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень субъектов Российской Федерации <339>, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, а сама зона территориального развития не может быть создана на территории муниципального образования, на которой уже действует ОЭЗ или которая находится в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации <340>.

———————————

<339> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. N 326 «Об утверждении Перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» // СЗ РФ. 2013. N 16. Ст. 1955.

<340> См.: Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.

 

Создание зоны территориального развития осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и включает в себя следующие этапы:

1) подачу заявки на создание зоны территориального развития. Она направляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с одновременным представлением следующих документов:

— стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающей создание зоны территориального развития;

— решения о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития;

— реквизитов документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание зоны территориального развития.

Порядок оформления и подачи заявки на создание зоны территориального развития в настоящее время установлен Приказом Минэкономразвития России от 18 октября 2012 г. N 686 <341>;

———————————

<341> Рос. газета. 2012. 28 нояб.

 

2) принятие Правительством Российской Федерации решения о создании зоны территориального развития и оформление его постановлением Правительства Российской Федерации;

3) заключение в течение двух месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации положительного решения соглашения о функционировании зоны территориального развития между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительными органами муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых создается зона территориального развития. Оно должно предусматривать:

— этапы функционирования зоны территориального развития;

— показатели оценки эффективности функционирования зоны территориального развития на каждом этапе ее функционирования, значения этих показателей по окончании данных этапов;

— меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам, а также порядок прекращения их предоставления в связи с исключением юридического лица или индивидуального предпринимателя из реестра резидентов, прекращением или досрочным прекращением существования зоны территориального развития;

— содержание обязательства исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации права на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах зоны территориального развития, на срок ее функционирования;

— объем и сроки финансирования создания в зоне территориального развития находящихся в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности объектов инженерной, транспортной и иных инфраструктур.

Наряду с вышеуказанными положениями соглашение о функционировании зоны территориального развития может также предусматривать обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению налоговых льгот резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также иные связанные с функционированием зоны территориального развития условия.

Управление зоной территориального развития осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере функционирования зон территориального развития — Минэкономразвития России <342>, а также администрацией зоны территориального развития — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в рассматриваемой сфере Минэкономразвития России осуществляет следующие функции:

———————————

<342> См.: пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437.

 

1) формирование единой государственной политики в сфере функционирования зон территориального развития;

2) установление перечня показателей оценки эффективности функционирования зоны территориального развития на каждом этапе ее функционирования, которые могут быть предусмотрены соглашением о функционировании зоны территориального развития, методику расчета этих показателей;

3) определение порядка осуществления контроля за достижением значений показателей оценки эффективности функционирования зоны территориального развития по окончании этапов функционирования зоны территориального развития, предусмотренных соглашением о функционировании зоны территориального развития, и порядка осуществления контроля за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки;

4) определение порядка составления отчетности о функционировании зоны территориального развития;

5) предоставление главным распорядителям бюджетных средств сведений о необходимых для зоны территориального развития видах мер государственной поддержки, их объеме и количестве заявок резидентов, претендующих на получение мер государственной поддержки в очередном финансовом году;

6) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по обеспечению эффективного функционирования зоны территориального развития;

7) взаимодействие с администрацией зоны в целях эффективного функционирования зоны территориального развития;

8) контроль за достижением значений показателей оценки эффективности функционирования зоны территориального развития по окончании этапов ее функционирования;

9) иные функции в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В свою очередь к функциям администрации зоны территориального развития отнесены:

1) рассмотрение представленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заявлений о включении в реестр резидентов;

2) ведение реестра резидентов в порядке и по форме, которые установлены Минэкономразвития России <343>;

———————————

<343> См.: Порядок и формы ведения реестра резидентов зоны территориального развития, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 5 октября 2012 г. N 655 // Рос. газета. 2012. 7 дек.

 

3) рассмотрение представленных резидентами заявок на включение в перечни заявок на получение мер государственной поддержки в очередном финансовом году и формирование таких перечней в порядке, установленном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

4) установление очередности удовлетворения заявок резидентов, претендующих на получение мер государственной поддержки в очередном финансовом году, в порядке, установленном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

5) представление в Минэкономразвития России сведений о перечнях заявок резидентов, претендующих на получение мер государственной поддержки в очередном финансовом году;

6) представление в порядке и по форме, которые установлены Минэкономразвития России, в налоговые органы сведений о включении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в реестр резидентов;

7) контроль за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки в порядке, установленном Минэкономразвития России;

8) представление в порядке и по форме, которые установлены Минэкономразвития России, в Минэкономразвития России ежегодного отчета о результатах функционирования зоны территориального развития;

9) заключение договоров аренды земельных участков, предоставляемых на основании заявлений резидентов в соответствии с земельным законодательством;

10) иные функции в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Резиденты зоны — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития. Для этого они должны отвечать следующим требованиям:

1) государственная регистрация лица (юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) осуществлена на территории муниципального образования, входящего в зону территориального развития;

2) юридическое лицо не относится к субъектам естественных монополий, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также хозяйственным товариществам и обществам, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;

3) инвестиционный проект реализуется в зоне территориального развития;

4) в рамках инвестиционного проекта, представленного в инвестиционной декларации, предусмотрено осуществление следующих видов деятельности:

— производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей);

— добыча сырой нефти, природного газа, предоставление услуг в этих областях;

— добыча драгоценных металлов, драгоценных камней, полудрагоценных камней, их производство и переработка;

— оптовая торговля и розничная торговля;

— ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования;

— финансовая деятельность;

— обработка лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

Администрация зоны территориального развития рассматривает заявление о включении заявителя в реестр резидентов в срок не более чем 10 дней со дня представления этого заявления, принимает решение о включении заявителя в реестр резидентов или об отказе во включении заявителя в реестр резидентов с указанием причин отказа и в день принятия соответствующего решения направляет уведомление в письменной форме заявителю. Она также выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента зоны территориального развития. Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минэкономразвития России от 3 октября 2012 г. N 644 <344>.

———————————

<344> Рос. газета. 2012. 31 окт.

 

Резидент подлежит исключению из реестра резидентов зоны территориального развития в случае:

1) подачи им в письменной форме заявления об исключении из реестра резидентов;

2) установления администрацией зоны территориального развития в результате осуществления контроля за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки факта нарушения резидентом таких условий, представления при этом заявления в арбитражный суд об исключении резидента из реестра резидентов и вступления в силу соответствующего решения арбитражного суда;

3) внесения записи соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) прекращения деятельности резидента — юридического лица в результате его реорганизации.

Исключение резидента из реестра резидентов зоны территориального развития является основанием для прекращения предоставления ему мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности на территории зоны территориального развития предусматривает предоставление ее резидентам различных мер государственной и муниципальной поддержки, а именно:

1) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов с участием резидентов <345>;

———————————

<345> См.: Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 134 // СЗ РФ. 2008. N 10. Ст. 932.

 

2) создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития. Для этого со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании зоны территориального развития Российская Федерация на основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передает на срок существования такой зоны субъекту Российской Федерации, на территории которого создана зона территориального развития, осуществление ряда полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенными в границах зоны территориального развития, а именно: образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления резидентам в аренду; принятие решений о предоставлении земельных участков резидентам в аренду; заключение договоров аренды земельных участков, предоставляемых резидентам зоны территориального развития;

4) предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

5) иные меры государственной и муниципальной поддержки в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В частности, на очередной финансовый год на основании законов о бюджете в порядке, установленном бюджетным законодательством, резидентам могут предоставляться:

— государственные гарантии по кредитам, привлекаемым юридическими лицами;

— субсидии на возмещение резидентам части их затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, лизинговых платежей за оборудование, приобретаемое у российских лизинговых компаний, и т.д.

Срок функционирования зоны территориального развития и прекращение ее существования. Зона территориального развития создается на срок 12 лет. При этом ее функционирование осуществляется поэтапно. Продолжительность каждого этапа устанавливается соглашением о функционировании зоны территориального развития.

Существование зоны территориального развития прекращается по истечении срока, на который она создана, за исключением досрочного прекращения ее существования, которое допускается в случае:

1) необходимости защиты жизни и (или) здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) недостижения по окончании этапа функционирования зоны территориального развития значений показателей оценки эффективности функционирования зоны территориального развития, предусмотренных соглашением о функционировании зоны территориального развития для данного этапа ее функционирования.

Решение о досрочном прекращении существования зоны территориального развития принимается Правительством Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code