2. Промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих видов:

1) промышленно-производственные;

2) технико-внедренческие;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые.

В настоящее время такие зоны существуют в следующих субъектах Российской Федерации <313>: промышленно-производственные — в г. Астрахани и г. Владивостоке, Республике Татарстан, Калужской, Липецкой, Псковской, Самарской и Свердловской областях; технико-внедренческие — в г. Дубне, г. Москве, г. Санкт-Петербурге и г. Томске, Республике Татарстан; туристско-рекреационные — в республиках Алтай и Бурятия, Алтайском, Приморском и Ставропольском краях, Иркутской области; портовые — в Хабаровском крае, Мурманской и Ульяновской областях.

———————————

<313> URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/.

 

27 декабря 2005 г. был принят Закон Владимирской области «О зонах регулируемого развития» N 1-ОЗ; 11 января 2006 г. он был подписан губернатором Владимирской области и 18 января 2006 г. официально опубликован в газете «Владимирские ведомости». Прокурор Владимирской области обратился с заявлением о признании указанного Закона противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления судебного решения в законную силу во Владимирский областной суд, который своим решением от 20 апреля 2007 г. требование прокурора удовлетворил.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также посчитала, что оспариваемый Закон был принят с превышением полномочий, предоставленных законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации в силу ряда причин. Во-первых, он урегулировал отношения между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти, в частности, процедуру создания зон регулируемого развития и формы государственной поддержки, предоставляемые как администрации зоны, так и ее участникам, предписывал определенные правила поведения при осуществлении хозяйственной деятельности в зоне регулируемого развития и регламентировал условия льготного режима инвестиционной, предпринимательской деятельности, условия стимулирования организаций, работающих в зонах регулируемого развития, путем предоставления налоговых льгот. Тем самым закон, регламентирующий отношения в области гражданского законодательства и порядок установления особого режима предпринимательской деятельности, противоречит статьям 2 и 3 ГК РФ, относящим регулирование предпринимательской деятельности как способа реализации гражданских прав к исключительному ведению Российской Федерации. Во-вторых, понятие ОЭЗ, введенное Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», и «зона регулируемого развития» как понятие, установленное оспариваемым Законом, являются тождественными. В-третьих, предусмотренное пунктом 5 статьи 1 оспариваемого Закона положение о том, что участники зоны регулируемого развития обязаны пройти дополнительную регистрацию на территории муниципального образования, в границах которого расположена данная зона, является условием, ограничивающим конкуренцию. В-четвертых, НК РФ не содержит положений, предоставляющих субъектам Российской Федерации полномочия устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные налоговые льготы, указанные в оспариваемом законе, что также противоречит федеральному законодательству.

Таким образом, в нарушение принципов единства экономического пространства Российской Федерации и равенства условий хозяйственной деятельности всех субъектов законом субъекта Российской Федерации, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, был установлен особый режим хозяйствования, при котором налоговые льготы предоставлялись юридическим лицам, осуществляющим управление зоной регулируемого развития, заключившим договор, направленный на реализацию планов развития зоны, в отличие от хозяйствующих субъектов, не заключивших такие договоры и не имевших в силу этого налоговых льгот <314>.

———————————

<314> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 86-Г07-15 // СПС «Кодекс».

 

Для обеспечения целей создания ОЭЗ — развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции — ОЭЗ одного вида или нескольких видов могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер. В настоящее время такой туристический кластер <315> создан в Северо-Кавказском федеральном округе (в республиках Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках), Краснодарском крае и Республике Адыгея.

———————————

<315> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе» // СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5401; 2012. N 3. Ст. 421.

 

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» создание ОЭЗ включает в себя следующие этапы:

1) подачу заявки на создание ОЭЗ. Она направляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований с обоснованием целесообразности и эффективности создания ОЭЗ для решения задач федерального, регионального, местного значения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти — Минэкономразвития России (часть 2 статьи 6) <316>;

———————————

<316> См.: Порядок оформления и подачи заявки на создание ОЭЗ, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. N 439 // Рос. газета. 2012. 15 авг.

 

2) принятие Правительством Российской Федерации решения о создании ОЭЗ исходя из критериев создания ОЭЗ утвержденных Правительством Российской Федерации <317>, и оформление его постановлением Правительства Российской Федерации (части 1 и 1.2 статьи 6). При этом не допускается создание ОЭЗ на территории муниципального образования, на которой уже создана зона территориального развития. Требования к участкам территории ОЭЗ установлены в частях 2 — 3 статьи 4 и статье 5 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

———————————

<317> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2423.

 

3) заключение соглашения о создании ОЭЗ, которое осуществляется в течение 30 дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании ОЭЗ. Сторонами такого соглашения являются Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), на территориях которых создается ОЭЗ.

Предметом соглашения выступает совместная деятельность вышеназванных органов исполнительной власти по обеспечению создания и функционирования той или иной ОЭЗ на конкретной территории. При этом оно касается не только гражданско-правовой сферы, но и содержит элементы публично-правового характера, приобретая тем самым комплексный (межотраслевой) характер. В частности, такое соглашение предусматривает:

— обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ, на срок ее существования;

— порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ;

— комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;

— объем и сроки финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования и др.

Управление ОЭЗ возлагается на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти — Минэкономразвития России, который:

1) проводит регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ;

2) осуществляет ведение реестра резидентов ОЭЗ <318>;

———————————

<318> См.: Административный регламент Федерального агентства по управлению ОЭЗ по исполнению государственной функции «Ведение реестра резидентов ОЭЗ», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2007 г. N 132 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 31. С. 32 — 47.

 

3) выдает по требованиям резидентов ОЭЗ или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов ОЭЗ <319>;

———————————

<319> См.: Административный регламент Федерального агентства по управлению ОЭЗ предоставления государственной услуги «Выдача выписки из реестра резидентов особой экономической зоны по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 26 апреля 2007 г. N 142 // Там же. N 30. С. 63 — 80.

 

4) ежегодно оценивает эффективность функционирования ОЭЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <320>;

———————————

<320> См.: Правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 г. N 833 // СЗ РФ. 2012. N 35. Ст. 4824.

 

5) обобщает информацию о результатах функционирования ОЭЗ и представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный отчет о результатах функционирования ОЭЗ;

6) осуществляет контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти <321>;

———————————

<321> См.: Порядок осуществления контроля за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16 марта 2009 г. N 82.

 

7) опубликовывает не реже одного раза в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения о наличии земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества, расположенных в границах ОЭЗ и не сданных в аренду;

8) выполняет функции государственного заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах ОЭЗ и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

9) управляет и распоряжается земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

— предоставляет в аренду такие земельные участки и иные объекты недвижимости;

— принимает решения об образовании земельных участков в границах ОЭЗ;

— принимает решение о продаже арендаторам земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ и находящихся в государственной или муниципальной собственности;

— осуществляет иные действия по управлению и распоряжению такими земельными участками и иными объектами недвижимости;

10) обеспечивает проведение экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий;

11) получает технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляет передачу этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;

12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

По решению руководителя (министра) Минэкономразвития России отдельные полномочия по управлению ОЭЗ могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо управляющей компании. Последняя, в частности, призвана осуществлять следующие функции:

1) обеспечение создания объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ, в соответствии с соглашением о создании ОЭЗ;

2) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ;

3) привлечение резидентов и иных инвесторов в ОЭЗ, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ;

4) разработка проекта планировки ОЭЗ и представление его на утверждение в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все вышеназванные лица — Минэкономразвития России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, управляющие компании — составляют единую централизованную систему управления ОЭЗ.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию ОЭЗ, осуществления контроля за выполнением соглашения о создании ОЭЗ, содействия в реализации проектов резидентов ОЭЗ, проектов иных инвесторов, а также в целях рассмотрения и утверждения перспективных планов развития ОЭЗ, осуществления контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет ОЭЗ, состав которого утверждается Минэкономразвития России. Его членами, как правило, являются представители Минэкономразвития России, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, управляющей компании, резидентов ОЭЗ и иных организаций, в том числе образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования или в границах муниципальных образований, на территориях которых расположена ОЭЗ.

Наблюдательный совет осуществляет рассмотрение следующих вопросов <322>:

———————————

<322> См.: Положение о наблюдательном совете ОЭЗ, утвержденное Приказом Минэкономразвития России от 20 октября 2010 г. N 502 // Рос. газета. 2010. 24 нояб.

 

1) рассмотрение перспективных планов развития ОЭЗ и их реализация;

2) реализация плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;

3) участие новых резидентов в ОЭЗ и ознакомление с их бизнес-планами, а также участие лиц, заинтересованных в заключении соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры ОЭЗ, и иных инвесторов, планирующих реализовать проекты на территории ОЭЗ;

4) соблюдение резидентами условий соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ, в том числе наличие оснований лишения лица статуса резидента ОЭЗ;

5) выполнение обязательств исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в соответствии с соглашением о создании ОЭЗ;

6) досрочное прекращение существования ОЭЗ;

7) использование бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории ОЭЗ;

8) подготовка информации по запросам Минэкономразвития России;

9) оказание содействия в реализации проектов резидентов ОЭЗ и иных инвесторов;

10) другие вопросы, отнесенные Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и соглашением о создании ОЭЗ к компетенции наблюдательного совета.

Резидентами ОЭЗ признаются лица, внесенные в реестр резидентов ОЭЗ вследствие заключения ими с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ.

В зависимости от вида ОЭЗ ее резиденты вправе осуществлять: промышленно-производственную деятельность (деятельность по логистике); технико-внедренческую деятельность; туристско-рекреационную деятельность; портовую деятельность и (или) строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта. При этом в любом случае в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории ОЭЗ не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, а также производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в ОЭЗ.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ на общих основаниях, за исключением портовой ОЭЗ. В последнем случае это могут лишь делать:

1) администрация морского порта, речного порта, аэропорта, федеральные государственные предприятия и открытые акционерные общества (акции которых находятся в федеральной собственности) — по обеспечению функционирования и безопасности морского порта, речного порта, аэропорта в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо управляющая компания или акционерное общество, наделенные отдельными полномочиями по управлению портовой ОЭЗ, — по обеспечению функционирования портовой ОЭЗ;

3) индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами портовой ОЭЗ, — по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ и объектов инфраструктуры, создаваемых в границах земельных участков, предоставленных органом управления портовой ОЭЗ резидентам портовой ОЭЗ.

Предоставляемый резидентам ОЭЗ льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности в настоящее время включает в себя:

1) льготный режим налогообложения:

— при исчислении налога на прибыль организаций:

применение специального коэффициента к основной норме амортизации основных средств, но не выше двух в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков — организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ (подпункт 3 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ);

возможность установления законами субъектов Российской Федерации пониженной налоговой ставки налога на прибыль (но не выше 13,5%), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 284 НК РФ) <323>;

———————————

<323> См., например: Закон Алтайского края от 10 апреля 2007 г. N 21-ЗС «О ставке налога на прибыль организациям — резидентам особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края» // Алтайская правда. 2007. 8 мая.

 

для организаций — резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, применение налоговой ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% (пункт 1.2 статьи 284 НК РФ);

— освобождение от налогообложения НДС проведения работ (оказания услуг) резидентами портовой ОЭЗ (подпункт 27 пункта 3 статьи 149 НК РФ);

— освобождение от налогообложения акцизами ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, которые размещены в портовой ОЭЗ (пункт 3 статьи 183 НК РФ), а также ввоза подакцизных товаров в портовую ОЭЗ с остальной части территории Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ);

— освобождение от налогообложения налогом на имущество:

организаций — резидентов ОЭЗ, за исключением судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (пункт 17 статьи 381 НК РФ);

судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной ОЭЗ (пункт 22 статьи 381 НК РФ);

организаций, признаваемых управляющими компаниями ОЭЗ и учитывающих на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (пункт 23 статьи 381 НК РФ);

— освобождение от налогообложения земельным налогом:

организаций — резидентов ОЭЗ, за исключением судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (пункт 9 статьи 395 НК РФ);

судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ сроком на 10 лет (пункт 11 статьи 395 НК РФ);

2) таможенную процедуру свободной таможенной зоны (за исключением туристско-рекреационных ОЭЗ) (статьи 37 — 37.5), содержание которой и условия помещения товаров под которую определяются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. В частности, товары, ввезенные на территорию ОЭЗ и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза;

3) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статья 38).

Срок действия и прекращение существования ОЭЗ. ОЭЗ создается на 49 лет. Данный срок существования ОЭЗ продлению не подлежит (часть 6 статьи 6).

Досрочное прекращение существования ОЭЗ допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой ОЭЗ либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в ОЭЗ ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

Решение о досрочном прекращении существования ОЭЗ принимается Правительством Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code