Глава 7. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

  • 1. Понятие и виды особых экономических зон в Российской Федерации

Особая (специальная, свободная) экономическая зона — это часть территории государства, на которой действует льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности. В зависимости от сферы применения льгот такой режим может в различном сочетании включать в себя:

1) льготный режим налогообложения, прежде всего, в отношении уплаты:

— налога на прибыль организаций;

— налога на доходы физических лиц;

2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны), предполагающий:

— отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;

— отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;

— упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;

3) льготный валютный режим, обычно устанавливающий:

— свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют;

— отмену ограничений на совершение валютных операций;

4) упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

5) сохранение банковской тайны:

— о вкладах;

— о счетах;

— о банковских операциях;

6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организаций и их коммерческой деятельности;

7) отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;

8) отмену ограничений на осуществление инвестиций, в том числе:

— по доле в уставном капитале организаций;

— по обязательному приобретению местной продукции;

— по обязательному привлечению местной рабочей силы;

— по экспорту производимой продукции;

9) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;

10) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;

11) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;

12) самостоятельный бюджет зоны;

13) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;

14) запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);

15) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в деле об оспаривании постановления и.о. губернатора Самарской области от 9 августа 1999 г. N 219 «О создании особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области» указала на необходимость использования двух признаков для квалификации ОЭЗ — определенную в административных границах территорию и особый правовой режим хозяйственной деятельности. Она также отметила, что не имеет существенного значения название этих экономических зон, и подтвердила сходство понятий СЭЗ и ОЭЗ <308>.

———————————

<308> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 46-Г02-28 // СПС «Кодекс».

 

От ОЭЗ следует отличать другие используемые в законодательстве понятия. Так, ничего общего, несмотря на похожие наименования, такая зона не имеет с особой исключительной экономической зоной — морским районом, находящимся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающим к нему, с особым правовым режимом, в котором Российская Федерация осуществляет определенные суверенные права, в частности, в целях разведки, разработки, промысла и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» <309>). Лечебно-оздоровительные местности, курорты и их земли, особо охраняемые природные территории, предусмотренные Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» <310> и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» <311>, хотя и представляют собой определенную территорию с особым режимом, но содержание последнего обычно заключается в запрещении или ограничении хозяйственной деятельности с целью охраны данных территорий. В то же время правовой режим в ОЭЗ иной. Он носит льготный характер и направлен на создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности.

———————————

<309> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

<310> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

<311> СЗ РФ. N 12. Ст. 1024.

 

ОЭЗ многообразны. В юридической и экономической литературе приводятся различные критерии классификации и, как следствие, виды ОЭЗ. В частности, данные зоны предлагается разграничивать <312>:

———————————

<312> См., например: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 23 — 26; Павлов П.В. Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики. Таганрог: ТИУиЭ, 2005. С. 24, 25; Свободные экономические зоны и развитие туризма / М.М. Амирханов, Ю.А. Барзыкин, П.П. Чуваткин и др. Сочи: СГУТиКД, 2006. С. 15.

 

1) по характеру деятельности и функциональному предназначению:

— торговые;

— промышленно-производственные;

— технико-внедренческие;

— портовые;

— логистические;

— научно-исследовательские;

— туристические;

— финансовые;

— комплексные;

2) по степени интегрирования в мировую и национальную экономику:

— анклавные;

— эксклавные;

3) по способу организации:

— территориальные;

— функциональные;

4) по характеру собственности:

— государственные;

— частные;

— смешанные.

В Российской Федерации в настоящее время существуют четыре вида ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, функционирующие на основании Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». На территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действует СЭЗ согласно Федеральному закону от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Могут также создаваться зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и территории опережающего социально-экономического развития согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Кроме того, действует Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Несмотря на то что все они принимались в различные исторические периоды и отражали существовавшие в те времена взгляды на роль и место ОЭЗ в экономике страны, вышеназванные Федеральные законы преследуют общие цели создания и предусматривают одинаковый механизм взаимодействия лиц, участвующих в реализации инвестиционных проектов. В этой связи представляется крайне необходимым провести работу по упорядочению (систематизации) таких федеральных законов путем объединения содержащихся в них положений в одном законодательном акте с выделением в нем общих и специальных норм, предназначенных для регулирования отдельных видов ОЭЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code