12. Соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ

— это договор, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную таким соглашением, и осуществить инвестиции и капитальные вложения в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти — осуществлять полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в том числе предоставить резиденту ОЭЗ в аренду земельный участок при условии, что для осуществления соответствующей деятельности резиденту ОЭЗ требуется земельный участок, а управляющая компания — осуществлять необходимые действия в порядке и в пределах, которые установлены соглашением об управлении ОЭЗ, в том числе обеспечить создание объектов инфраструктуры ОЭЗ. Типовые формы соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ утверждены Приказом Минэкономразвития России от 13 апреля 2012 г. N 209 <228>.

———————————

<228> СПС «КонсультантПлюс».

 

Соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ является трехсторонним, консенсуальным и взаимным и содержит признаки как имущественных, так и организационных гражданских договоров. Последние направлены не на товарообмен, а на установление взаимосвязей участников будущего товарообмена <229>.

———————————

<229> См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2002. Том 2. Полутом 1. С. 158.

 

Сторонами соглашения являются резидент ОЭЗ, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и управляющая компания.

Резидент ОЭЗ — это лицо, как правило, индивидуальный предприниматель <230> или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, отвечающее установленным требованиям и получившее статус резидента ОЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Для этого оно должно:

———————————

<230> Индивидуальные предприниматели могут быть резидентами только технико-внедренческих или туристско-рекреационных ОЭЗ.

 

1) быть зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;

2) заключить соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ на территории Российской Федерации, а также по управлению такими зонами в настоящее время является Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) <231>. По решению его руководителя (Министра) отдельные полномочия по управлению ОЭЗ могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации <232> либо управляющей компании <233>.

———————————

<231> См.: пункты 1 и 5.3.22 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

<232> См.: Типовую форму соглашения с субъектом Российской Федерации о делегировании отдельных полномочий по управлению ОЭЗ, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 21 января 2010 г. N 20 // Российская газета. 2010. 17 марта.

<233> См.: Порядок передачи отдельных полномочий по управлению ОЭЗ управляющей компании, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2012 г. N 187, и примерную форму соглашения об управлении ОЭЗ, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2012 г. N 188 // Там же. 2012. 28 мая; 29 июня.

 

Управляющая компания — это открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении ОЭЗ.

Предметом соглашения может быть:

1) промышленно-производственная (производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация) или деятельность по логистике (оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров);

2) технико-внедренческая деятельность, под которой понимаются:

— инновационная деятельность;

— создание, производство и реализация научно-технической продукции;

— создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем;

— оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем;

— предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности;

3) туристско-рекреационная деятельность, к которой относятся:

— деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;

— туристская деятельность;

— деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод;

4) деятельность в портовой ОЭЗ — портовая деятельность и (или) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта. В свою очередь, портовая деятельность включает в себя следующие осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности:

— складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

— снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;

— производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

— переработка водных биологических ресурсов;

— операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и подобные операции);

— простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товаров, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

— биржевая торговля товарами;

— оптовая торговля товарами;

— обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ;

— производственная деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.

Исходя из видов деятельности в ОЭЗ различают четыре вида соглашений:

1) соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности;

2) соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности;

3) соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;

4) соглашение об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.

Соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования ОЭЗ. Оно также должно предусматривать срок представления резидентом ОЭЗ в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы таких документации и результатов их согласования (в случае если это предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ).

В качестве существенных условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ следует назвать:

1) предмет договора — промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность в портовой ОЭЗ;

2) перечень государственного (муниципального) имущества, необходимого для предполагаемой деятельности резидента ОЭЗ и подлежащего передаче ему по договору аренды;

3) срок заключения с резидентом ОЭЗ договора аренды земельного участка и (или) иного государственного (муниципального) имущества;

4) объем и сроки осуществления инвестиций, включая объем капитальных вложений в течение трех лет со дня заключения соглашения;

5) срок действия соглашения;

6) иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Соглашение об осуществлении деятельности заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Содержание соглашения составляют права и обязанности сторон. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» резидент ОЭЗ обязан:

1) вести на территории ОЭЗ промышленно-производственную (логистическую), технико-внедренческую, туристско-рекреационную деятельность или деятельность в портовой ОЭЗ. При этом он не вправе вести иную, не предусмотренную соглашением, предпринимательскую деятельности на территории ОЭЗ. Не вправе он также иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ (части 1 — 2.2 и 4 статьи 10);

2) осуществить капитальные вложения, в частности:

— при осуществлении деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ в сумме не менее чем 120 млн. руб. (за исключением нематериальных активов), в том числе не менее чем 40 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения;

— при осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ в сумме не менее чем 400 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) при строительстве или 120 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, в том числе не менее чем 40 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения (часть 4 статьи 12);

3) оплатить расходы, связанные с проведением экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации;

4) оплатить расходы по формированию и государственному кадастровому учету земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ и предоставляемого резиденту ОЭЗ в аренду, в случае, если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет (если иное не предусмотрено соглашением);

5) согласовывать с управляющей компанией принимаемые в проектах технические решения по подключению (присоединению) объекта капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, технологическому присоединению к электрическим сетям, расчеты-обоснования по объему потребления ресурсов и коммунальных услуг, а также выбросам и сбросам, воздействию на окружающую природную среду, мероприятия пожарной безопасности и охраны объектов, транспортные схемы и схемы логистики поставок на период строительства и эксплуатации, разрабатываемые в составе проектно-сметной документации;

6) предоставить управляющей компании проектную документацию, а также положительное заключение экспертизы указанной проектной документации в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации;

7) заключить с управляющей компанией договоры на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными услугами и на оказание иных услуг, связанных с объектами инфраструктуры ОЭЗ;

8) при осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ представить в таможенный орган обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в размере не менее чем:

— 30 млн. руб. при складировании товаров, их хранении, оптовой торговле, биржевой торговле товарами (включая подакцизные товары или минеральное сырье);

— 10 млн. руб. при складировании товаров, не являющихся подакцизными товарами, хранении таких товаров, оптовой торговле, биржевой торговле ими;

— 2,5 млн. руб. при осуществлении иной портовой деятельности (часть 5 статьи 12);

9) при ведении деятельности в портовой ОЭЗ, предусматривающей строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта, осуществить разработку проектной документации, выполнить инженерные изыскания, провести государственную экспертизу проектной документации, выполнять функции заказчика и инвестора (часть 6 статьи 12);

10) вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представлять отчетность о таких товарах в таможенный орган (часть 1 статьи 37.4);

11) оказывать содействие органам управления ОЭЗ в части осуществления контроля за выполнением условий соглашения, в том числе обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц органов управления ОЭЗ к объектам инфраструктуры ОЭЗ, принадлежащим резиденту ОЭЗ и находящимся в границах ОЭЗ, представлять в органы управления ОЭЗ в устной и письменной форме необходимую для осуществления контроля информацию (часть 12 статьи 12);

12) в случае расторжения соглашения об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ распорядиться расположенными в границах портовой ОЭЗ и принадлежащими резиденту ОЭЗ на праве собственности объектами недвижимости, в том числе объектами незавершенного строительства, путем продажи их лицу, зарегистрированному в качестве резидента портовой ОЭЗ (часть 9 статьи 12);

13) не передавать свои права и обязанности по соглашению другому лицу (часть 10 статьи 12);

14) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Резидент ОЭЗ вправе:

1) получать выписки из реестра резидентов ОЭЗ на основании письменного запроса (пункт 3 части 1 статьи 8);

2) получить свидетельство установленного образца, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ (часть 5 статьи 9);

3) запрашивать у управляющей компании информацию о планируемом составе сетей тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, электрических сетей на территории ОЭЗ, этапах строительства и сроках их ввода в эксплуатацию;

4) присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации; знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 11);

5) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Минэкономразвития России обязано:

1) заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка и (или) иного государственного (муниципального) имущества, расположенного в границах ОЭЗ, если оно требуется резиденту ОЭЗ, на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом ОЭЗ (части 1 и 2 статьи 12) <234>;

———————————

<234> См.: Примерные формы договоров аренды земельного участка и иного недвижимого имущества, расположенных на территории ОЭЗ и находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 12 апреля 2006 г. N 95 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 25. С. 143 — 153.

 

2) в течение трех дней с даты подписания соглашения внести в реестр резидентов ОЭЗ запись о регистрации резидента ОЭЗ (часть 4 статьи 9);

3) выдать резиденту ОЭЗ свидетельство установленного образца, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ (часть 5 статьи 9);

4) сообщить в налоговые и таможенные органы сведения о регистрации резидента ОЭЗ с одновременным представлением копии соглашения в течение трех дней со дня регистрации резидента ОЭЗ в реестре (части 6 и 7 статьи 9);

5) обеспечить проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 9 части 1 статьи 8);

6) получить технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществить передачу этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию (пункт 11 части 1 статьи 8);

7) при осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ, предусматривающей строительство объектов инфраструктуры новых морского порта, речного порта или аэропорта, организовать выдачу необходимых разрешений на выполнение таких работ в соответствии с согласованной в установленном порядке проектной документацией (часть 7 статьи 12);

8) осуществлять контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения (пункт 5 части 1 статьи 8) <235>;

———————————

<235> См.: Порядок осуществления контроля за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16 марта 2009 г. N 82 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 20. С. 145 — 150.

 

9) выдавать резиденту выписку из реестра резидентов ОЭЗ на основании письменного запроса (пункт 3 части 1 статьи 8);

10) уведомить резидента ОЭЗ о передаче отдельных полномочий по управлению ОЭЗ органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управляющей компании;

11) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Минэкономразвития России вправе:

1) получать необходимую информацию и документы от резидента ОЭЗ и управляющей компании в соответствии с письменными запросами и в рамках своих полномочий по исполнению функции управления ОЭЗ;

2) привлекать управляющую компанию к осуществлению функций по приему и выдаче документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также по представлению необходимых сведений в государственные органы и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном таким Федеральным законом (часть 3 статьи 8);

3) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Управляющая компания обязана:

1) обеспечить создание объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ, в соответствии с соглашением о создании ОЭЗ (пункт 1 статьи 8.1);

2) заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности управляющей компании и расположенного на земельных участках в границах ОЭЗ, при наличии такого имущества и в случае, если оно требуется резиденту ОЭЗ;

3) поддерживать в соответствии с установленными требованиями работоспособность и техническую исправность электрических сетей, сетей тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, иных объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся на праве собственности или ином праве у управляющей компании;

4) уведомить в письменной форме резидента ОЭЗ о планируемом составе объектов инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур, строительство которых предполагается на территории ОЭЗ, этапах строительства и сроках их ввода в эксплуатацию;

5) заключить с резидентом ОЭЗ договоры подключения (присоединения) объекта капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям управляющей компании в установленном порядке;

6) выполнить строительство сетей тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, электрических сетей ОЭЗ и обеспечить готовность точек подключения к ним объекта капитального строительства резидента ОЭЗ в соответствии с выданными техническими условиями на подключение (присоединение) к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОЭЗ строящегося объекта резидента ОЭЗ;

7) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Управляющая компания имеет право:

1) получать необходимую информацию и документы от Минэкономразвития России и резидента ОЭЗ в соответствии с письменными запросами в целях реализации соглашения;

2) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Заключение соглашения. Лицо, намеревающееся получить статус резидента ОЭЗ (заявитель), представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти — Минэкономразвития России — заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, которая должна содержать следующие сведения:

1) о предполагаемой деятельности заявителя в ОЭЗ;

2) о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;

3) о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;

4) о предполагаемом объеме инвестиций и предполагаемом объеме капитальных вложений в период деятельности заявителя в ОЭЗ, в том числе об объеме капитальных вложений в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;

5) о величине необходимой присоединяемой мощности энергопринимающих устройств заявителя, а также о видах и об объеме, о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (в том числе холодной и горячей воды, сетевого газа и тепловой энергии), используемых для предоставления услуг по тепло-, газо- и водоснабжению, иных ресурсов, необходимых для осуществления промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ.

К заявке прилагаются:

1) копии учредительных документов (для юридических лиц);

2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

4) бизнес-план, форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти <236>.

———————————

<236> См.: Приказы Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. N 75, от 9 ноября 2007 г. N 384, от 12 марта 2011 г. N 101 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 16. С. 9 — 22; 2008. N 4. С. 151 — 158; 2011. N 30. С. 60 — 64.

 

После получения необходимых документов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти принимает и направляет заявителю не позднее чем через 10 рабочих дней одно из следующих решений:

1) о передаче заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ и бизнес-плана в экспертный совет по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым ОЭЗ, формируемый Минэкономразвития России <237>;

———————————

<237> См.: Положение об экспертном совете ОЭЗ, утвержденное Приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2012 г. N 145 // Российская газета. 2012. 6 июля.

 

2) о принятии заявки на заключение соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и бизнес-плана к рассмотрению в случае, если в соответствии с бизнес-планом предусмотрен объем инвестиций в размере менее 30 млн. руб. и не требуется предоставление земельного участка;

3) об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ. Такой отказ допускается только в случае:

— непредставления лицом предусмотренных документов;

— отсутствия в границах ОЭЗ государственного и (или) муниципального имущества, которое может быть передано во владение и (или) в пользование заявителю и которое соответствует условиям такой заявки;

— отсутствия в границах ОЭЗ свободного земельного участка, соответствующего условиям, указанным в такой заявке;

— несоответствия предполагаемой деятельности заявителя видам деятельности, осуществление которых разрешено в ОЭЗ;

— несоответствия предполагаемого объема капитальных вложений установленным требованиям.

Оценка бизнес-плана осуществляется экспертным советом или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в случае если в соответствии с бизнес-планом при осуществлении технико-внедренческой деятельности предусмотрен объем инвестиций в размере менее чем 30 млн. руб. и не требуется предоставление земельного участка) на основании критериев и методики оценки, установленных Минэкономразвития России <238>. Не позднее чем через 30 дней со дня получения заявки экспертный совет по соответствующим ОЭЗ по результатам оценки бизнес-плана принимает и направляет в Минэкономразвития России одно из следующих решений:

———————————

<238> См., например: Критерии оценки бизнес-планов, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим ОЭЗ, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. N 75 // Российская газета. 2006. 14 апр.

 

1) о поддержке бизнес-плана;

2) об отказе в поддержке бизнес-плана.

Решение экспертного совета по соответствующим ОЭЗ также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в бизнес-план, исполнение которых возлагается на заявителя и учитывается органами управления ОЭЗ при заключении соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ.

В течение пяти дней со дня получения решения экспертного совета по соответствующим ОЭЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти направляет в письменной форме заявителю уведомление:

1) о заключении соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ (при принятии решения о поддержке бизнес-плана);

2) об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ (при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана);

3) о заключении соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.

Изменение соглашения. Соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ может быть изменено по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении соглашения другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими федеральными законами или соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).

В случае если резидент ОЭЗ намерен изменить условия соглашения, связанные с изменением бизнес-плана, он представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявление, а также бизнес-план, который не позднее чем через пять рабочих дней передается в экспертный совет по соответствующим ОЭЗ (за исключением случаев, когда бизнес-планом предусмотрен объем инвестиций в размере менее чем 30 млн. руб. и не требуется предоставление земельного участка). Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты получения указанных документов экспертный совет принимает и направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти одно из следующих решений:

1) о поддержке бизнес-плана;

2) об отказе в поддержке бизнес-плана.

Решение экспертного совета может также содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в бизнес-план, которые возлагаются на заявителя и учитываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при заключении дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности в ОЭЗ.

Изменения, вносимые в соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ и не связанные с изменением его существенных условий (вернее с бизнес-планом), оформляются дополнительным соглашением при условии предоставления резидентом ОЭЗ документов, подтверждающих обоснованность внесения изменений в соглашение без рассмотрения экспертным советом по соответствующим ОЭЗ.

Прекращение соглашения. Действие соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ прекращается:

1) по окончании срока, на который оно было заключено;

2) в случае его расторжения, которое допускается:

— по соглашению сторон;

— судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным основаниям;

3) в случае досрочного прекращения существования ОЭЗ;

4) в случае прекращения деятельности юридического лица или деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Существенным нарушением резидентом ОЭЗ условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», является:

1) осуществление в ОЭЗ предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением (пункт 1 части 3 статьи 20);

2) неосуществление предусмотренной соглашением деятельности в течение 24 месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти такого факта (пункт 2 части 3 статьи 20);

3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в срок, установленный соглашением, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением (пункт 3 части 3 статьи 20);

4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением (пункт 4 части 3 статьи 20).

В свою очередь, существенным нарушением соглашения со стороны органа управления ОЭЗ является его отказ заключить договор аренды земельного участка и (или) иного государственного (муниципального) имущества (часть 4 статьи 20). В соглашении могут быть также указаны иные действия резидента ОЭЗ и органов управления ОЭЗ, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения (часть 5 статьи 20).

Кроме того, соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ может быть расторгнуто судом по требованию уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, если в разумный срок проектная документация не была доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении (часть 6 статьи 20).

В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ лицо утрачивает статус резидента ОЭЗ. При этом оно вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ, за исключением портовых ОЭЗ, на общих основаниях и распорядиться движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим ему и находящимся в границах ОЭЗ, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством при соблюдении условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Если его имущество расположено на территории портовой ОЭЗ, то он может это сделать путем продажи такого имущества только лицу, зарегистрированному в качестве резидента портовой ОЭЗ (часть 9 статьи 12). Кроме того, договоры аренды земельного участка и (или) иного государственного (муниципального) имущества, заключенные на условиях, предусмотренных соглашением, прекращают свое действие, а расходы, понесенные в связи с исполнением соглашения резидентом ОЭЗ, не возмещаются (часть 7 статьи 20 и часть 6 статьи 21). Если досрочное прекращение действия соглашения связано с существенным нарушением резидентом ОЭЗ условий соглашения, лицо, утратившее статус резидента ОЭЗ, обязано также уплатить штраф в размере, предусмотренном соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code