3. Законодательство Российской Федерации (2 часть)

Привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:

— на основании договора участия в долевом строительстве;

— путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида — жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

— жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

Привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение данных требований запрещается.

ООО «Антекс» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями о признании незаконным и отмене Постановления Управления государственного строительного надзора администрации по Волгоградской области от 8 апреля 2010 г. N 67 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 100 тыс. руб.

Решением от 4 мая 2010 г. Арбитражный суд Волгоградской области требования заявителя оставил без удовлетворения, исходя, в частности, из того, что заявитель осуществлял привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирных домов без заключения в установленном порядке договоров участия в долевом строительстве, а именно: путем реализации векселей с одновременным заключением договоров намерения участия в долевом строительстве, т.е. в нарушение требований статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Федеральный арбитражный суд Поволжского округа согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции и оставил его решение без изменения в силе <102>.

———————————

<102> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 ноября 2010 г. по делу N А12-7861/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Действие Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются ГК РФ и законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности. Передача гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, не допускается;

11) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» <103>, который регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. В отличие от соглашения о разделе продукции, заключаемого при осуществлении инвестиционной деятельности в сфере недропользования, объектом концессионного соглашения обычно является недвижимое имущество, входящее в состав транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры (автомобильные дороги, мосты, гидротехнические сооружения и т.д.);

———————————

<103> СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3126.

 

12) Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» <104>. Он определяет порядок создания, функционирования и прекращения существования промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ;

———————————

<104> СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3127; 2011. N 49. Ст. 7043; N 50. Ст. 7351.

 

13) Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <105>. Предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования ОЭЗ в Калининградской области с учетом ее геополитического положения и в целях ускорения ее социально-экономического развития;

———————————

<105> Там же. 2006. N 3. Ст. 280.

 

14) Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» <106>. Он устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами. Однако такой федеральный закон не распространяется:

———————————

<106> Там же. 2008. N 18. Ст. 1940.

 

— на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участницей которых является Российская Федерация (часть 6 статьи 2);

— на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, если до совершения соответствующих сделок Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и сохраняет за собой такое право после их совершения (часть 7 статьи 2);

— на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в объекты иных гражданских прав (часть 8 статьи 2);

15) Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» <107>, который был принят в целях реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») и обеспечения жизнедеятельности на его территории;

———————————

<107> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

 

16) Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» <108>. Он регулирует в соответствии с ГК РФ особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности, включая правовое положение и ответственность участников договора инвестиционного товарищества, порядок установления, изменения или прекращения прав и обязанностей участников договора инвестиционного товарищества;

———————————

<108> Там же. 2011. N 49. Ст. 7013.

 

17) Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <109>. Он устанавливает порядок создания, функционирования и прекращения существования зон территориального развития, а также предусматривает меры государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в таких зонах;

———————————

<109> Там же. Ст. 7070.

 

18) Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» <110>, устанавливающий особый правовой режим в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Он также регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением действия свободной экономической зоны на данной территории, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан;

———————————

<110> СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6658.

 

18) Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» <111>, который определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

———————————

<111> Там же. 2015. N 1. Ст. 26.

 

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований действуют законы субъектов Российской Федерации и решения представительных органов местного самоуправления о государственной (муниципальной) поддержке инвестиционной деятельности. Они, как правило, устанавливают:

1) полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере инвестиционной деятельности;

2) формы и методы государственного (муниципального) регулирования инвестиционной деятельности;

3) порядок условия предоставления государственной (муниципальной) поддержки инвестиционной деятельности;

4) права и обязанности инвесторов, реализующих инвестиционные проекты с использованием мер государственной (муниципальной) поддержки;

5) дополнительные гарантии осуществления инвестиционной деятельности и др.

В качестве примеров следует назвать:

1) Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 февраля 1998 г. N 6-ЗАО «Об инвестициях» <112>;

———————————

<112> Красный Север. 1998. 9 февр.

 

2) Закон Томской области от 18 марта 2003 г. N 29-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» <113>;

———————————

<113> Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2003. N 16.

 

3) Закон Новосибирской области от 14 апреля 2007 г. N 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области» <114>;

———————————

<114> Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2007. N 20.

 

4) Закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 г. N 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области» <115>;

———————————

<115> Кузбасс. 2008. 28 нояб.

 

5) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17 мая 2011 г. N 23-РЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» <116>;

———————————

<116> День Республики. 2011. 24 мая.

 

6) Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае» <117>;

———————————

<117> Приамурские ведомости. 2011. 26 нояб.

 

7) Закон Алтайского края от 3 апреля 2014 г. N 21-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» <118>;

———————————

<118> Алтайская правда. 2014. 9 апр.

 

8) Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Новосибирска <119>, утвержденное решением Совета депутатов г. Новосибирска от 28 сентября 2010 г. N 125, и др.

———————————

<119> Бюллетень органов местного самоуправления г. Новосибирска. 2010. N 79.

 

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Читинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части норм Закона Читинской области от 24 января 2001 г. N 258-ЗЧО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области», сославшись на их противоречие федеральному законодательству, в частности, полагая, что региональным законодателем установлено правовое регулирование договорных отношений и созданы условия к недопущению, ограничению, устранению конкуренции субъектов предпринимательской деятельности. В частности, статья 11 данного Закона с учетом последующих дополнений и изменений гласила, что инвесторам — организациям или индивидуальным предпринимателям, реализующим на территории области инвестиционные проекты областного значения, арендующим в этих целях имущество, являющееся государственной собственностью Читинской области, на период срока окупаемости вложенных инвесторами инвестиций, но не более чем на 5 лет со дня начала финансирования проектов, устанавливаются льготные ставки арендной платы, составляющие 80% от размера арендной платы, установленной нормативными правовыми актами Читинской области в части, зачисляемой в областной бюджет.

Решением Читинского областного суда от 13 июля 2007 г. в удовлетворении заявления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации было отказано. К аналогичному выводу пришла и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отметив, что из текста оспариваемой статьи в ее системной взаимосвязи с другими нормами Закона Читинской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области» усматривалось, что предмет ее правового регулирования составляют общественные отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в виде льготных ставок арендной платы субъектам инвестиционной деятельности. Установление законодателем субъекта Российской Федерации такой льготной ставки не свидетельствует о вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в области гражданского законодательства. Содержащееся в оспариваемой норме предписание об установлении льготной ставки арендной платы для инвесторов не устанавливает правил поведения в области договорных и обязательственных отношений, составляющих предмет гражданского законодательства, и не лишает права инвесторов вступать или воздерживаться от вступления в такого рода отношения <120>.

———————————

<120> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2007 г. по делу N 72-Г07-11 // СПС «КонсультантПлюс».

 

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты также региональные законодательные акты о государственно-частном партнерстве, устанавливающие основы правового регулирования и общие принципы организации отношений, складывающихся в рамках государственно-частного партнерства. В указанных актах государственно-частное партнерство обычно рассматривается как организационное взаимодействие (сотрудничество) между публичным образованием, с одной стороны, и хозяйствующим субъектом, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории субъектов Российской Федерации. Такие акты, как правило, предусматривают:

1) основные понятия, используемые в законе;

2) цели и задачи государственно-частного партнерства;

3) принципы государственно-частного партнерства;

4) стороны государственно-частного партнерства;

5) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений государственно-частного партнерства;

6) формы государственно-частного партнерства;

7) объекты соглашений о государственно-частном партнерстве;

8) условия и порядок участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношениях государственно-частного партнерства;

9) конкурс на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве;

10) государственная поддержка развития государственно-частного партнерства;

11) гарантии прав партнеров при заключении и исполнении соглашений о государственно-частном партнерстве и др.

В качестве примеров следует назвать:

1) Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» <121>;

———————————

<121> Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 28 дек.

 

2) Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. N 15-РЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай» <122>;

———————————

<122> Звезда Алтая. 2008. 18 марта.

 

3) Закон Пензенской области от 30 июня 2009 г. N 1755-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области» <123>;

———————————

<123> Пензенские губернские ведомости. 2009. N 46. 9 июля.

 

4) Закон Краснодарского края от 9 июня 2010 г. N 1989-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере государственно-частного партнерства» <124>;

———————————

<124> Кубанские новости. 2010. 10 июня.

 

5) Закон Республики Бурятия от 16 марта 2012 г. N 2625-IV «О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия» <125>;

———————————

<125> Бурятия. 2012. 20 марта.

 

6) Закон Калужской области от 28 марта 2012 г. N 264-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Калужской области в сфере организации государственно-частного партнерства» <126>;

———————————

<126> Весть. 2012. 30 марта.

 

7) Закон Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 г. N 141-V «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства» <127>;

———————————

<127> Якутские ведомости. 2014. 19 апр.

 

8) Закон Ульяновской области от 29 декабря 2014 г. N 216-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с развитием государственно-частного партнерства на территории Ульяновской области» <128> и др.

———————————

<128> Ульяновская правда. 2014. 31 дек.

 

В отдельных муниципальных образованиях приняты муниципальные правовые акты о муниципально-частном партнерстве, например:

1) решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 15 февраля 2007 г. N 577-57 «О Положении о муниципально-частном партнерстве в городском округе «Город Улан-Удэ» <129>;

———————————

<129> Правда Бурятии. Неделя. 2007. 22 февр.

 

2) решение Совета муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края от 3 декабря 2013 г. N 43 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве в муниципальном районе «Чернышевский район» <130>;

———————————

<130> Наше время. 2013. 18 дек.

 

3) Постановление администрации г. Рубцовска Алтайского края от 11 декабря 2014 г. N 5372 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании «Город Рубцовск Алтайского края» <131> и др.

———————————

<131> Местное время. 2014. 16 дек.

 

Однако в настоящее время пока отсутствует федеральный закон <132>, наделяющий органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по регулированию порядка заключения, исполнения, изменения и прекращения подобных договоров, что ставит, по нашему мнению, под сомнение действительность и возможность применения указанных выше законов субъектов Российской Федерации к гражданским отношениям в случае, если они содержат новые нормы гражданского права.

———————————

<132> Следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении внесенный Правительством Российской Федерации и принятый в первом чтении законопроект N 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 2185-6 ГД «О проекте Федерального закона N 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. N 18. Ст. 2254.

 

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформировалась относительно обособленная и значительная по своему объему совокупность специальных актов законодательства, регулирующих инвестиционные отношения, — инвестиционное законодательство. Если сравнить предмет регулирования таких актов, то можно сделать вывод о том, что действующее инвестиционное законодательство Российской Федерации является бессистемным и внутренне не структурированным.

В частности, во-первых, действуют сразу несколько разных федеральных законов, регулирующих одни и те же инвестиционные отношения. Особенно показателен в данном случае пример с ОЭЗ. Во-вторых, в связи с предоставлением иностранным инвесторам национального режима в Российской Федерации существование специального федерального закона об иностранных инвестициях одновременно с иными федеральными законами в сфере инвестиционной деятельности, действующими в отношении национальных инвесторов, представляется нецелесообразным. В-третьих, в основу многих действующих законодательных актов, предусматривающих различного рода гарантии инвесторам, положена преимущественно административно-правовая концепция, которая недооценивает ведущую роль гражданского права в регулировании инвестиционных отношений. Как следствие, цели, предмет и сфера регулирования таких актов должны быть пересмотрены, а их положения наполнены новым содержанием.

Наиболее оптимальным способом совершенствования действующего инвестиционного законодательства Российской Федерации в современных условиях следует считать его систематизацию, которая должна предусматривать принятие новых, качественно обновленных специальных законодательных положений в отдельных сферах инвестиционной деятельности, требующих установления дополнительных мер стимулирующего и ограничительного характера для инвесторов с использованием частно- и публично-правовых средств. В первую очередь это касается гарантий осуществления инвестиционной деятельности, участия публично-правовых образований в инвестиционных отношениях, а также создания и функционирования ОЭЗ. Такая систематизация позволит:

1) создать стройную систему и должное согласование общеотраслевых и специальных нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения инвестиционной деятельности;

2) исключить излишнее дублирование в регулировании одних и тех же инвестиционных отношений разными специальными федеральными законами;

3) последовательно обеспечить предоставление национального режима иностранным инвесторам;

4) освободить инвестиционное законодательство от устаревших и не оправдавших себя норм;

5) осуществить дальнейшую детальную регламентацию инвестиционных отношений в рамках сложившейся системы действующего законодательства и т.д.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code