Инвестиционное право

Содержание

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО

1. Инвестиционное право как межотраслевое правовое образование

2. Инвестиционное право как учебная дисциплина

Глава 2. ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА

1. Понятие и виды источников инвестиционного права

2. Международные договоры

3. Законодательство Российской Федерации

3. Законодательство Российской Федерации (2 часть)

4. Обычаи

Глава 3. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Понятие и элементы инвестиционного правоотношения

Понятие и элементы инвестиционного правоотношения

2.Виды инвестиционных правоотношений

Глава 4. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ

1. Понятие и виды инвестиционных договоров

2. Договор финансовой аренды (лизинга)

2. Договор финансовой аренды (лизинга) (2 часть)

3. Договор инвестиционного товарищества

4. Договор участия в долевом строительстве

4. Договор участия в долевом строительстве (2 часть)

5. Договор о развитии застроенной территории

6. Договор о комплексном освоении территории

7. Договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса

8. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса

9. Соглашение о разделе продукции

10. Концессионное соглашение

10. Концессионное соглашение (2 часть)

11. Специальный инвестиционный контракт

12. Соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне

13. Соглашение об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ в Магаданской области

14. Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

15. Соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

16. Договор репо

17. Производный финансовый инструмент

18. Пенсионный договор

Глава 5. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Право на осуществление инвестиционной деятельности и гарантии его реализации

2. Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства

3. Гарантия внесения изменений и дополнений в договор в связи с изменением законодательства

4. Гарантия выплаты компенсации при экспроприации

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

2. Создание условий для осуществления инвестиционной деятельности

3. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности

Глава 7. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

1. Понятие и виды особых экономических зон в Российской Федерации

2. Промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны

3. Особая экономическая зона в Калининградской области

4. Особая экономическая зона в Магаданской области

5. Свободная экономическая зона в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

6. Зоны территориального развития

7. Территории опережающего социально-экономического развития

8. Инновационный центр «Сколково»

Глава 8. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

1. Понятие иностранных инвестиций. Критерии определения национальности и личного закона инвестора

2. Допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности

3. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов

4. Применимое право к инвестиционным отношениям, осложненным иностранным элементом

5. Международные гарантии от некоммерческих рисков иностранных инвесторов

Глава 9. ЗАЩИТА ПРАВ ИНВЕСТОРОВ И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ

1. Виды инвестиционных споров и порядок их разрешения

Подведомственность гражданских дел

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти

2. Особенности участия государства в инвестиционных спорах

3. Разрешение инвестиционных споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров

4. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений на территории Российской Федерации

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В.Н.Лисица
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
АСЕАН Ассоциация стран Юго-Восточной Азии
БК РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации
Вашингтонская конвенция Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 г.
Ведомости РФ Ведомости Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации
Ведомости СССР Ведомости Верховного Совета СССР, Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР
ВТО Всемирная торговая организация
ГАТТ Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г.
ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
ГрК РФ Градостроительный кодекс Российской Федерации
ГУП Государственное унитарное предприятие
ЕАЭС Евразийский экономический союз
ЕГРИП Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
ЕГРП Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
ЕГРЮЛ Единый государственный реестр юридических лиц
ЗАО закрытое акционерное общество
ЗК РФ Земельный кодекс Российской Федерации
ИНКОТЕРМС Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» 2010 г.
Киевское соглашение Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г.
КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
МАГИ Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
Минвостокразвития России Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Минская конвенция Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
Минэкономразвития России Министерство экономического развития Российской Федерации
МКАС Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
МТП Международная торговая палата
МЦУИС Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, учрежденный Вашингтонской конвенцией
МУП Муниципальное унитарное предприятие
НАФТА Североамериканское соглашение о свободной торговле от 17 декабря 1992 г.
НДС Налог на добавленную стоимость
НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации
Нью-Йоркская конвенция Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.
ОАО Открытое акционерное общество
ООН Организация объединенных наций
ООО Общество с ограниченной ответственностью
ОЭЗ Особая экономическая зона
ОЭСР Организация по экономическому сотрудничеству и развитию
Принципы УНИДРУА Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 г.
Сеульская конвенция Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г.
СЗ РФ Собрание законодательства Российской Федерации
СНГ Содружество независимых государств
СРП Соглашение о разделе продукции
СЭЗ Свободная экономическая зона
ТНК Транснациональная корпорация
ТРИМС Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер от 15 апреля 1994 г.
УНИДРУА Международный институт унификации частного права
ФНС Федеральная налоговая служба
ЮНКТАД Конференция ООН по торговле и развитию
ЮНСИТРАЛ Комиссия ООН по праву международной торговли

Посвящается доктору юридических наук, профессору Н.Г. Дорониной

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в результате заключения многочисленных международных договоров и принятия специальных федеральных законов в сфере инвестиционной деятельности сформировалась значительная по своему объему совокупность взаимосвязанных между собой норм международного и национального, частного и публичного права, регулирующих инвестиционные отношения, — инвестиционное право, которое пока не сформировало в полной мере необходимые условия правового характера для развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

В частности, на международно-правовом уровне положения действующих многосторонних и двусторонних международных договоров в рассматриваемой сфере как результат компромисса между развитыми и развивающимися странами не являются в достаточной степени четкими, содержат неточности и допускают различное толкование; зачастую они носят общий характер (к примеру, при использовании такой формулировки, как «создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности и полная защита прав инвесторов»), не возлагают на государства достаточно определенных юридических обязанностей и требуют дальнейшего урегулирования.

Вместо государств как основных создателей норм международного права существующий пробел стал восполняться иными участниками, прежде всего, международными организациями (ООН, Всемирный банк, ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, ОЭСР, МТП и др.), в рамках которых были приняты акты, относящиеся к так называемому мягкому праву, не имеющему обязательной юридической силы для участников инвестиционной деятельности. Нередко стороны договорных внешнеэкономических отношений избирают в качестве применимого права нормы негосударственного происхождения — lex mercatoria. Значительно повысилась роль международных коммерческих арбитражей, в первую очередь Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), которые в ряде случаев формулировали правила, используемые в дальнейшем при разрешении инвестиционных споров, фактически выполняя правотворческую функцию вместо государств. Такое положение дел умаляет значение международного договора как основного источника международного права и не отвечает интересам государств и может угрожать их суверенитету.

В этой связи особый интерес представляют дела Hulley Enterprises Limited v. the Russian Federation, Yukos Universal Limited v. the Russian Federation и Veteran Petroleum Limited v. the Russian Federation <1> по искам, предъявленным против Российской Федерации, в которых международный коммерческий арбитраж ad hoc, учрежденный под эгидой Постоянного арбитражного суда в г. Гааге на основании Договора к Энергетической хартии 1994 г. <2> (который так и не был ратифицирован Российской Федерацией), в 2009 г. признал себя компетентным рассмотреть данные споры, а в 2014 г. присудил иностранным инвесторам компенсацию в размере свыше 50 млрд. долл. США.

———————————

<1> URL: http://italaw.com.

<2> URL: http://www.encharter.org.

 

В свою очередь, акты инвестиционного законодательства Российской Федерации также носят бессистемный и фрагментарный характер. Наряду с кодификационными и иными федеральными законами они подвержены частым и необоснованным изменениям со стороны законодателя, вследствие чего зачастую оказываются противоречащими друг другу. В них до сих пор отсутствует однозначное юридическое определение инвестиции, согласующееся с основными категориями гражданского права и позволяющее отграничить инвестиционные отношения от смежных гражданских и иных отношений. Не предусмотрены должным образом особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения инвестиционных договоров, в первую очередь с участием государства. Большинство гарантий, установленных для инвесторов, являются декларативными и требуют дальнейшего усиления и более детального урегулирования. В связи с низкой конкурентоспособностью российской правовой системы усилилась тенденция по совершению инвесторами действий, направленных на обход закона, когда не только иностранные, но и российские лица стремятся вывести регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, из-под действия российского права.

Отсутствие понятных, справедливых и стабильных «правил игры» влечет повышение некоммерческих рисков для инвесторов и препятствует развитию инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Особую актуальность вопросы привлечения российских и иностранных инвестиций и их правовой регламентации приобретают сегодня, когда Российская Федерация оказалась под влиянием экономических санкций и угрозой проведения незаконной экспроприации собственности российских инвесторов за границей, проводит модернизацию своего действующего гражданского законодательства и приступила к формированию совместно с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Все это требует на основе системного подхода своего переосмысления и разработки с учетом сложившейся международной арбитражной практики новых моделей правового регулирования инвестиционных отношений, а также определения основных направлений дальнейшего совершенствования международного и российского права в целях обеспечения дальнейшего роста российской и мировой экономики и защиты прав российских и иностранных инвесторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code