В каком виде можно предоставить документы в налоговый орган в рамках проверки

Вопрос: Налоговый орган в рамках налоговой проверки затребовал ряд документов. В каком виде сегодня мы имеем право их представить? Можно ли подать их в виде сканированных электронных документов или нужно делать бумажные копии и сшивать в пачки?

 

Ответ: На основании положений ст. ст. 31 и 93 НК РФ налоговые органы, проводящие налоговую проверку, вправе требовать от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (Письмо Минфина России от 11.06.2015 N 03-07-08/33992).

При этом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным ФНС форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ утвержден Формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, который включает и форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов (Письмо Минфина России от 21.04.2015 N 03-02-07/1/22646).

Приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ утверждены рекомендуемые Форматы унифицированной формы первичной учетной документации по учету торговых операций ТОРГ-12 (утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) и акта приемки-сдачи работ (услуг). Указанные Форматы имеют рекомендательный характер и утверждены в целях обеспечения возможности реализации прав налогоплательщиков по направлению в налоговые органы первичных учетных документов в электронной форме (Письмо Минфина России от 03.04.2015 N 03-02-07/1/18808).

22.05.2015 в первом чтении был принят законопроект N 688389-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования налогового администрирования». Указанным законопроектом, в частности, предусмотрено, что истребуемые документы, а также документы, самостоятельно представляемые проверяемым лицом, могут быть поданы в налоговый орган в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью по утвержденным ФНС форматам. В связи с принятием соответствующего федерального закона будут внесены изменения в порядок представления документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе в части требований к документам, созданным путем сканирования.

Что касается представления документов в бумажном виде, истребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Согласно пп. 23 и 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.

Представители Минфина и ФНС настаивают на том, что НК РФ не предусмотрено представление в налоговый орган подшивки документов, заверенной на обороте последнего листа последнего документа. Исходя из положений ст. 93 НК РФ заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов (Письма Минфина России от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122, от 29.10.2014 N 03-02-07/1/54849).

При этом контролирующие органы ссылаются на выводы судебных инстанций.

В Постановлении ФАС МО от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09 указано, что под словами «заверенных проверяемым лицом копий», приведенными в п. 2 ст. 93 НК РФ, следует понимать удостоверение уполномоченным должностным лицом общества копий документов путем проставления на них необходимых реквизитов, придающих им юридическую силу. При этом исходя из буквального толкования названной нормы заверена должна быть копия каждого документа, а не подшивка этих документов.

В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 N А75-10184/2011 говорится, что представление в налоговый орган заверенной подшивки документов свидетельствует о представлении обществом копий документов, не заверенных должным образом.

«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code