Статья 33. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к статье 33 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Принятые на территории РФ нормативные акты формируют систему законодательства, одними из основных признаков которой являются единство, согласованность и беспробельность в правовом регулировании. В этой связи принятие нового нормативного акта и введение его в действие обусловливают необходимость приведения в соответствие его предписаниям действующих нормативных актов.

Установление соответствия обеспечивается двумя основными способами:

— признанием ранее принятого нормативного акта утратившим силу, что в полном объеме прекращает применение его норм на будущий период. Утрата юридической силы, как правило, допускается в отношении тех нормативных актов, которые в значительной степени не соответствуют либо дублируют нормы вновь принятого закона;

— посредством внесения изменений в ранее принятый нормативный акт в целях приведения его в соответствие предписаниям вновь принятого закона. Данная процедура предусматривается в отношении тех актов, большинство предписаний которых сохраняют свое значение для правоприменительной деятельности и соответствуют требованиям нового закона.

Следует заметить, что введение в действие комментируемого Закона предусматривает качественно новый подход к обеспечению карантина растений и реализации отдельных мер безопасности от воздействия зараженной или засоренной продукции (объектов). В этой связи принятие комментируемого Закона и приобретение им юридической силы требуют ревизии имеющейся в этой области нормативной базы и исключения возможности применения ряда законодательных и подзаконных актов как противоречащих не только самому Закону, но и общей концепции обеспечения безопасности в рассматриваемой сфере. При этом момент утраты силы ранее действовавшими нормативными актами обусловлен моментом вступления в действие предписаний комментируемого Закона, т.е. реализуется поэтапно с учетом установленного переходного периода.

  1. С 1 января 2015 г. утрачивают свою силу и не подлежат применению при урегулировании правоотношений, возникших с указанного момента, следующие нормативные акты:

1) ФЗ о карантине растений 2000 г. Фактически предмет его регулирования совпадает с предметом комментируемого Закона, но в ряде случаев его предписания противоречат требованиям вновь принятого акта. Следует заметить, что в отношении отдельных положений до 1 января 2018 г. ФЗ о карантине растений 2000 г. сохраняет свою силу и действие, утратившими силу с 1 января 2015 г. признаются лишь его отдельные предписания, в частности общие положения, определяющие цель принятия Закона, его предмет, основные понятия, а также иные положения, поименованные в рамках комментируемой статьи. Утрачивают силу и положения, регламентирующие порядок реализации отдельных мер государственного регулирования в области карантина растений, поскольку комментируемый Закон предусматривает иной порядок их реализации, равно как и качественно новый порядок взаимодействия между уполномоченными органами государственной власти и иными субъектами, осуществляющими деятельность в области карантина растений;

2) законодательные акты, которыми были внесены изменения в утратившие юридическую силу нормы ФЗ о карантине растений 2000 г., а именно:

— Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности». Он вносил изменения в ст. 16 ФЗ о карантине растений 2000 г.;

— Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Он также вносил изменения в утратившие силу нормы ФЗ о карантине растений 2000 г., что свидетельствует о прекращении действия указанных правовых положений даже при отсутствии специальных предписаний в Законе;

— Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  1. Завершение предусмотренного комментируемым Законом переходного периода свидетельствует о создании всех необходимых условий для реализации его предписаний, в связи с чем с 1 января 2018 г. прекращает свое действие ФЗ о карантине растений 2000 г. Утрата его юридической силы направлена на обеспечение единства и непротиворечивости законодательства в области карантина растений.

С 1 января 2018 г. утрачивают силу статьи федеральных законов, которыми вносились изменения в ФЗ о карантине растений 2000 г.:

— ст. 129 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— ст. 38 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Приведение в соответствие комментируемому Закону действующих нормативных актов лишь первый шаг на пути формирования практики применения его правовых норм, которая в значительной степени дополнит и расширит перечень таких актов не только посредством принятия новых предписаний, но и путем признания утратившими силу отдельных правовых предписаний или нормативных актов в целом.

Статья 34. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 34

 

  1. Приобретение нормативным правовым актом юридической силы свидетельствует о вступлении его норм в действие и необходимости их применения при урегулировании правоотношений, составляющих его предмет. Применению на территории РФ подлежат только опубликованные нормативные правовые акты. Именно с фактом официального опубликования связан момент вступления закона в силу. По общему правилу федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием закона признается факт размещения его текста в одном из следующих источников:

— «Парламентской газете»;

— «Российской газете»;

— Собрании законодательства РФ;

— официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Преюдициальное значение в данном случае имеет лишь первое официальное опубликование в любом из указанных источников. Однако применительно к комментируемому Закону указанное правило не подлежит применению, т.к. он предусматривает специальный порядок вступления его норм в силу — с конкретной даты, определенной самим Законом, — с 1 января 2015 г. Указанное правило носит общий характер и подлежит применению ко всем нормам Закона, если для них не установлен специальный период введения в действие, обусловленный необходимостью реализации подготовительного этапа применения правовых предписаний, создания условий для введения в действие новых требований и т.п.

По мнению законодателя, полугодовой период (с момента принятия Закона до вступления его в силу) является достаточным для реализации первостепенных мероприятий по внедрению в правовую действительность вновь принятого Закона и его требований в области карантина растений.

  1. Применение отдельных норм Закона требует не только разработки и принятия специальных подзаконных актов, определяющих порядок их применения к правоотношениям, но и обеспечения материально-технических условий для их воплощения в жизнь. В отношении таких положений общий подготовительный период является недостаточным. В частности, несмотря на вступление Закона в силу, большинство предусмотренных им подзаконных актов, в частности, по состоянию на 25 апреля 2015 г. находятся в стадии их разработки и принятия. Формирование информационных ресурсов предусмотрено на протяжении нескольких лет, что делает невозможной реализацию норм, отсылающих к таким ресурсам и системам. В этой связи в отношении ряда норм период введения их в действие определяется применительно к совершению (наступлению) юридического факта, в силу которого становится возможным их практическое применение. Следует заметить, что Закон определяет в отношении таких норм не сам правопорождающий юридический факт, а момент его наступления — не позднее 1 января 2018 г. То есть в течение трехлетнего периода с момента вступления большинства предписаний Закона в силу должны быть созданы все необходимые условия для полного и комплексного применения Закона в совокупности его предписаний.

Отсрочка введения в действие предусмотрена для положений, предусматривающих введение:

— карантинных фитосанитарных требований;

— федеральных государственных информационных систем в области карантина растений;

— правил вывоза из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции;

— допуска к проведению лабораторных исследований лишь аккредитованными субъектами;

— специального порядка осуществления контроля за проведением лабораторных исследований в области карантина растений и карантинного фитосанитарного обеззараживания.

Перечень таких норм является закрытым. Специальный порядок вступления в силу распространяется только на положения, для которых он непосредственно предусмотрен Законом. В отношении иных правовых положений подлежит применению общий порядок введения Закона в действие — с 1 января 2015 г. Специальный порядок в большинстве своем охватывает совокупность норм, которые условно можно разделить на две группы:

1) связанные с перераспределением полномочий в области карантина растений между Россельхознадзором как специально уполномоченным контрольно-надзорным органом и аккредитованными в соответствии с Законом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Указанная группа норм охватывает собой лабораторные исследования, карантинное фитосанитарное обеззараживание, а также непосредственно контрольные полномочия в области карантина растений;

2) обусловленные необходимостью применения федерального государственного информационного ресурса в области карантина растений — применение таких норм обусловлено моментом введения в действие самого информационного ресурса, поскольку его отсутствие нивелирует значение самих правовых предписаний. Несмотря на то что разработка указанного ресурса отнесена к числу первоочередных мероприятий, до настоящего времени он не имел аналогов. В этой связи его разработка и внедрение в действие могут занять гораздо больше времени, чем предусмотрено в рамках переходного периода.

  1. Особое место в системе правовых предписаний комментируемой статьи занимают вопросы разграничения полномочий между уполномоченным органом и аккредитованными организациями и предпринимателями. Сам по себе факт разграничения полномочий не может рассматриваться в качестве основания для отсрочки введения в действие таких правовых норм, но передача указанных полномочий допускается лишь в отношении аккредитованных субъектов, т.е. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших специальную нормативно регламентированную процедуру и подтвердивших свое соответствие установленным Законом требованиям. На момент введения Закона в действие такие субъекты отсутствуют ввиду отсутствия и самой процедуры, т.е. аккредитация также вводится комментируемым Законом и реализуется в рамках переходного периода, а соответственно, передача полномочий указанным лицам становится возможной лишь после соблюдения ими юридических процедур. В этой связи нормы, регламентирующие переход части полномочий от Россельхознадзора аккредитованным субъектам, осуществляются лишь с 1 января 2018 г. Указанный порядок распространяется на вопросы:

— проведения лабораторных исследований в области карантина растений;

— проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания.

Более того, работы по обеззараживанию сопряжены не только с необходимостью аккредитации субъекта, но и с получением им лицензии на осуществление указанного вида деятельности, что также требует определенных временных затрат.

С учетом сложной экономической ситуации, мирового экономического кризиса, в полной мере не могут быть реализованы и финансовые обязательства федерального бюджета в части финансирования лабораторных исследований. В этой связи в течение всего переходного периода указанные расходы возлагаются на собственников подкарантинной продукции или объектов. Переход бремени расходов с собственника в бюджет допускается только при условии, что такие расходы включены в расходную часть федерального бюджета и регламентированы Законом о федеральном бюджете на соответствующий период. При наличии постоянных статей расходов одномоментное расширение расходной части бюджета, нормативная регламентация дополнительных расходов становятся невозможными и требуют обеспечения возможности принятия соответствующего решения на федеральном уровне.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code