Статья 32. Обязанности граждан, юридических лиц в области карантина растений

Комментарий к статье 32 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Обеспечение безопасности населения, его санитарно-эпидемиологического благополучия является результатом взаимодействия всех участников правоотношений в области карантина растений, в том числе и граждан, и юридических лиц. Деятельность физических и юридических лиц в области карантина растений охватывает собой лишь тех субъектов, в собственности (владении) или пользовании которых находятся подкарантинные объекты или продукция. Таким образом, речь идет лишь о тех лицах, чья деятельность непосредственно связана с необходимостью соблюдения карантинного законодательства в отношении принадлежащих им объектов. Подобный подход в значительной степени сужает круг физических и юридических лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные комментируемой нормой, но сама суть таких обязанностей предполагает непосредственное взаимодействие с подкарантинным объектом (продукцией), потенциально опасным для окружающих.

Анализ положений комментируемой статьи свидетельствует о том, что предусмотренные ею обязанности граждан и юридических лиц сводятся к необходимости соблюдения норм Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов в области карантина растений в целях обеспечения безопасности человека, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом следует отметить, что в большинстве своем указанные правовые нормы носят декларативный характер, поскольку на данном этапе лишены возможности их реализации, что вытекает из существа переходного периода. В полной мере исполнение обязанностей становится возможным лишь при полном формировании механизма реализации правовых норм Закона.

  1. Обязанность по выполнению карантинных фитосанитарных требований в настоящее время сопряжена с получением информации о таких требованиях. Поскольку единый комплексный нормативный акт, регламентирующий указанные требования, отсутствует, они размещены в различных документах правового характера, в том числе и международного уровня. Основная проблема в исполнении указанной обязанности сопряжена с незнанием собственниками, владельцами и пользователями подкарантинных объектов не только требований таких документов, но и факта их существования. Несмотря на то что российская правовая практика базируется на принципе «незнание не освобождает от ответственности», для надлежащего исполнения обязанности по соблюдению требований в первую очередь необходимо довести сведения о существовании тех или иных требований непосредственно до обязанного субъекта.

В обязанность юридическим и физическим лицам, обладающим объектами в области карантина растений, вменяется обеспечение информационного взаимодействия с уполномоченными органами в случае возникновения или выявления потенциальной угрозы. Суть данной обязанности сводится к необходимости извещения территориальных подразделений Россельхознадзора о факте возникновения угрозы:

1) о доставке подкарантинной продукции, объектов, т.е. о перемещении на территорию РФ, субъекта РФ потенциально опасной продукции, которая может причинить вред жизни и здоровью населения. Такое уведомление обусловлено необходимостью установления факта опасности данной продукции и определения комплекса мер, направленных на нейтрализацию угрозы, ее локализацию и устранение. Самостоятельное обеспечение карантинного режима владельцем потенциально опасного объекта невозможно ввиду отсутствия у него необходимых знаний, навыков, а нередко и средств воздействия на вредителей и т.п.;

2) об обнаружении признаков заражения или засорения подкарантинной продукции (объектов) карантинными объектами. Содержание такой информации свидетельствует не только о факте выявления угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, но и о распространении угрозы на неограниченную территорию. Выявление указанных фактов требует принятия экстренных мер, а в ряде случаев и введения специального режима на определенной территории или в отношении отдельных видов продукции или отдельных объектов. Мобилизация всех имеющихся сил и средств в целях локализации и устранения угрозы может быть осуществлена в рамках взаимодействия владельца опасных объектов с уполномоченным в области карантина растений органом. Причем в данном случае речь может идти в равной мере и о Минсельхозе России, и о Россельхознадзоре, и о его территориальных подразделениях. Наибольшего эффекта позволяет достичь взаимодействие всех уполномоченных органов с владельцем опасного объекта, а в ряде случаев и с привлечением третьих лиц.

Наиболее важным и значимым аспектом информационной обязанности выступают сроки уведомления уполномоченного органа: чем быстрее он будет уведомлен, тем более эффективны будут принятые им меры безопасности. В этой связи Закон допускает возможность использования любой из доступных форм уведомления, в том числе электронной. Однако при направлении обращения следует учитывать, что анонимные заявления уполномоченным органом не учитываются, а соответственно информация может быть не воспринята в качестве руководства к действию. В этой связи любое уведомление уполномоченного органа независимо от используемой формы должно отражать не только информацию о факте заражения (засорения) продукции или иных угрозах безопасности, но и идентифицирующие сведения о самом заявителе данной информации. Только в этом случае уполномоченный орган не только сможет предпринять все необходимые меры, но и получит возможность взаимодействия с владельцем опасного объекта. Электронные уведомления должны быть подписаны электронной подписью заявителя в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В обязанности владельцев подкарантинной продукции и объектов вменяется обеспечение их сохранности и надлежащих условий хранения, которые позволяют изолировать опасный объект от иных в целях недопущения распространения или локализации угрозы вредного воздействия. В случае возникновения угрозы подкарантинный объект должен быть помещен в условия карантина, что предполагает его изолирование от иных объектов и продукции. Собственник таких объектов обязан выделить помещения для их размещения с учетом фитосанитарных требований. При этом размещение объектов в выделенных помещениях производит сам собственник (владелец) в целях обеспечения режима изоляции от иной продукции. Выделенные помещения должны обладать такими свойствами, которые позволят сохранить качество и свойства подкарантинного объекта или продукции, исключить его взаимодействие с иными незараженными (незасоренными) объектами и при этом провести все необходимые карантинные мероприятия, обеззараживание и т.п., направленные на уничтожение угрозы.

В отношении отдельных видов продукции и объектов выделение помещения не позволяет достичь поставленных целей, например, в отношении зараженной продукции, перевозимой морским судном, и т.п. Транспортировка таких объектов в специально отведенные для их хранения и обработки места нецелесообразна. В этой связи обязанность создания необходимых условий заключается не только в предоставлении необходимого, соответствующего требованиям помещения, но и в их хранении в течение всего периода до устранения угрозы, т.е. до момента получения результатов карантинных фитосанитарных мер. В данном случае первостепенное значение приобретает факт обеспечения надлежащего режима хранения продукции (объектов), который преследует две цели:

— максимально сохранить полезные свойства и качества карантинной продукции для ее последующего использования в соответствии с целевым назначением;

— недопущение распространения угрозы, т.е. локализация зараженного (засоренного) объекта в течение всего периода с момента выявления угрозы до получения результатов проведенных карантинных мероприятий.

Нередко подкарантинная продукция (объекты) взаимодействует с транспортными средствами и иными объектами. В отдельных случаях средства различных видов транспорта выделяются для проведения карантинных фитосанитарных мероприятий, т.е. их собственник заранее уведомлен о взаимодействии предоставленного им средства с опасным веществом, вредителем и т.п. Транспортные и иные средства, площадки и т.п. должны предоставляться с учетом особенностей размещаемой в них продукции (объектов) и одновременно учитывать необходимость локализации угрозы безопасности населения. Предоставление транспортных средств, площадок, контейнеров и т.п. сопряжено с последующей необходимостью очистки таких объектов. Порядок очистки регламентируется требованиями комментируемого Закона с учетом видов вредных веществ, вредителей или заболеваний растений и т.п., т.е. сущности угрозы (заражения или засорения) продукции, размещавшейся в таких объектах. Порядок очистки средств определяет контрольно-надзорный орган в области карантина растений, а реализацию указанных мероприятий производит собственник (владелец) размещенного в них подкарантинного объекта. Следует заметить, что очистка производится указанным субъектом за свой счет, что направлено на устранение последствий выявления факта засорения или заражения принадлежащих конкретному физическому или юридическому лицу продукции или объекта.

Собственник (владелец) подкарантинной продукции (объекта) обязан обеспечить соблюдение условий его транспортировки. При этом сами условия Законом не регламентированы. Ввиду отсутствия специального акта, принятого в рамках комментируемого Закона, применению подлежат требования, установленные ранее принятыми в данной области нормативными актами, например, Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 36 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов».

Перевозка подкарантинных грузов осуществляется под контролем специально уполномоченного в области данного вида транспорта органа. После выгрузки подкарантинных грузов грузополучатель производит очистку транспортного средства, а остатки груза и мусор уничтожает в специально отведенных для этого местах по предписанию инспектора Россельхознадзора. В необходимых случаях транспортные средства после выгрузки подкарантинных грузов в соответствии с предписанием инспектора Россельхознадзора подлежат обеззараживанию по правилам, предусмотренным Законом. Следует заметить, что транспортировка подкарантинной продукции (объектов) требует соблюдения установленных карантинных, санитарных зон и иных аналогичных условий. Ответственность за соблюдение указанных требований возлагается на собственника (владельца) подкарантинных грузов.

Эффективное обеспечение безопасности в области карантина растений непосредственно зависит от своевременности осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Государственный статус контрольно-надзорной деятельности свидетельствует о том, что она реализуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Россельхознадзором. Обязанности собственника (владельца) опасных объектов сводятся к обеспечению возможности надлежащего исполнения должностным лицом Россельхознадзора возложенных на него обязанностей. Фактически данная обязанность включает в себя две основные составляющие: создать условия для реализации контрольных полномочий, а также не чинить препятствий в осуществлении должностных полномочий в части контроля в области карантина растений.

Перечень обязанностей юридических и физических лиц носит открытый характер и может быть расширен применительно к каждой конкретной ситуации и роли в ней данного субъекта. Возложение иных обязанностей на собственника, владельца или пользователя подкарантинной продукции или объекта осуществляется в соответствии с предписанием инспектора Россельхознадзора. В большинстве случаев возложение таких обязанностей осуществляется по результатам проведенных уполномоченным органом контрольных мероприятий.

  1. Особое место в системе предписаний комментируемой статьи занимают финансовые обязательства собственника, владельца или пользователя подкарантинной продукции или объекта. «Красной нитью» через Закон проходит положение о том, что именно указанный субъект несет бремя финансовых расходов, связанных с реализацией отдельных мероприятий в области карантина растений. Положения комментируемой нормы призваны еще раз акцентировать внимание, что проведение лабораторных исследований и карантинное фитосанитарное обеззараживание осуществляются исключительно за счет средств владельца объекта, в отношении которого они реализуются. При этом следует заметить, что указанные положения в полной мере вступят в силу лишь по завершении переходного периода, т.е. с 1 января 2018 г., т.к. в настоящее время Закон предусматривает отдельные случаи, когда финансирование указанных мероприятий становится расходным обязательством федерального бюджета. Минимизация роли государства в отношениях в области карантина растений призвана в том числе снизить и финансовое бремя государства, переложив его на плечи собственников, владельца и пользователей подкарантинной продукции или подкарантинных объектов, т.е. физических и юридических лиц.
  2. В силу п. 6 ч. 1 комментируемой статьи установлена обязанность обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений. Согласно Приказу Минсельхоза России «Об утверждении порядка обеспечения гражданами, юридическими лицами, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)» <65> надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) должно осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

———————————

<65> См.: проект Приказа Минсельхоза России «Об утверждении порядка обеспечения гражданами, юридическими лицами, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)» (ID: 00/03-16975/07-14/2-4-5). URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=58177.

 

Перемещение и использование подкарантинной продукции, подкарантинных объектов собственником допускается только после завершения осуществления государственного фитосанитарного контроля (надзора). Не допускаются вскрытие, перемещение или реализация подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного фитосанитарного контроля (надзора).

Хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного фитосанитарного контроля (надзора) собственником должно осуществляться в местах хранения, исключающих возможность проникновения и распространения карантинных объектов по территории Российской Федерации. Места хранения подкарантинной продукции должны обеспечивать соответствующие условия временного хранения подкарантинной продукции в целях сохранности ее товарных свойств, в том числе в случае хранения скоропортящейся подкарантинной продукции должны быть оборудованы запирающимися холодильными камерами.

До начала осуществления государственного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинная продукция, подкарантинные объекты должны быть размещены для хранения изолированно от других партий продукции или товаров в целях исключения возможности потенциального перезаражения.

Ненадлежащее хранение подкарантинной продукции подкарантинных объектов до начала осуществления государственного фитосанитарного контроля (надзора) является административным правонарушением и влечет за собой ответственность собственника в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code