Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений

Комментарий к статье 31 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. В современных экономических условиях, с появлением новых категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей и землепользователей, правовое решение вопросов ответственности за нарушения законодательства, в том числе и фитосанитарного, становится все более актуальным. Однако, как отмечают по этому поводу И.Я. Гричанов и Ф.А. Карлик <54>, в основных федеральных законах, обеспечивающих фитосанитарную безопасность, решение вопросов правовой ответственности устанавливается в самом общем виде: «в соответствии с законодательством Российской Федерации». Так, в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ЛК РФ нет ни перечней правонарушений, ни перечней санкций за их совершение, как это зафиксировано в КоАП РФ или в УК РФ. В ФЗ о карантине растений 2000 г. на этот счет норм об ответственности вообще не предусматривалось.

———————————

<54> В комментарии к настоящей статье учтены некоторые исследования, содержащиеся в следующей публикации: См. Карлик Ф.А., Гричанов И.Я. Фитосанитарное законодательство России. Аналитический обзор. Санкт-Петербург: ВИЗР РАСХН, 2013 (Приложение к журналу «Вестник защиты растений», N 10). URL: http://vestnik.iczr.ru/supplement/pdf/s10.pdf.

 

Однако справедливости ради следует отметить, что в подзаконном акте — Правилах по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков, утв. Минсельхозпродом РФ 19 февраля 1996 г., определенного рода конкретизация (в части квалификации нарушений и наказаний за них) присутствовала. Так, например, было обозначено, что:

1) организации и частные лица, систематически нарушающие карантинные правила или не выполняющие карантинные мероприятия, лишаются права заниматься видами деятельности, связанными с подкарантинной продукцией (ввоз, производство, транспортировка, хранение, реализация и т.д.);

2) землевладельцы и землепользователи, не выполняющие мероприятия по выявлению и ликвидации карантинных объектов, лишаются права возделывания культур, повреждаемых карантинными организмами;

3) за нарушение правил выращивания, заготовки, хранения, использования, перевозки и реализации подкарантинной продукции и невыполнение или несвоевременное выполнение мер борьбы с карантинными объектами виновные лица подвергаются штрафу, если эти нарушения по действующему законодательству не влекут за собой уголовной ответственности.

Что же касается комментируемого Закона, то он не нарушил общей традиции, предусмотрев в рассматриваемой статье бланкетные нормы, отсылающие к положениям соответствующего законодательства РФ. Однако обратим внимание, что комментируемая статья — не единственная, где регламентированы нормы об ответственности:

1) в ч. 6 ст. 8 Закона закреплено, что должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и функций (см. комментарий к указанной статье);

2) ч. 13 ст. 19 Закона определяет, что сокрытие, несвоевременное представление должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальных органов информации либо представление заведомо ложной информации о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима, а также об установлении или упразднении карантинной фитосанитарной зоны влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. комментарий к указанной статье).

Полагаем, что следует согласиться с мнением И.Я. Гричанова и Ф.А. Карлика, указывающих, что в отсутствие единого законодательного акта в случае нарушения требований фитосанитарной безопасности следует применять основные (традиционные) формы юридической ответственности, принятые в российском законодательстве, а именно: дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность применяется к работникам, занятым в сфере защиты и карантина растений, за неисполнение или ненадлежащее исполнение (по вине работника) трудовых обязанностей. К таким обязанностям, в частности, относятся:

— выполнение требований фитосанитарного законодательства, особенно в части охраны здоровья людей и домашних животных, охраны окружающей среды, в том числе среды обитания диких животных (насекомых, рыб, птиц и зверей);

— выполнение обязательств по трудовому договору;

— выполнение правил внутреннего трудового распорядка;

— выполнение должностных инструкций, положений, приказов, технических правил и т.п.

В соответствии с ТК РФ в случае нарушения трудовых обязанностей работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. Кроме дисциплинарной ответственности, лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться и к материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ.

Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в области карантина растений, определяется:

1) трудовым законодательством (см. гл. 30 «Дисциплина труда» и раздел XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» ТК РФ);

2) законодательством о государственной службе (см. гл. 12 «Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе» Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

3) законодательством о муниципальной службе (см. гл. 7 «Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего» Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);

4) федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Административная ответственность применяется к физическим лицам (гражданам), должностным и юридическим лицам (организациям) за совершенное ими административное правонарушение. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. И хотя комментируемый Закон напрямую не предусматривает возможности правового регулирования вопросов в области карантина растений нормами законодательства субъектов РФ (см. ст. 3 Закона), это не исключает возможности применения к виновным лицам соответствующих норм региональных законодательных актов, поскольку в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Исходя из этого, в ст. 1.1 КоАП РФ закреплено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Тем более следует учесть, что согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусматривает, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, как и законодательство об охране окружающей среды (п. «к» ч. 1 ст. 72).

Обратим в данном случае внимание, что к ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится (см. ст. 1.3.1 КоАП РФ):

1) установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ;

7) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в случаях, предусмотренных ст. 28.3 КоАП РФ;

8) регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.

Таким образом, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области карантина растений, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии не только с нормами КоАП РФ, но и нормами региональных законов, регулирующих вопросы ответственности за административные правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ; в примечании к этой статье дается развернутое определение понятия «должностное лицо»). Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

В силу ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

За административные правонарушения в установленном порядке могут применяться административные взыскания в виде: предупреждения, штрафа, лишения специального права, дисквалификации, административного приостановления деятельности и др. (см. ст. 3.2 КоАП РФ).

Непосредственное отношение к административным правонарушениям в сфере фитосанитарного законодательства имеют следующие статьи КоАП РФ: 8.3, 8.6, 10.1, 10.2, 10.3, 10.12, 10.13, 10.14. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных обозначенными статьями, рассматриваются указанным в ст. 23.5 КоАП РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения).

Наиболее часто применяющимися административными санкциями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации в области карантина растений являются:

1) санкции ст. 10.1 КоАП РФ, согласно которым нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

2) санкции ст. 10.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

3) санкции ст. 10.3 КоАП РФ. Они, в частности, предусматривают, что нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Следует отметить, что при рассмотрении правонарушений по ст. 10.3 КоАП РФ во внимание принимаются нормы ст. 32 комментируемого Закона, предусматривающие обязанности граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции.

Приведем несколько примеров из недавней административной практики.

Пример 1. Инспектором отдела фитосанитарного надзора и надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан в ходе проведения плановой проверки в отношении ООО «Бахетле-1» (г. Казань) выявлено нарушение требований законодательства в области карантина растений. Проверкой установлено, что общество реализует свежие фрукты, овощи и ягоды импортного происхождения, без установления их карантинного фитосанитарного состояния. Такая деятельность общества может стать причиной проникновения на территорию Республики Татарстан различных карантинных объектов: болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и злостных карантинных сорняков, наносящих огромный вред сельскому хозяйству страны и, в частности, Республики Татарстан. Извещение о поступлении подкарантинной продукции обществом в Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан не направлено, что является нарушением ст. 32 комментируемого Закона. По данному факту на приемщицу товаров Г. Хабибуллину составлен протокол об административном правонарушении для привлечения ее к административной ответственности по ст. 10.3 КоАП РФ <55>.

———————————

<55> Подкарантинная продукция на реализации без установления карантинного фитосанитарного состояния. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/ld/159118.html.

 

Пример 2. В апреле 2015 г. Управлением Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Теледиск-Холдинг» (Московская область, Дмитровский район, д. Аладьино), занимающееся производством детского питания. В ходе проверки сотрудниками отдела фитосанитарного надзора установлено отсутствие заключения о карантинном фитосанитарном состоянии склада для хранения подкарантинной продукции (муки овсяной, рисовой, кукурузной). Также отсутствует приказ о назначении ответственного за проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований и план проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 32 комментируемого Закона и Приказа Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. N 160 «Об утверждении правил проведения карантинных фитосанитарных обследований». 15 апреля в отношении ООО «Теледиск-Холдинг» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 10.3 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 7000 рублей. Выдано предписание об устранении нарушений <56>.

———————————

<56> О результатах проверки организации, занимающейся производством детского питания в Дмитровском районе. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/ld/159090.html.

 

Пример 3. При проведении контрольно-надзорных мероприятий на рынке г. Рыльска Курской области специалистами МРО г. Льгова были выявлен факт реализации физическими лицами подкарантинной продукции — посадочного материала саженцев плодовых культур в количестве 550 штук, завезенных из Орловской области и Республике Крым. При этом физические лица не известили Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям о прибытии подкарантинной продукции. Нарушен комментируемый Закон. Невыполнение требований законодательства РФ могло повлечь за собой риск проникновения и (или) распространение на территории Курской области карантинных объектов. По фактам выявленных нарушений 3 физических лица привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 10.3 КоАП РФ в виде штрафа <57>.

———————————

<57> В нарушение законодательства РФ «О карантине растений». URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/ld/159077.html.

 

Пример 4. При проведении плановой проверки индивидуального предпринимателя главы КФХ Лукьянчикова (Верхнемамонский район) выявлено нарушение требований законодательства РФ в области карантина растений. Проведенная проверка показала, что глава КФХ на имеющемся в пользовании земельном участке площадью 55 га осуществлял производство сельскохозяйственных культур и не соблюдал Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. N 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований». Он не проводил систематические карантинные фитосанитарные обследования имеющегося земельного участка с целью своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов. Отсутствует план проведения обследований, не назначен ответственный за проведение систематических обследований. Невыполнение требований названного Приказа Минсельхоза России может создать угрозу причинения вреда растениям. Так, в Верхнехавском районе зарегистрированы фомопсис подсолнечника и амброзия полыннолистная. При заболевании фомопсисом уменьшается выполненность массы и всхожесть семян подсолнечника. Вредоносность амброзии полыннолистной исключительно велика. Ее мощная надземная масса и корневая система сильно подавляет культурные растения. Они расходуют очень много воды, что приводит к иссушению почвы. В соответствии с действующим законодательством глава КФХ привлечен к административной ответственности по ст. 10.1 КоАП РФ, наложен штраф. Выдано предписание об устранении выявленного нарушения <58>.

———————————

<58> Систематические карантинные фитосанитарные обследования не проведены. URL: https://www.fsvps.ru/fsvps/structure/terorgs/voronezh/newsDetails.html?id=156748.

 

Пример 5. Специалистами отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям при проведении карантинного фитосанитарного контроля вывозимой с территории Российской Федерации подкарантинной продукции выявлены нарушения. По причине окончания срока действия фитосанитарного сертификата приостановлено движение: в МАПП Бурачки партии пиломатериалов сосновых, в количестве 31 м куб.; в МЖПП Себеж 3 партии пиловочника елового, в количестве 217,5 м куб., и 1 партия ржи, в количестве 70 тонн. Все партии подкарантинной продукции следовали из Псковской и Оренбургской областей в Латвию. Представители владельцев грузов привлечены к административной ответственности по ст. 10.2 КоАП РФ (нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции). После предоставления необходимых документов фитосанитарные сертификаты переоформлены, партии подкарантинной продукции выпущены на сопредельную территорию <59>.

———————————

<59> О нарушениях при экспорте лесоматериалов в Латвию. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/structure/terorgs/tver/newsDetails.html?id=155986.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code