Статья 30. Международное сотрудничество Российской Федерации в области карантина растений

Глава 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ

Комментарий к статье 30 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Комментируемая статья регламентирует основы международного сотрудничества Российской Федерации в области карантина растений, которое осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ.

Отметим, что комментируемый Закон направлен не только на совершенствование правового регулирования в области карантина растений и оптимизацию функций и процедур, связанных с обеспечением карантина растений и карантинного фитосанитарного контроля при ввозе на территорию РФ подкарантинной продукции, но и оптимизацию процедур, связанных с соблюдением Российской Федерацией международных обязательств по обеспечению безопасного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции при экспорте.

Одной из целей принятия комментируемого Закона является гармонизация законодательства РФ в области карантина растений с нормами международного права, в частности МККЗР 1997 г.

Положения Конституции РФ гласят, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В соответствии с ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры РФ заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права понимается правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного (см. об этом подробнее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).

Международный договор РФ в силу положений ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» характеризуется следующими особенностями:

— представляет собой международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры;

— заключается в письменной форме;

— регулируется международным правом.

Термины «ратификация», «утверждение», «принятие» и «присоединение» означают в зависимости от случая форму выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора.

Международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

Формы выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора предусмотрены ст. 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. Ратификации подлежат международные договоры РФ (ст. 15 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»):

— исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также те, которые устанавливают иные правила, чем предусмотренные законом;

— предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина.

На основании федерального закона о ратификации международного договора РФ Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных договоров РФ на хранение депозитариям производятся, если не имеется иной договоренности, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством РФ в иностранном государстве или представительством РФ при международной организации.

При подписании, ратификации и т.д. международных договоров могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права (ст. 25 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). Оговорки могут быть сняты в любое время (если международным договором РФ не предусмотрено иное) в том же порядке, в каком они были сделаны.

Правила государственной регистрации и государственного учета международных договоров РФ утверждены Приказом МИД РФ от 27 июля 2007 г. N 12828.

Регистрация международных договоров РФ в Секретариате Организации Объединенных Наций и в соответствующих органах других международных организаций осуществляется Министерством иностранных дел РФ.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для РФ приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел РФ в Собрании законодательства РФ (ст. 30 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел РФ также в Бюллетене международных договоров.

Международные договоры РФ подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», иными актами законодательства РФ.

Российская Федерация до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для РФ.

Важнейшим международным договором в области карантина растений является МККЗР 1997 г., которая была принята Российской Федерацией Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 874 и вступила в силу для России 2 октября 2005 г.

МККЗР 1997 г. определяет основы международного сотрудничества для обеспечения совместных и эффективных действий, направленных на предотвращение интродукции и распространения вредных организмов, повреждающих растения и растительные продукты, и для того, чтобы способствовать принятию соответствующих мер, направленных на борьбу с ними. В соответствии со ст. 1 МККЗР 1997 г. договаривающиеся стороны берут на себя обязательство принимать законодательные, технические и административные меры, определенные в МККЗР 1997 г. и в дополнительных соглашениях, заключенных в соответствии со ст. XV МККЗР 1997 г., а также нести ответственность за нарушение обязательств, принятых в соответствии с другими международными соглашениями, за выполнение в пределах своей территории всех требований МККЗР 1997 г.

Согласно п. 3 ст. 1 МККЗР 1997 г. распределение обязанностей по выполнению требований МККЗР 1997 г. между организациями, являющимися членами ФАО, и их государствами-членами, являющимися договаривающимися сторонами, должно быть в соответствии с их компетенциями.

В соответствии со ст. VIII МККЗР 1997 г., ее участники обязуются осуществлять международное сотрудничество, в частности, по следующим направлениям:

— в области обмена информацией о вредных для растений организмах, в частности о присутствии, проявлениях или распространении вредных организмов, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность, в соответствии с такими процедурами, которые могут быть определены Комиссией по фитосанитарным мерам;

— участие в специальных кампаниях по борьбе с вредными организмами, которые могут представлять серьезную угрозу для сельскохозяйственного производства и которые требуют международных действий в чрезвычайных ситуациях;

— предоставление технической и биологической информации, необходимой для анализа фитосанитарного риска.

Нормами МККЗР 1997 г. предусмотрено также создание региональных организаций по карантину и защите растений в соответствующих зонах (ст. IX). При этом региональные организации по карантину и защите растений должны играть роль координационных органов в зонах своей деятельности, участвовать в различных мероприятиях для достижения целей МККЗР 1997 г. и, при необходимости, собирать и распространять информацию.

Также участники МККЗР 1997 г. осуществляют сотрудничество в разработке международных стандартов в соответствии с процедурами, принятыми Комиссией по фитосанитарным мерам.

Такие международные стандарты принимаются Комиссией по фитосанитарным мерам (ст. X МККЗР 1997 г.).

В случае принятия региональных стандартов, они должны соответствовать принципам МККЗР 1997 г. и могут быть депонированы Комиссии по фитосанитарным мерам для рассмотрения их в качестве потенциальных международных стандартов по фитосанитарным мерам.

Комиссия по фитосанитарным мерам создана участниками МККЗР 1997 г. в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Функциями Комиссии по фитосанитарным мерам, в частности, являются (ст. XI МККЗР 1997 г.):

— изучение состояния карантина и защиты растений в мире и принятие мер для предупреждения распространения вредных организмов в новые страны мира и их интродукции в зоны, подверженные опасности;

— установление и пересмотр организационных договоренностей и процедур, необходимых для разработки и принятия международных стандартов, а также принятие международных стандартов;

— установление правил и процедур для разрешения споров;

— создание вспомогательных органов Комиссии;

— налаживание сотрудничества с другими соответствующими международными организациями по вопросам, связанным с МККЗР 1997 г., и др.

Каждый участник МККЗР 1997 г. может быть представлен на сессиях Комиссии одним делегатом, которого могут сопровождать его заместитель, а также эксперты и консультанты. Заместители, эксперты и консультанты могут принимать участие в заседаниях Комиссии, однако не имеют права голоса, за исключением заместителя, который должным образом уполномочен замещать делегата.

В целях разрешения споров при толковании или применении МККЗР 1997 г., а также для рассмотрения споров между ее участниками предусмотрено проведение двусторонних консультаций с целью разрешения спорного вопроса (ст. XIII МККЗР 1997 г.).

При неразрешении спора в рамках консультаций стороны вправе обратиться к Генеральному директору ФАО с просьбой назначить комитет экспертов для рассмотрения спорного вопроса в соответствии с правилами и процедурами, которые могут быть установлены Комиссией по фитосанитарным мерам.

В такой комитет входят представители, назначенные каждой из заинтересованных сторон. Комитет рассматривает спорный вопрос, принимая во внимание все документы и другие виды данных, представленных заинтересованными сторонам, и готовит отчет по техническим аспектам спорного вопроса с целью поиска решения. Подготовка отчета и его утверждение должны быть в соответствии с правилами и процедурами, установленными Комиссией по фитосанитарным мерам.

Отметим, что рекомендации такого комитета не носят обязательного характера. Однако участники МККЗР 1997 г. в силу п. 4 ст. XIII соглашаются, что указанные рекомендации будут основой при повторном рассмотрении заинтересованными сторонами вопроса, ставшего предметом разногласий.

Участники МККЗР 1997 г. вправе также заключать дополнительные соглашения с целью разрешения конкретных проблем по карантину и защите растений в соответствии с нормами ст. XVI МККЗР 1997 г. Такие соглашения могут распространяться на конкретные регионы, конкретные вредные организмы, конкретные растения и растительные продукты, конкретные способы международных перевозок растений и растительных продуктов или иным способом дополнять положения МККЗР 1997 г.

В основе международного сотрудничества в сфере обеспечения карантина растений лежат международные соглашения в рамках Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) <49>, в частности:

———————————

<49> Российская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 г. в соответствии с Протоколом о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.). Российская Федерация ратифицировала указанный Протокол Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ.

 

— Соглашение по сельскому хозяйству (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.);

— Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) и др.

Достаточно активно международная деятельность России в области карантина растений развивается в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС, URL: http://www.eurasiancommission.org), функционирующего с 1 января 2015 г. и пришедшего на смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) (действовало с 30 мая 2001 г. по 31 декабря 2014 г.). Деятельность ЕврАзЭС прекращена с 1 января 2015 г. согласно Договору о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (Минск, 10 октября 2014 г.), в котором в том числе обозначены международные договоры, продолжающие действовать между их участниками в той части, в какой они могут быть исполнены в отсутствие упоминаемых в них органов ЕврАзЭС, ликвидируемых в соответствии с этим договором.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) <50>. ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

———————————

<50> См.: Федеральный закон от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

 

В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза <51> и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.).

———————————

<51> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17).

 

Государства — участники Договора о Евразийском экономическом союзе <52> (Астана, 29 мая 2014 г.) определили, что техническое регулирование в рамках ЕАЭС осуществляется в том числе в соответствии с принципом независимости органов по аккредитации государств-членов, органов по подтверждению соответствия государств-членов и органов по надзору (контролю) государств-членов от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей.

———————————

<52> По состоянию на 10 марта 2015 г. участниками ЕАЭС являются: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения. Ожидается присоединение Киргизии (см. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Москва, 23.12.2014). Этот Договор вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу).

 

В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС предусмотрено принятие технических регламентов и стандартов ЕАЭС (ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)).

Технические регламенты ЕАЭС имеют прямое действие на территории ЕАЭС. Для выполнения требований технического регламента ЕАЭС и оценки соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС на добровольной основе могут применяться международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) — национальные (государственные) стандарты государств-членов.

В целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в рамках ЕАЭС предусмотрено проведение согласованной политики в сфере применения карантинных фитосанитарных мер. Карантинные фитосанитарные меры в рамках ЕАЭС применяются на основе принципов, имеющих научное обоснование, и только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений в соответствии с требованиями разд. XI Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.).

Карантинные фитосанитарные меры, применяемые в рамках ЕАЭС, основываются на международных и региональных стандартах, руководствах и (или) рекомендациях, за исключением случаев, когда на основе соответствующего научного обоснования вводятся карантинные фитосанитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень карантинной фитосанитарной защиты, чем меры на базе соответствующих международных и региональных стандартов, руководств и (или) рекомендаций (ст. 56 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)).

Согласованная политика реализуется путем совместной разработки, принятия и реализации государствами-членами международных договоров и актов Комиссии в области применения карантинных фитосанитарных мер.

Порядок взаимодействия уполномоченных органов государств-членов при введении временных фитосанитарных мер утверждается Комиссией.

Применение карантинных фитосанитарных мер и взаимодействие уполномоченных органов государств-членов осуществляется согласно Протоколу о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).

В соответствии с положениями ст. 59 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов ЕАЭС, а также подкарантинных объектов.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории ЕАЭС и таможенной границе ЕАЭС осуществляется в отношении продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов ЕАЭС, а также подкарантинных объектов.

Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов ЕАЭС и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются ЕЭК (см. решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе»).

Уполномоченные органы по карантину растений осуществляют в том числе следующие полномочия (п. 22 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)):

— карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при перемещении подкарантинной продукции через таможенную границу ЕАЭС в пунктах пропуска и в иных местах, в которых оборудуются и обустраиваются пункты по карантину растений (фитосанитарные контрольные посты);

— карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при перемещении подкарантинной продукции с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;

— в случае обнаружения и распространения карантинных объектов на таможенной территории ЕАЭС направляют информацию о них, а также о принятых карантинных фитосанитарных мерах в интегрированную информационную систему ЕАЭС;

— своевременно информируют друг друга о случаях обнаружения и распространения карантинных объектов на территориях своих государств и о введении ими временных карантинных фитосанитарных мер;

— оказывают друг другу научную, методическую и техническую помощь в области обеспечения карантина растений;

— ежегодно обмениваются статистической информацией за прошедший год, касающейся обнаружения и распространения карантинных объектов на территориях своих государств;

— обмениваются информацией, касающейся карантинного фитосанитарного состояния территорий в государствах-членах, и при необходимости иной информацией, в том числе сведениями об эффективных методах борьбы против карантинных объектов;

— разрабатывают предложения по формированию перечня регулируемых некарантинных вредных организмов, единого перечня карантинных объектов ЕАЭС на основании информации о вредных организмах;

— взаимодействуют по другим вопросам в области карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

— по взаимной договоренности направляют специалистов в целях проведения совместного обследования мест производства (изготовления), сортировки, переработки, складирования и упаковки подкарантинной продукции, ввозимой на таможенную территорию из третьих стран; участвуют в разработке единых правил и норм обеспечения карантина растений.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 г. N 58 «О рабочем плане разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» утвержден рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), а также поручено Коллегии ЕЭК совместно с государствами — членами Таможенного союза и Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза) обеспечить разработку проектов документов в сроки, необходимые для реализации указанного рабочего плана. Разделом XI данного рабочего плана определены сроки разработки актов и международных договоров в сфере применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также защиты прав потребителей. В частности, предусмотрено принятие таких актов, как:

— Порядок взаимодействия уполномоченных органов государств — членов Евразийского экономического союза при введении временных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;

— Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза;

— Единые карантинные фитосанитарные требования Евразийского экономического союза;

— Единые правила и нормы обеспечения карантина растений;

— Требования к материально-техническому оснащению и обустройству пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов), создаваемых в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов и подкарантинных товаров) через таможенную границу Евразийского экономического союза, и в иных местах;

— Единые правила и нормы обеспечения карантина растений;

— Порядок лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер в Евразийском экономическом союзе и др.

На сегодняшний день со стороны Российской Федерации подписан ряд двусторонних международных соглашений с иностранными государствами по вопросам сотрудничества в области карантина растений в соответствии с МККЗР 1997 г., международными стандартами по фитосанитарным мерам и международными договоренностями сторон. Целями подписания этих международных соглашений является совершенствование обеспечения охраны территорий государств от заноса и распространения карантинных вредных организмов и снижения причиняемого ими ущерба, а также устранения препятствий в торговле продукцией, подлежащей фитосанитарному контролю (подкарантинная продукция). В частности, можно отметить:

— Меморандум между Минсельхозом России и Министерством сельского хозяйства и развития села Республики Польша в области карантина растений при экспорте растений и растительной продукции из Республики Польша в Российскую Федерацию (Берлин, 18 января 2008 г.);

— Меморандум между Минсельхозом России и Министерством сельского хозяйства и мелиорации Арабской Республики Египет о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Каир, 29 ноября 2004 г.);

— Меморандум между Россельхознадзором и Секретариатом по защите животных и растений Министерства сельского хозяйства, животноводства и снабжения Федеративной Республики Бразилия в области карантина растений при экспорте продовольственной пшеницы из РФ в Федеративную Республику Бразилия (Москва, 20 ноября 2009 г.);

— Меморандум между Россельхознадзором и Национальной службой здоровья животных и качества сельскохозяйственной продукции Аргентинской Республики о сотрудничестве при поставках шрота соевого из Аргентинской Республики в Российскую Федерацию (Буэнос-Айрес, 15 апреля 2010 г.);

— Меморандум между Россельхознадзором и Секретариатом по защите растений и животных Министерства сельского хозяйства, животноводства и снабжения Федеративной Республики Бразилия о поставках соевых бобов и соевого шрота на территорию РФ из Федеративной Республики Бразилия (Москва, 20 ноября 2009 г.);

— Меморандум между Россельхознадзором и Центральной Администрацией карантина растений Министерства сельского хозяйства и мелиорации Арабской Республики Египет по фитосанитарному регулированию при взаимных поставках растительной продукции (Москва, 4 июля 2007 г.);

— Меморандум о взаимопонимании между Директоратом по карантину, защите и хранению растений Министерства сельского хозяйства Республики Индии и Россельхознадзором РФ по фитосанитарному регулированию при взаимных поставках растительной продукции (Дели, 27 апреля 2009 г.);

— Меморандум о сотрудничестве в области карантина и защиты растений между Государственной службой карантина растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Главным управлением защиты растений Министерства сельского хозяйства и рыболовства Французской Республики (Париж, 14 сентября 1998 г.);

— Меморандум о сотрудничестве в области фитосанитарии между Государственной службой по карантину растений РФ и Главным управлением санитарии сельскохозяйственного производства Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Королевства Испания (Москва, 21 февраля 1996 г.);

— Соглашение между Государственной инспекцией защиты растений и семеноводства Республики Польша и Россельхознадзором о сотрудничестве по организации и проведению совместных обследований питомников на территории Республики Польша (Берлин, 16 января 2009 г.);

— Соглашение между Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Польша в области карантина и защиты растений (Варшава, 5 мая 1994 г.);

— Соглашение между Минсельхозом России и Главным государственным управлением Китайской Народной Республики по контролю качества, инспекции и карантину относительно фитосанитарных требований при взаимных поставках зерна и продуктов его переработки (Москва, 22 марта 2013 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 7 июня 2011 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 5 августа 2010 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 13 января 2010 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области карантина растений (Касабланка, 7 сентября 2006 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 3 марта 2004 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Македонии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 16 октября 2003 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 11 сентября 2000 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 22 июня 2000 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 26 июня 1998 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 14 октября 1997 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 25 марта 1997 г.);

— Соглашение между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Белград, 31 октября 1996 г.).

Соглашением о создании Координационного совета по карантину растений государств — участников СНГ (Ашхабад, 30 мая 2012 г.) для организационного обеспечения сотрудничества между органами и организациями государств-участников по вопросам взаимного предохранения территорий от заноса и распространения карантинных вредных организмов (карантинных объектов) при осуществлении контактов и развитии хозяйственных и торговых связей в рамках Содружества Независимых Государств, создания благоприятных условий для проведения согласованной политики в области применения карантинных фитосанитарных требований и мер был учрежден Координационный совет по карантину растений (далее по тексту комментируемой статьи — Совет), определены основы его организации и деятельности <53>. Участниками указанного Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.

———————————

<53> Соглашение вступило в силу 8 декабря 2012 г., для Российской Федерации — 10 июля 2013 г.

 

В соответствии с п. 1.3 Положения о Координационном совете по карантину растений государств — участников СНГ (приложение к Соглашению о создании Координационного совета по карантину растений государств — участников СНГ от 30 мая 2012 г.) Совет является органом отраслевого сотрудничества СНГ, осуществляющим свою деятельность в пределах своих полномочий и подотчетным Совету глав правительств и Экономическому совету СНГ.

Основными направлениями деятельности Совета являются:

— координация совместной деятельности органов и организаций государств-участников, осуществляющих функции по карантину растений, в интересах взаимного предохранения территорий от заноса и распространения карантинных вредных организмов (карантинных объектов);

— содействие обмену законодательной, нормативной, методической и другой информацией в области карантина растений, в том числе:

о фитосанитарном состоянии территорий государств — участников СНГ;

об организации и опыте работы государственных органов и организаций государств-участников, обеспечивающих карантин растений;

о деятельности органов и организаций государств-участников по предотвращению распространения карантинных вредных организмов (карантинных объектов).

К числу основных функций Совета относится разработка предложений по развитию сотрудничества в области карантина растений государств-участников, гармонизации законодательства в области карантина растений в соответствии с требованиями соответствующих международных стандартов, а также по совершенствованию системы фитосанитарных мер, применяемых государствами-участниками.

Совет формируется из руководителей соответствующих органов и организаций государств — участников СНГ, отвечающих за карантин растений. Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым государством — участником СНГ в лице его представителя в порядке русского алфавита названий государств — участников СНГ, как правило, в течение одного года, если иное не будет установлено решением Совета. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в год. По мере необходимости могут созываться внеочередные заседания.

Отметим также Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области сельского хозяйства (Ташкент, 11 июня 2010 г.) между следующими государствами: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В соответствии со ст. 11 указанного Соглашения срок его действия составляет 5 лет. Вместе с тем предусмотрено автоматическое продление действия данного Соглашения на последующие пятилетние периоды, если стороны не примут иного решения. Направления сотрудничества в рамках данного Соглашения реализуются в соответствии с национальным законодательством государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, в частности, в следующих формах:

— обмен научными и инновационными достижениями в области сельского хозяйства;

— обмен передовой техникой и современными сельскохозяйственными технологиями;

— разработка и реализация совместных инвестиционных сельскохозяйственных проектов;

— разработка и внедрение инновационных технологий в области сельского хозяйства;

— обмен информацией о законодательстве государств — членов ШОС и стандартах на биологическое качество и биологическую безопасность сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

— организация совместных научных конференций, семинаров и круглых столов в области сельского хозяйства;

— организация исследований, научных экспедиций, обмен экспертами, учеными и техническим персоналом;

— обмен семенами и саженцами, животными, селекционным материалом;

— защита и карантин растений, разработка и внедрение научных достижений по биологическим и химическим методам защиты растений;

— выявление, локализация и борьба с трансграничными заболеваниями животных и растений, карантинными и особо опасными вредными организмами и др.

  1. Частью 2 комментируемой статьи регламентированы полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в рамках международного сотрудничества.

Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (см. Положение о Россельхознадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327, Регламент Россельхознадзора, утв. Приказом Россельхознадзора от 10 октября 2008 г. N 357).

Россельхознадзор находится в ведении Минсельхоза России и в установленном порядке представляет интересы Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами по вопросам обеспечения здоровья животных, безопасности сырья и продукции животного происхождения и кормов для животных.

Комментируемая статья, определяя полномочия Россельхознадзора в рамках международного сотрудничества, выделяет 3 группы полномочий по взаимодействию с национальными организациями по карантину и защите растений иностранных государств:

— в сфере обмена необходимой информацией о карантинной фитосанитарной безопасности;

— по направлению информации о предъявляемых к подкарантинной продукции требованиях и об установленных в отношении подкарантинной продукции ограничениях;

— по уведомлению о несоответствии подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию, карантинным фитосанитарным требованиям РФ, а также расследованию случаев несоответствия подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, карантинным фитосанитарным требованиям иностранных государств.

  1. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи, Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 329 «Об официальной национальной организации по карантину и защите растений» Россельхознадзор в соответствии с МККЗР 1997 г. является национальной организацией по карантину и защите растений

Общие положения по организационным мероприятиям в отношении национальных карантина и защиты растений регламентированы ст. IV МККЗР 1997 г. Нормами данной статьи возлагаются обязанности на государства-участники по обеспечению создания официальной национальной организации по карантину и защите растений.

В обязанности официальной национальной организации по карантину и защите растений входят:

— выдача сертификатов на грузы растений, растительные продукты и другие подкарантинные материалы в соответствии с фитосанитарными регламентациями импортирующей договаривающейся стороны;

— обследование растений в период вегетации как в зонах возделывания (включая поля, плантации, питомники, сады, теплицы и лаборатории), так и в зонах дикорастущей флоры, а также хранимых или транспортируемых растений и растительных продуктов, в частности с целью информирования о встречаемости, вспышках массового размножения и распространения вредных организмов, а также о борьбе с этими вредными организмами, включая информацию для оповещения в соответствии со ст. VIII;

— досмотр грузов растений и растительных продуктов, перевозимых при международном сообщении, и в случаях, когда это целесообразно, досмотр других подкарантинных материалов с целью предотвращения интродукции и (или) распространения вредных организмов;

— обеззараживание или дезинфекция грузов растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, перевозимых при международном сообщении, с тем чтобы они отвечали фитосанитарным требованиям;

— защита зон, подверженных опасности, определение, поддержание и обследование свободных зон и зон с низкой численностью конкретных вредных организмов;

— проведение анализа фитосанитарного риска;

— обеспечение с помощью соответствующих процедур фитосанитарной безопасности грузов после сертификации и до момента экспорта в отношении их состава, замены и повторного заражения и др.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code