Статья 29. Фитосанитарная сертификация, реэкспортная фитосанитарная сертификация, карантинная сертификация

Комментарий к статье 29 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Положения комментируемой статьи определяют в системе обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности организационно-правовую конструкцию сертификации в сфере карантина растений, включающую 8 элементов:

— два основания выдачи фитосанитарного сертификата на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из РФ;

— порядок отбора проб (образцов) подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции;

— общее правило безвозмездной выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата;

— полномочие Россельхознадзора на утверждение форм фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата;

— полномочие Минсельхоза России на установление порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата;

— условие трехдневного срока на принятие решения о выдаче фитосанитарного сертификата (об отказе в его выдаче);

— условие выдачи карантинного сертификата на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден Минсельхозом России (см. Перечень карантинных объектов, утв. Приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501);

— обязательный порядок внесения сведений о выданных фитосанитарных сертификатах, реэкспортных фитосанитарных сертификатах, карантинных сертификатах в единую федеральную государственную информационную систему учета выданных фитосанитарных документов в области карантина растений.

Правила ч. 1 комментируемой статьи определяют два основания выдачи фитосанитарного сертификата на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из РФ: либо заявление участника внешнеэкономической деятельности, либо заключение Россельхознадзора о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции.

Внешнеэкономической деятельностью согласно ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» установлены 4 категории деятельности в сфере международного обмена товарами, работами, информацией, услугами, а также результатами интеллектуальной деятельности (правами на них):

— внешнеторговая деятельность, регламентированная главным образом нормами Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

— инвестиционная деятельность, обозначенная в основном в Федеральных законах от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

— и иная деятельность, включая производственную кооперацию (см. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

По данному поводу следует отметить, что внешнеэкономическая деятельность представляется относительно новой сферой деятельности для предприятий России, поскольку отечественные компании начали самостоятельную деятельность в условиях внешнего рынка лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. Однако с бурным развитием интеграционных международных связей и в связи со вступлением в 2012 году России в ВТО <45> существенно повысились значение и роль внешнеэкономической деятельности как в целом для российской экономики, так и для конкретного предприятия в отдельности. Это, безусловно, влияет на соответствующую политику государства. В данной связи следует указать на Внешнеэкономическую стратегию России до 2020 г. <46> и государственную программу Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 330).

———————————

<45> Российская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 г. в соответствии с Протоколом о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.). Российская Федерация ратифицировала указанный Протокол Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ.

<46> См.: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020.

 

  1. Нормы ч. 2 комментируемой статьи регламентируют порядок отбора проб (образцов) подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции. Указанные лабораторные исследования проводятся экспертной организацией, которая согласно терминологии Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318) определена организацией, входящей в структуру уполномоченного органа (Россельхознадзора), имеющей квалифицированных специалистов и оснащенной техническими средствами, необходимыми для проведения исследования карантинного фитосанитарного состояния образцов (проб) подкарантинной продукции с использованием методов лабораторного контроля вне места отбора образцов (проб) подкарантинной продукции.

Основы правового регулирования подсистемы лабораторных исследований в области карантина растений регламентированы в ст. 26 Закона и включают:

— правило аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подразделением Росаккредитации для проведения лабораторных исследований проб и (или) образцов подкарантинной продукции в целях выявления наличия или отсутствия в ней признаков заражения и (или) засорения карантинными объектами;

— условие определения Правительством РФ для каждого вида подкарантинной продукции перечня лабораторных исследований в области карантина растений с указанием сроков их проведения, необходимых и достаточных для подготовки аккредитованными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключений о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции;

— расширенный перечень 8 случаев проведения лабораторных исследований в области карантина растений;

— условие проведения лабораторных исследований в области карантина растений, предусмотренных п. п. 1 — 3 ч. 3 ст. 26 Закона, аккредитованными организациями, уполномоченными и подведомственными Россельхознадзору;

— порядок оплаты лабораторных исследований в области карантина растений за счет целевых средств федерального бюджета, которые выделены Россельхознадзору;

— механизм использования единой федеральной государственной информационной системы учета лабораторных исследований в области карантина растений для обязательного внесения сведений о результатах лабораторных исследований в области карантина растений, а также составления в электронной форме заключений о карантинном фитосанитарном состоянии исследованной партии подкарантинной продукции;

— общее правило оформления заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции на бумажном носителе с использованием программных средств единой федеральной государственной информационной системы учета лабораторных исследований в области карантина растений и подписи экспертом;

— условие проведения лабораторных исследований в области карантина растений за счет средств собственника подкарантинной продукции, кроме случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 26 Закона;

— порядок проведения контроля за соблюдением законодательства РФ в области карантина растений при проведении аккредитованными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями лабораторных исследований в области карантина растений Россельхознадзором;

— механизм контроля за соблюдением законодательства РФ об аккредитации на право проведения лабораторных исследований Росаккредитацией.

  1. Содержание ч. 3 комментируемой статьи отражает общее правило безвозмездной выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата. Указанное правило представляется излишним, поскольку заинтересованные в получении сертификатов лица (собственники подкарантинной продукции) согласно ч. 8 ст. 26 Закона оплачивают проведение лабораторных исследований в области карантина растений за свой счет, кроме случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 26 Закона.
  2. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает полномочие Россельхознадзора на утверждение форм фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата. По данному поводу следует отметить, что согласно п. п. 34 и 37 ст. 2 Закона реэкспортный фитосанитарный сертификат и фитосанитарный сертификат являются документами международного образца. То есть Россельхознадзором может быть утверждена форма только карантинного сертификата, так как содержание двух других видов сертификатов должно разрабатываться международным органом в области карантина растений.

По данному поводу в терминологии решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 фитосанитарный сертификат обозначен документом международного образца, сопровождающим подкарантинную продукцию и выдаваемым уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной МККЗР 1997 г., и удостоверяющим фитосанитарное состояние подкарантинной продукции; понятие «фитосанитарный сертификат» включает в себя и реэкспортный фитосанитарный сертификат. При этом в месте доставки подкарантинной продукции оригинал фитосанитарного сертификата страны-экспортера подлежит изъятию при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

По состоянию на 25 апреля 2015 г. Минсельхозом России разработан проект Приказа «Об утверждении формы фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» (ID: 00/03-16707/07-14/2-4-5) <47>.

———————————

<47> См.: URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=56685.

 

  1. Правила ч. 5 комментируемой статьи определяют полномочие Минсельхоза России на установление порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата. В данной связи в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов» установлено, что:

— указанные сертификаты выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений;

— решение о выдаче сертификатов или об отказе в их выдаче принимается в течение 3 календарных дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов в Россельхознадзор или в территориальное управление Россельхознадзора.

  1. Нормы ч. 6 комментируемой статьи регламентируют условие трехдневного срока на принятие решения о выдаче фитосанитарного сертификата (об отказе в его выдаче). По данному поводу в Приказе Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 обозначено, что:

— при условии проведения обеззараживания подкарантинной продукции соответствующий раздел фитосанитарного сертификата заполняется на основании копии с представлением подлинника или заверенной в установленном порядке копии документа, подтверждающего проведение обеззараживания подкарантинной продукции, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений; если обеззараживание не проводилось, об этом вносится запись в соответствующий раздел фитосанитарного сертификата;

— оформленные территориальным управлением Россельхознадзора сертификаты направляются в Россельхознадзор для присвоения регистрационного номера;

— сертификаты, не содержащие регистрационного номера Россельхознадзора, являются недействительными.

  1. Содержание ч. 7 комментируемой статьи отражает условие выдачи карантинного сертификата на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден Минсельхозом России.

Перечень подкарантинной продукции согласно п. 29 ст. 2 Закона определяется элементами, которые могут быть носителями карантинных объектов (способствовать их распространению) и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер:

— растениями и растительной продукцией;

— тарой и упаковкой;

— упаковочными материалами;

— грузом, почвой;

— организмами или материалами.

Следует добавить, что согласно ч. 8 ст. 21 Закона карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений собственником подкарантинной продукции или уполномоченным им лицом сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции.

По состоянию на 25 апреля 2015 г. разработан проект Приказа Минсельхозом России «Об утверждении перечня подкарантинной продукции, подлежащей карантинной сертификации» (ID: 00/03-18118/09-14/2-4-5) <48>. Данный перечень включает, в частности, следующие разделы:

———————————

<48> См.: URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=58550.

 

1) семенной, посевной и посадочный материал растений и продукты их переработки (в том числе семена и плоды овощных, цветочных и декоративных, ягодных, зерновых, бобовых, технических и масличных культур, кормовых, газонных, лекарственных и зеленных трав, дикорастущих деревьев и кустарников, предназначенные для посева; семена и плоды зерновых, бобовых, технических и масличных культур, предназначенные для переработки; продукты переработки зерновых, бобовых, технических и масличных культур, в том числе: крупы, мука, гранулы из зерна злаков, зернобобовых и масличных культур; солод, комбикорма, шроты, жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении масел; отруби, высевки, месятки и прочие остатки от просеивания, помола или других способов переработки; продукты переработки сои; отходы, используемые для кормления животных, и пр.);

2) картофель и овощи (в том числе картофель на продовольственные и технические цели; земляная груша, или топинамбур, сладкий картофель, или батат, и другие аналогичные корнеплоды и клубнеплоды; томаты, перец, баклажаны и плоды иных пасленовых культур; лук репчатый и прочие луковичные овощи; капуста кочанная, капуста цветная, кольраби и пр.);

3) лесоматериалы (в том числе срезанные ветви хвойных и лиственных пород; древесина хвойных и лиственных пород, включая неокоренные и окоренные пиломатериалы, в том числе обрезные; изолированная кора хвойных и лиственных пород; древесные упаковочные и крепежные материалы и тара хвойных и лиственных пород; древесина топливная в виде бревен, поленьев, сучьев, вязанок хвороста или в аналогичных видах и пр.);

4) прочая подкарантинная продукция (в том числе плоды семечковых и косточковых культур, ягодных культур и винограда; срезанные цветы и бутоны и иные части растений, используемые для декоративных целей; грибы; чай и другие растительные смеси, используемые в качестве чая, и пр.).

  1. Часть 8 рассматриваемой статьи устанавливает обязательный порядок внесения сведений о выданных фитосанитарных сертификатах, реэкспортных фитосанитарных сертификатах, карантинных сертификатах в единую федеральную государственную информационную систему учета выданных фитосанитарных документов в области карантина растений.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 5 Закона ведение федеральных государственных информационных систем выдачи и учета фитосанитарной документации, результатов лабораторных исследований в области карантина растений и лицензий на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию относится к полномочию Россельхознадзора. Однако порядок ведения федеральных государственных информационных систем в области карантина растений, предусмотренных Законом, согласно ч. 2 ст. 6 Закона может устанавливаться Правительством РФ с 1 января 2018 г. в порядке ч. 2 ст. 34 Закона.

Следует добавить, что в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 уполномоченные органы сторон размещают информацию о карантинных фитосанитарных требованиях на своих официальных сайтах (интернет-ресурсах). Информация о карантинных фитосанитарных требованиях также размещается в информационной системе Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли таможенного союза.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code