Статья 27. Карантинное фитосанитарное обеззараживание

Комментарий к статье 27 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания направлено на недопущение на территорию РФ зараженной или засоренной продукции растительного происхождения, создающей угрозу безопасности населения, жизни и здоровью человека. Перечень случаев проведения обеззараживания носит императивный характер и регламентирован Законом. Обеззараживание проводится в случае:

1) ввоза подкарантинной продукции (объектов) на территорию РФ или вывоза с ее территории. В случае вывоза указанных объектов с российской территории обеззараживание выступает мерой обеспечения безопасности транспортируемых объектов, а также основанием для оформления и выдачи фитосанитарного сертификата. Обеззараживание ввозимой продукции направлено на исключение возможности распространения заражения или засорения в отношении иных видов продукции, в том числе российского производства. Следует заметить, что Закон не регламентирует обстоятельств, при которых проведение обеззараживания является обязательным в отношении экспортируемой (импортируемой) продукции. Отсутствие специальных предписаний свидетельствует о том, что его проведение является обязательным во всех случаях ввоза (вывоза) продукции;

2) оформления карантинного или фитосанитарного сертификата. В данном случае обеззараживание выступает основанием для его оформления, т.к. подтверждает соответствие продукции установленным требованиям. Оформление указанных сертификатов является результатом проведения обеззараживания подкарантинной продукции и объектов и соблюдением требований действующего законодательства в области карантина растений;

3) вынесения уполномоченным субъектом предписания о проведении обеззараживания. Нормативное закрепление данного юридического факта свидетельствует о наличии у уполномоченного органа собственной компетенции в части проведения проверок соответствия продукции установленным требованиям и определения необходимости и возможности проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания. Следует заметить, что указанные полномочия могут быть реализованы должностным лицом органа лишь в рамках реализации им контрольно-надзорной деятельности в области карантина растений. В иных случаях уполномоченный орган не вправе выдавать предписания о проведении обеззараживания;

4) определения обеззараживания в качестве фитосанитарной меры. Применение данного основания обусловлено наличием совокупности юридических фактов, к которым относятся: выявление фактов заражения или засорения продукции (объектов), а также принятие соответствующего решения собственником такой продукции или объекта. Таким образом, применение указанного обоснования носит условный характер и допускается исключительно при наличии всех юридических фактов в их совокупности. Отсутствие хотя бы одного из указанных обстоятельств исключает возможность проведения обеззараживания. Отсутствие решения собственника допускает его реализацию на основании предписания уполномоченного органа. Отсутствие информации о фактах заражения или засорения продукции (объекта) свидетельствует об отсутствии необходимости проведения обеззараживания. Таким образом, данное основание требует наличия юридического состава в совокупности входящих в его состав юридических фактов.

  1. Определение перечня видов работ по обеззараживанию отнесено к компетенции Правительства РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию» <43> карантинное фитосанитарное обеззараживание включает в себя следующие виды работ:

———————————

<43> См.: проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию» (ID: 00/03-17755/08-14/2-4-3). URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=58984.

 

— химическое карантинное фитосанитарное обеззараживание подкарантинной продукции и подкарантинных объектов с применением пестицидов первого класса опасности в соответствии с гигиенической классификацией пестицидов (чрезвычайно опасные);

— химическое карантинное фитосанитарное обеззараживание подкарантинной продукции и подкарантинных объектов с применением пестицидов второго — четвертого классов опасности в соответствии с гигиенической классификацией пестицидов;

— карантинное фитосанитарное обеззараживание подкарантинной продукции и подкарантинных объектов нехимическими методами (без применения пестицидов);

— проведение дегазации подкарантинной продукции и подкарантинных объектов после проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции и подкарантинных объектов с применением пестицидов в газообразном состоянии.

Перечень указанных видов является закрытым и не может быть расширен в ином порядке, кроме как посредством принятия соответствующего нормативного акта Правительством РФ. Следует заметить, что Постановление в большей мере ориентировано на деятельность аккредитованных субъектов, в обязанности которых вменяется проведение работ по обеззараживанию с момента завершения переходного периода.

  1. Наряду с нормотворческой деятельностью Правительства РФ в области обеззараживания, полномочия по формированию нормативной базы реализует и Минсельхоз России, выступающий в качестве контрольно-надзорного органа в отношениях по карантину растений. К предмету его ведения Закон (см. ч. 4 комментируемой статьи) относит определение и утверждение требований к методам и способам карантинного обеззараживания, порядок оформления их результатов. Поскольку по состоянию на 25 апреля 2015 г. такой акт еще не принят, в этом отношении применяется Приказ Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. N 456 «Об утверждении карантинных фитосанитарных требований». При этом следует заметить, что непосредственно требований к методам и способам обеззараживания данный нормативный акт не предусматривает, что указывает на необходимость разработки и принятия специального акта, нормы которого призваны регламентировать методы и способы карантинного фитосанитарного обеззараживания.
  2. Карантинное фитосанитарное обеззараживание представляет собой комплекс мер по предупреждению и пресечению возможности реализации угроз безопасности населения со стороны зараженной или засоренной продукции (объектов). В этой связи проведение работ по обеззараживанию возможно только при создании условий его проведения без причинения вреда жизни или здоровью человека. При этом оценивается не только фактическая угроза, содержащаяся в засоренной или зараженной продукции или объекте, но и потенциальная угроза. Обеспечение условий безопасности при выполнении работ по обеззараживанию не может ограничиваться исключительно периодом проведения работ. Критерий безопасности населения является определяющим при проведении любых мероприятий и не только в области карантина растений. Прежде всего законодатель акцентирует внимание на необходимости обеспечения безопасности подкарантинной продукции и объектов после завершения работ по обеззараживанию. В этой связи химическое обеззараживание должно проводиться с использованием таких веществ, которые в последующем не изменяют свойств и качества самой продукции, не влияют на ее безопасность при потреблении человеком. В данном случае исключено применение принципа «цель оправдывает средства». Целью обеззараживания является обеспечение безопасности продукции и объектов для человека. В этой связи и средства должны выбираться такие, которые не повлекут за собой изменения качественных характеристик объекта обеззараживания.

Обеспечение безопасности — комплексный правовой институт, который требует соблюдения законодательства РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Соблюдение требований указанных нормативных актов ориентировано на обеспечение охраны здоровья людей и окружающей среды.

Пестициды представляют собой химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). Агрохимикаты — это удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.

Использование указанных веществ осуществляется непосредственно в процессе выращивания продовольственной продукции, в связи с чем может оказывать воздействие (в том числе негативное) как на сам продукт, так и на потребляющих его лиц. Во избежание такого воздействия (в первую очередь негативного) ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» вводит ряд специальных требований на обращение указанных веществ и их использование в процессе выращивания продовольственной продукции. Указанные требования охватывают собой применяемые пестициды и агрохимикаты, а также аналогичные вещества, которые будут разработаны и введены в действие в будущем.

Комплексным понятием, характеризующим безопасность человека, выступает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, под которым понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В качестве одной из мер обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет обеззараживание. Однако сфера реализации указанной меры гораздо уже, нежели сфера применения, предусмотренная комментируемым Законом. В частности, в качестве специального требования Закон предусматривает обязательность проведения обеззараживания в отношении транспортных средств, в том числе и перевозящих подкарантинную продукцию (подкарантинные объекты), прибывших из иностранных государств, на территории которых выявлено распространение карантинных объектов. Данное требование носит императивный характер.

Факт распространения карантинных объектов на территории государства или группы государств, территорию которых пересекало транспортное средство, свидетельствует о потенциальной угрозе перевозчика для санитарно-эпидемиологического состояния на территории РФ. В целях недопущения распространения угрозы и ее реализации в России транспортное средство вместе с перевозимой им продукцией подлежит обеззараживанию в порядке, установленном Правительством РФ. Трансграничное перемещение транспортного средства указывает на необходимость принятия мер по недопущению распространения угрозы всего мирового сообщества, а соответственно, применение в рамках данных процедур норм международных договоров и соглашений.

  1. Работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию составляют компетенцию аккредитованных в этой области субъектов, при условии соблюдения ими дополнительных требований Закона. Деятельность по обеззараживанию является предметом государственного контроля и надзора, а также сферой прямого государственного регулирования, в связи с чем ее осуществление носит разрешительный характер и требует получения лицензии в уполномоченном органе. Передача полномочий по осуществлению обеззараживания лицензированным субъектам рыночных отношений указывает на договорной характер данного вида деятельности. Ее реализация осуществляется в рамках договора гражданско-правового характера, как правило, договора возмездного оказания услуг (выполнения работ), хотя ГК РФ не исключает возможности заключения и иного договора, не противоречащего его требованиям и предписаниям действующего российского законодательства.

Факт заключения гражданско-правового договора в большинстве случаев указывает на его возмездный характер, т.е. возникновение у одной из сторон (как правило, собственника подкарантинной продукции или объектов, а также грузополучателя и т.п.) обязанности произвести оплату работ по проведению карантинного фитосанитарного обеззараживания. Определение взаимных обязательств составляют гражданские правоотношения, которые не подпадают под действие комментируемого Закона. В этой связи Закон, соблюдая диспозитивный характер ГК РФ, отсылает в части определения возмездности оказания услуг (выполнения работ) к самому договору, т.е. предоставляет свободу деятельности субъектов данных правоотношений. Отсутствие в Законе специальных требований к организационно-правовой форме и статусу лицензиатов свидетельствует о том, что они могут быть образованы в форме коммерческих юридических лиц, целью образования и деятельности которых является извлечение прибыли, т.е. отношения по обеззараживанию подкарантинной продукции (объектов) становятся исключительно возмездными. В то же время лицензиатом могут быть установлены и случаи безвозмездного выполнения данного вида мероприятий, например, для отдельных категорий граждан. Предоставление любых льгот регламентируется внутренними документами юридического лица или индивидуального предпринимателя, получившего в установленном порядке лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.

Факт заключения договора свидетельствует о необходимости соблюдения порядка оформления результатов выполнения работ (оказания услуг). Как правило, такие результаты оформляются соответствующим актом выполнения работ (оказания услуг). Однако его форма не соответствует в полной мере требованиям Закона. В этой связи наряду с актом выполнения работ (оказания услуг) субъект, осуществлявший проведение работ по обеззараживанию продукции или объекта, обязан оформить и выдать второй стороне договора акт карантинного фитосанитарного обеззараживания по специальной утвержденной форме. Содержание акта должно отражать:

— наименование сторон договора;

— сведения о соответствии субъекта требованиям, предъявляемым к организациям (предпринимателям), осуществляющим обеззараживание, в том числе сведения о лицензии на соответствующий вид деятельности;

— информацию о подкарантинной продукции (объектах), в отношении которых проводится обеззараживание, с указанием причин его проведения;

— сведения о фактах заражения (засорения) продукции или объектов, а также о результатах проведения обеззараживания;

— подпись лица, ответственного за проведение указанных мероприятий, а также печать организации или индивидуального предпринимателя, подтверждающие легитимность данного акта.

Следует заметить, что акт подлежит передаче собственнику (владельцу) продукции, в отношении которой проводилось карантинное фитосанитарное обеззараживание. В этой связи представляется целесообразным оформление такого акта в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон. При этом экземпляр акта лицензиата должен содержать отметку о получении второго экземпляра собственником или владельцем продукции, что свидетельствует о надлежащем исполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Поскольку в настоящее время указанные полномочия реализует государственный орган, то результаты его деятельности отражаются в акте государственного карантинного фитосанитарного контроля.

По состоянию на 25 апреля 2015 г. разработан проект Приказа Минсельхоза России «Об утверждении формы актов карантинного фитосанитарного обеззараживания» (ID: 00/03-16695/07-14/2-4-5) <44>.

———————————

<44> См.: URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=73240.

 

6. Деятельность субъектов, получивших лицензию на ее осуществление, является предметом контрольно-надзорных полномочий лицензирующего органа. В силу прямого предписания Закона контроль и надзор за деятельностью лицензиатов в области карантина растений осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 «Об утверждении Положения о Россельхознадзоре» полномочия по контролю, направленные на обеспечение охраны территории РФ от распространения вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, осуществляет Россельхознадзор. В то же время положения указанного нормативного акта требуют конкретизации и приведения в соответствие требованиям комментируемого Закона в части реализации контрольно-надзорной деятельности за субъектами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по карантинному фитосанитарному обеззараживанию. В настоящее время указанные моменты нормативно регламентированы лишь в части пересечения Государственной границы РФ в пунктах пропуска. Однако сфера проведения обеззараживания в значительной степени шире и требует собственного регулирования, которое должно быть разработано в необходимом объеме после вступления в силу комментируемого Закона и применения в качестве специальной меры обеспечения безопасности карантинного фитосанитарного обеззараживания.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code