Статья 24. Осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукцией

Комментарий к статье 24 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) представляет собой деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленную на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства РФ в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств — членов Таможенного союза в области карантина растений.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» вводит также понятие «карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе» и определяет его как деятельность уполномоченных органов, направленную на выявление карантинных объектов (карантинных вредных организмов), установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, и выполнение международных обязательств Сторон и законодательства своей Стороны в области карантина растений.

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2013 г. N 69 «Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре» установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ требований в области обеспечения карантина растений.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 Россельхознадзор осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, включающий в том числе карантинный фитосанитарный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением проведения проверок при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ).

Государственный надзор включает в себя:

а) организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и предписаний должностных лиц органа государственного надзора, в том числе на подкарантинных объектах, а также при хранении, перевозке, транспортировке, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции;

б) осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Проверки при осуществлении указанного контроля проводятся в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 502 «Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;

в) организацию и проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;

г) применение в порядке, установленном законодательством РФ, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.

Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть плановыми или внеплановыми, выездными и (или) документарными.

При осуществлении государственного надзора проводятся следующие мероприятия:

а) рассмотрение документов, необходимых для оценки соответствия деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям;

б) проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

в) осмотр, досмотр подкарантинной продукции, отбор образцов и проведение лабораторных исследований и экспертизы;

г) проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов.

Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

  1. Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе», регламентируется порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукцией в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию таможенного союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.

Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции. Фитосанитарный сертификат на ввозимую на таможенную территорию Таможенного союза партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска заполняется на одном из государственных языков сторон и (или) английском языке, если иное не установлено международными договорами сторон.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в местах завершения таможенного оформления. В отношении подкарантинной продукции, завершение таможенного оформления которой будет происходить в месте доставки, осуществляется карантинный фитосанитарный контроль (надзор) по месту прибытия (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)), а также карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в местах завершения таможенного оформления (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется должностными лицами уполномоченных органов сторон, на территории которых расположено место прибытия или место доставки подкарантинной продукции.

В месте доставки подкарантинной продукции оригинал фитосанитарного сертификата страны-экспортера подлежит изъятию при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям стороны, на территории которой расположено место завершения таможенного оформления.

В целях сосредоточения внимания на областях повышенного риска и обеспечения более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов, ускорения осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при сохранении достигнутого уровня фитосанитарной безопасности уполномоченные органы для определения контрольных мероприятий, проводимых при ввозе конкретных партий подкарантинной продукции, применяют систему управления фитосанитарным риском, если это предусмотрено законодательством стороны, уполномоченный орган которой осуществляет контроль (надзор).

Первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:

1) документарная проверка;

2) осмотр транспортных средств;

3) осмотр или досмотр подкарантинной продукции — в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;

4) досмотр подкарантинной продукции — после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.

В случае направления для проведения экспертизы образцов (проб), отобранных при проведении досмотра в рамках осуществления первичного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе, подкарантинная продукция не задерживается до получения должностным лицом уполномоченного органа заключения экспертизы при условии, что при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции не обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами (карантинными вредными организмами), симптомы болезней растений, признаки повреждения подкарантинной продукции карантинными объектами (карантинными вредными организмами).

В этом случае заключение экспертизы направляется экспертной организацией уполномоченному органу стороны, осуществившему отбор образцов (проб) подкарантинной продукции. Указанный уполномоченный орган уведомляет уполномоченный орган стороны по месту завершения таможенного оформления в случае, если заключение экспертизы подтверждает заражение (засорение) подкарантинной продукции.

В случае если при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами (карантинными вредными организмами), решение о дальнейшем перемещении подкарантинной продукции принимается должностным лицом уполномоченного органа после получения заключения экспертизы, но не позднее чем по истечении 72 часов с момента отбора образцов (проб) подкарантинной продукции.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе по месту завершения таможенного оформления предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:

1) документарная проверка. В целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:

— коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;

— фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык стороны, должностному лицу уполномоченного органа которой он представляется) — в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;

— разрешение на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях.

Должностное лицо уполномоченного органа на основании представленных коммерческих и транспортных (перевозочных) документов устанавливает наименование подкарантинной продукции и место происхождения (производства, формирования) партии подкарантинной продукции в целях применения запретов на ввоз партий подкарантинной продукции, происходящих из определенного государства, определенной местности или произведенных (сформированных) на определенном предприятии, введенных в соответствии с законодательством стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция.

Должностное лицо уполномоченного органа проверяет разрешение на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях и принимает решение о запрете ввоза партии карантинных объектов (карантинных вредных организмов) или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в случае, если указанное разрешение выдано неуполномоченным лицом либо не соответствует партии карантинных объектов (карантинных вредных организмов), представленной к карантинному фитосанитарному контролю (надзору);

2) осмотр транспортных средств — если местом завершения таможенного оформления является место прибытия подкарантинной продукции. При осмотре транспортных средств должностным лицом уполномоченного органа осуществляется визуальное обследование транспортных средств и приспособлений для перевозки (в том числе кабин, салонов, багажных и грузовых отделений транспортных средств, контейнеров) без вскрытия тары и упаковки и отбора образцов (проб) продукции.

Осмотр транспортных средств проводится в целях:

— установления соответствия транспортных средств сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате;

— определения наличия или отсутствия карантинных объектов или признаков заражения (засорения) ими на поверхности транспортных средств и приспособлений для перевозки.

В случае обнаружения при осмотре транспортного средства на его поверхности и (или) поверхности приспособлений для перевозки организмов, сходных по морфологическим признакам с карантинными объектами (карантинными вредными организмами), производится отбор образцов (проб) материала, содержащего указанных насекомых, семена сорных растений, для проведения их исследования.

По результатам осмотра транспортных средств должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или запрете ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:

— сведения о номере транспортного средства не соответствуют сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате, если требование об обязательном указании в фитосанитарном сертификате номера транспортного средства предусмотрено законодательством Стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция. В этом случае подкарантинная продукция подлежит возврату или уничтожению за счет собственника подкарантинной продукции;

— обнаруженные на поверхности транспортного средства организмы являются карантинными объектами (карантинными вредными организмами). В этом случае транспортное средство подлежит очистке и (или) обеззараживанию, а при невозможности их проведения либо отказе собственника продукции от их проведения возврату вместе с перевозимой партией подкарантинной продукции. После проведения очистки и (или) обеззараживания транспортного средства оно подлежит повторному осмотру, а подкарантинная продукция — иным контрольным мероприятиям;

3) осмотр подкарантинной продукции — в отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска. При осмотре подкарантинной продукции должностным лицом уполномоченного органа осуществляется визуальное обследование подкарантинной продукции без вскрытия тары и упаковки.

Осмотр подкарантинной продукции проводится в целях:

— установления соответствия продукции сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате, разрешении на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях;

— определения наличия или отсутствия карантинных объектов или признаков заражения (засорения) ими на поверхности тары и упаковки.

В случае обнаружения при осмотре подкарантинной продукции на ее поверхности, в таре и (или) упаковке организмов, сходных по морфологическим признакам с карантинными объектами (карантинными вредными организмами), симптомов болезней растений, признаков повреждения подкарантинной продукции карантинными объектами (карантинными вредными организмами) производится досмотр подкарантинной продукции.

По результатам осмотра подкарантинной продукции должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или запрете ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в случаях, когда в ходе осмотра установлено, что:

— подкарантинная продукция является подкарантинной продукцией высокого фитосанитарного риска, а в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах указано наименование продукции с низким фитосанитарным риском, и не представлен фитосанитарный сертификат на данную партию подкарантинной продукции;

— сведения о наименовании продукции не соответствуют сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате;

— на поверхности подкарантинной продукции, в упаковке обнаружены (с учетом результатов исследования) карантинные объекты (карантинные вредные организмы);

4) осмотр или досмотр подкарантинной продукции — в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;

5) досмотр подкарантинной продукции — после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра. Досмотр подкарантинной продукции предусматривает:

— визуальное обследование партии подкарантинной продукции, полностью выгруженной с транспортного средства либо размещенной в транспортном средстве таким способом, что у должностного лица уполномоченного органа имеется доступ для обследования любой части партии подкарантинной продукции и возможность осуществить отбор образцов (проб) от различных частей партии подкарантинной продукции;

— отбор образцов (проб) от различных частей партии подкарантинной продукции;

— исследование отобранных образцов (проб).

Отбор образцов (проб) осуществляется должностным лицом уполномоченного органа после установления соответствия подкарантинной продукции сведениям, указанным в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах, фитосанитарном сертификате, разрешении на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях, а также установления факта отсутствия на поверхности подкарантинной продукции карантинных объектов. Количество и способ отбора образцов (проб) определяются законодательством Стороны.

По результатам досмотра подкарантинной продукции должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или запрете ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в случаях, когда в ходе досмотра установлено, что:

— подкарантинная продукция является подкарантинной продукцией высокого фитосанитарного риска, а в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах указано наименование продукции с низким фитосанитарным риском, и не представлен фитосанитарный сертификат на данную партию подкарантинной продукции;

— сведения о наименовании продукции не соответствуют сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате;

— установлен факт заражения (засорения) подкарантинной продукции карантинными объектами (карантинными вредными организмами).

Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформляются путем:

1) проставления должностным лицом уполномоченного органа Стороны, осуществившего мероприятия по карантинному фитосанитарному контролю (надзору), соответствующего штампа на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе;

2) составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Внесение в акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) дополнительных предписаний и дополнительных ограничений на оборот продукции не допускается.

В случае обнаружения в ходе осмотра подкарантинной продукции или досмотра подкарантинной продукции ее заражения (засорения) карантинными объектами (карантинными вредными организмами), уполномоченный орган принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или запрете ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. После принятия решения о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или запрете ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита вследствие обнаружения заражения (засорения) карантинными объектами (карантинными вредными организмами) должностное лицо уполномоченного органа обязано предложить собственнику продукции провести по выбору собственника продукции ее обеззараживание или уничтожение.

Подкарантинная продукция по заявлению собственника продукции подлежит обеззараживанию за счет собственника продукции при наличии в месте проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) условий для проведения обеззараживания. Условия транспортировки к месту обеззараживания подкарантинной продукции должны исключать возможность распространения карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в пути следования к месту обеззараживания.

По результатам обеззараживания составляется акт, а подкарантинная продукция подлежит досмотру.

При отказе собственника продукции от проведения ее обеззараживания или уничтожения либо при невозможности их проведения должностное лицо уполномоченного органа выдает предписание о возврате продукции за счет собственника продукции.

Подкарантинная продукция по заявлению собственника продукции подлежит уничтожению за счет собственника продукции при наличии в месте проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) условий для уничтожения подкарантинной продукции способами, исключающими распространение карантинных объектов (карантинных вредных организмов), которыми заражена (засорена) подкарантинная продукция, а также не создающими угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, причинения ущерба окружающей среде.

По результатам уничтожения составляется акт.

Допустимые способы обеззараживания или уничтожения подкарантинной продукции с учетом вида подкарантинной продукции и карантинных объектов (карантинных вредных организмов), которыми она может быть заражена (засорена), определяются законодательством Сторон.

Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318, установлены также особенности осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе отдельных видов подкарантинной продукции.

Запрещается ввоз на таможенную территорию Таможенного союза карантинных объектов (карантинных вредных организмов), за исключением случаев ввоза в научно-исследовательских целях при наличии разрешения уполномоченного органа.

В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ установлен также Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 502 «Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Россельхознадзор и ФТС России при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля в специализированных пунктах пропуска осуществляют информационное взаимодействие (обмен информацией (сведениями) и (или) документами), в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок информационного взаимодействия при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля утверждается Россельхознадзором и ФТС России (см. об этом подробнее Приказ Россельхознадзора и ФТС России от 3 июля 2014 г. N 356/1281 «Об информационном взаимодействии Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службы при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»).

Россельхознадзор информирует ФТС России о введенных запретах на ввоз в отношении партий подкарантинной продукции, произведенных или сформированных в определенных иностранных государствах (группе иностранных государств), отдельных местностях этих государств или расположенных на их территории предприятиях, в течение 1 дня с даты введения таких запретов.

Сроки проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля, в том числе сроки проведения отдельных действий должностными лицами таможенных органов, Россельхознадзора или его территориальных органов, устанавливаются технологическими схемами организации пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации».

  1. Отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для их лабораторного исследования в целях установления соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям при проведении досмотра осуществляется в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, а также в отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска, ее упаковки, если при их осмотре обнаружены организмы, имеющие сходные с карантинными объектами морфологические признаки, симптомы болезней или признаки повреждения подкарантинной продукции карантинными объектами.

Отобранные образцы (пробы) подкарантинной продукции подлежат исследованию должностными лицами уполномоченного органа в месте их отбора (анализ образцов подкарантинной продукции) и (или) экспертной организацией (экспертиза образцов подкарантинной продукции).

Отобранные образцы (пробы), направляемые для проведения их экспертизы, должны быть упакованы и опечатаны способом, обеспечивающим сохранность образцов (проб) до проведения их экспертизы и невозможность скрытой подмены образцов (проб).

Результаты анализа образцов подкарантинной продукции отражаются в акте карантинного фитосанитарного контроля (надзора). По результатам экспертизы образцов подкарантинной продукции составляется заключение о результатах карантинной фитосанитарной экспертизы, подписываемое специалистом (специалистами) экспертной организации.

Образцы подкарантинной продукции, использованные при проведении анализов и экспертизы, собственнику не возвращаются, их стоимость собственнику не возмещается.

При принятии решения о наличии или отсутствии заражения (засорения) подкарантинной продукции карантинными объектами (карантинными вредными организмами) должностное лицо уполномоченного органа руководствуются выводами, изложенными в заключении экспертизы.

  1. Лабораторные исследования проб и (или) образцов подкарантинной продукции проводятся за счет средств федерального бюджета, которые выделены федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области карантина растений, на соответствующие цели.
  2. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что выбор способов осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и методов его осуществления определяется с учетом:

— результатов анализа фитосанитарного риска;

— информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны-экспортера;

— биологических особенностей подкарантинных объектов;

— природно-климатических факторов.

При этом комментируемая статья не предусматривает сбор необходимой информации, устанавливая, что исходными данными являются сведения, которые содержатся в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений. Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 31 комментируемого Закона положения, касающиеся создания и функционирования федеральных государственных информационных систем в области карантина растений, применяются с 1 января 2018 года.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code