Статья 23. Введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и установление карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в РФ подкарантинной продукции

Комментарий к статье 23 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. В качестве ограничительных мер на ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции в целях обеспечения охраны растений и территории РФ от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращения ущерба от распространения карантинных объектов комментируемая статья предусматривает:

— введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции;

— установление карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции.

Данные ограничительные меры могут проводиться в отношении подкарантинной продукции, производство или формирование партий которой осуществляется в определенных иностранных государствах или группах иностранных государств, отдельных местностях этих государств или расположенных на их территориях организациях либо ввоз которой осуществляется из этих государств.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) (далее по тексту комментируемой статьи — Соглашение) вводит понятие санитарной или фитосанитарной меры. Это любая мера, применяемая:

— для защиты жизни или здоровья животных или растений в пределах территории члена от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей, заболеваний, вредных организмов — переносчиков болезней или болезнетворных организмов;

— для защиты жизни или здоровья людей или животных в пределах территории члена от рисков, возникающих от добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевых продуктах, напитках или кормах;

— для защиты жизни или здоровья людей в пределах территории члена от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продукцией из них, или в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей;

— или для предотвращения или ограничения другого ущерба в пределах территории члена, причиняемого проникновением, укоренением или распространением вредителей.

К числу санитарных или фитосанитарных мер относятся все соответствующие законы, постановления, правила, требования и процедуры, охватывающие в том числе требования к конечному продукту; методы обработки и производства; процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения; карантинные правила, включая соответствующие требования, связанные с перевозкой животных или растений или материалов, необходимых для их жизнедеятельности во время перевозки; положения в отношении соответствующих статистических методов, процедур отбора проб и методов оценки риска; требования к упаковке и маркировке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Указанное Соглашение также устанавливает принципы применения ограничительных мер, которых необходимо придерживаться при реализации комментируемой статьи на практике. Согласно Соглашению, его члены обеспечивают, чтобы в основу их санитарных или фитосанитарных мер была положена соответствующая обстоятельствам оценка рисков для жизни или здоровья людей, животных или растений, причем осуществляемая с учетом методов оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями.

При оценке рисков члены учитывают имеющиеся научные обоснования; соответствующие методы производства и переработки; соответствующие методы инспектирования, отбора проб и испытаний; степень распространенности конкретных заболеваний или вредителей; наличие зон, свободных от заболеваний или вредителей; соответствующие экологические условия и карантинные или другие меры. Оценивая риск для жизни или здоровья животных или растений и определяя меру, которая должна применяться для достижения надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты от такого риска, члены должны учитывать соответствующие экономические факторы: потенциальный ущерб от снижения объема производства или продаж в случае проникновения, укоренения или распространения какого-либо вредителя или заболевания; расходы по борьбе с ними или их искоренению на территории импортирующего члена; относительное соотношение затрат и эффективности альтернативных подходов к ограничению рисков. При определении надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты члены должны учитывать необходимость сведения к минимуму негативного воздействия на торговлю.

В соответствии со ст. 13 комментируемого Закона при введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установлении карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, учитываются результаты анализа фитосанитарного риска. Анализ фитосанитарного риска осуществляется с учетом принципов объективности, адекватности и эффективности применения мер по минимизации этого риска в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Соглашению, его члены обеспечивают, чтобы любая санитарная или фитосанитарная мера применялась только в той степени, в которой это необходимо для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений, была основана на научных принципах и не оставалась в силе без достаточного научного обоснования, за исключением случаев, когда соответствующее научное обоснование является недостаточным, любой член может временно ввести санитарные или фитосанитарные меры на основе имеющейся надлежащей информации, включая информацию, полученную от соответствующих международных организаций, а также информацию о санитарных или фитосанитарных мерах, применяемых другими членами. При подобных обстоятельствах члены стремятся получить дополнительную информацию, необходимую для более объективной оценки риска, и соответственно пересмотреть санитарную или фитосанитарную меру в течение разумного периода времени. Исходя из этого комментируемая статья также вводит норму, в соответствии с которой в решении о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции или об установлении дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции должен быть указан срок действия таких ограничений (см. комментарий ниже).

МККЗР 1997 г. предусматривает, что с целью предотвращения интродукции (проникновения (заноса или завоза) вредного организма, сопровождаемого его акклиматизацией) и/или распространения регулируемых вредных организмов (карантинных вредных организмов или некарантинных вредных организмов, присутствие которых на растениях, предназначенных для посадки, оказывает экономически неприемлемое воздействие на конечное использование этих растений и, вследствие этого, регулируется на территории импортирующей Договаривающейся Стороны) на свою территорию Договаривающиеся Стороны имеют суверенное право регулировать ввоз растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов согласно соответствующим международным соглашениям и с этой целью могут предписывать и принимать фитосанитарные меры в отношении завоза растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, включая, например, досмотр, запрет на импорт или проведение обработки. Среди таких прочих мер применяется введение временных ограничений на ввоз подкарантинной продукции.

Подкарантинная продукция — растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер. Карантинный объект, в свою очередь, представляет собой вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории РФ и внесенный в единый Перечень карантинных объектов, который утвержден на сегодняшний день Приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501.

Ввозимая подкарантинная продукция должна быть свободна от карантинных объектов в жизнеспособном состоянии, включенных в Перечень карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)), характерных для конкретного вида подкарантинной продукции, страны происхождения или страны экспорта подкарантинной продукции, в соответствии с приложением к Правилам обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию РФ, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. N 456.

При наличии в партии ввозимой подкарантинной продукции карантинных объектов в жизнеспособном состоянии собственник продукции обеспечивает в отношении данной партии осуществление переработки в соответствии с технологиями, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности (далее — переработка), или обеззараживания.

Подкарантинная продукция, отнесенная к группе высокого фитосанитарного риска, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом (реэкспортным фитосанитарным сертификатом), выданным уполномоченным органом страны экспорта (реэкспорта) подкарантинной продукции.

  1. Ввоз в Российскую Федерацию партии подкарантинной продукции, производство или формирование которой осуществляется в определенных иностранных государствах или группах иностранных государств, отдельных местностях этих государств или расположенных на их территориях организациях либо ввоз которой осуществляется из этих государств, не допускается в случае, когда принято решение о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, а фитосанитарный сертификат на партию такой подкарантинной продукции получен в период действия данного решения.
  2. Частью 3 комментируемой статьи установлены два случая, когда уполномоченный орган может принять решение о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции или об установлении карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции:

1) наличие информации о возникновении на всей территории иностранного государства или ее части, территориях групп иностранных государств очагов карантинных объектов;

2) систематическое обнаружение карантинных объектов в партиях подкарантинной продукции в ходе осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств (в том числе за подкарантинной продукцией, произведенной в них, их отдельных местностях или расположенных на их территориях организациях).

Так, согласно письму Россельхознадзора от 31 июля 2014 г. N ФС-АС-3/14065 с 1 августа 2014 г. в связи с систематическими нарушениями международных и российских фитосанитарных требований введены временные ограничения на ввоз следующей подкарантинной продукции из Украины в Российскую Федерацию:

— бобы соевые (код ТН ВЭД ТС 120190);

— подсолнечник (код ТН ВЭД ТС 120600);

— крупа кукурузная (код ТН ВЭД ТС 11031300);

— соевый шрот (код ТН ВЭД ТС 2304000001).

Письмом от 21 октября 2014 г. N ФС-АС-3/20399 Россельхознадзор информирует о том, что в связи с систематическими нарушениями международных и российских фитосанитарных требований, руководствуясь п. 1а ст. VII МККЗР 1997 г. и п. 3 ст. 3 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.), с 22 октября 2014 года в качестве экстренной меры Россельхознадзор вводит временные ограничения на ввоз всей подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска из Украины (происхождения Украины) на территорию РФ, а также следующей транзитом через Украину в Российскую Федерацию.

  1. Как правило, в решении о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции или об установлении дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции должны быть указаны срок действия таких ограничений и срок вступления соответствующего решения в силу. Это основное требование, которое предъявляется комментируемой статьей к содержанию такого решения.

В случае наличия информации о возникновении на всей территории иностранного государства или ее части, территориях групп иностранных государств очагов карантинных объектов, решение о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции или об установлении дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции может быть принято на неопределенный срок до устранения причин введения временных ограничений.

Согласно ст. 6 комментируемого Закона решения о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) об установлении карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию (информация о них), размещаются на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях обеспечения открытого доступа к данным в области карантина растений. Размещение указанной информации осуществляется в течение одного дня со дня введения данных ограничений и установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований.

  1. Комментируемая статья не определяет порядок введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции. Она наделяет такими полномочиями Минсельхоз России, закрепляя, что порядок введения временных ограничений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

В соответствии с Приказом Минсельхоза России «Об утверждении порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции» <40> принятие соответствующего решения в рамках реализации норм комментируемой статьи оформляется приказом Россельхознадзора. В принятом решении о введении временных ограничений или об установлении дополнительных требований должны быть указаны срок действия таких ограничений и дополнительных требований, а также срок вступления принятого решения в силу. Допускается принятие решения на неопределенный срок до устранения причин принятия такого решения.

———————————

<40> См.: проект Приказа Минсельхоза России «Об утверждении порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции» (ID: 00/03-17263/08-14/2-4-5). URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=60506.

 

Россельхознадзор одновременно информирует о принятии решения о введении временных ограничений и (или) об установлении дополнительных требований:

— Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

— Министерство экономического развития Российской Федерации;

— Федеральную таможенную службу Российской Федерации;

— заинтересованные национальные организации по карантину и защите растений иностранных государств;

— Евразийскую экономическую комиссию;

— национальные организации по карантину и защите растений стран — членов Евразийского экономического союза.

Россельхознадзор обеспечивает открытый доступ к информации о введенных временных ограничениях и установленных дополнительных требованиях путем размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. комментарий к ст. ст. 9, 17, 31 Закона).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code