Статья 22. Правила ввоза в Российскую Федерацию подкарантинной продукции

Комментарий к статье 22 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Комментируемая статья регламентирует ввоз на территорию РФ подкарантийной продукции высокого фитосанитарного риска и низкого фитосанитарного риска.

Подкарантинная продукция — растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

Ввоз подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, которые имеют фитосанитарные контрольные посты. Следует отметить, что обеспечение суверенитета и территориальной целостности, а также безопасности пограничного пространства Российского государства, охватывающего Государственную границу РФ, пункты пропуска через Государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ, рассматривается в качестве важнейшей задачи в области обеспечения национальной пограничной безопасности РФ и составляет основу интересов РФ в пограничной сфере наряду с поддержанием правопорядка на Государственной границе, созданием благоприятных условий для развития межгосударственных связей и взаимовыгодного пограничного сотрудничества.

Фитосанитарный контрольный пост — пункт по карантину растений, создаваемый в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза и в иных местах, который оборудуется и обустраивается в соответствии с законодательством Таможенного союза. Норма об осуществлении ввоза подкарантинной продукции в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, которые имеют фитосанитарные контрольные посты, вытекает из Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), где предусмотрено, что государства-члены создают в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов и подкарантинных товаров) через таможенную границу ЕЭС, и в иных местах пункты по карантину растений (фитосанитарные контрольные посты) с учетом требований к их материально-техническому оснащению и обустройству, утверждаемых ЕЭК. Государства-члены принимают необходимые меры по предотвращению завоза на таможенную территорию ЕЭС и распространения на ней карантинных объектов. Уполномоченные органы по карантину растений осуществляют для этого карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при перемещении подкарантинной продукции через таможенную границу ЕЭС в пунктах пропуска и в иных местах, в которых оборудуются и обустраиваются пункты по карантину растений (фитосанитарные контрольные посты).

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории ЕЭС и таможенной границе ЕЭС осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов ЕЭС, а также подкарантинных объектов. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов ЕЭС и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются ЕЭК.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» утвержден Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза. В качестве подкарантинной продукции (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском в перечне указаны клещи, нематоды и насекомые живые для научно-исследовательских целей, луковицы, клубни, корни, прочие живые растения, срезанные цветы и бутоны, рождественские деревья, картофель и иные овощи, свежие или охлажденные, орехи, фрукты, зерновые, крупа, древесина и пиломатериалы, коллекции и предметы коллекционирования по ботанике.

В подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с низким фитосанитарным риском включены сушеные овощи и грибы, кофе, пряности и приправы, продукты, используемые для кормления животных, табачное сырье, листы для облицовки, бондарные изделия и их части из древесины, окна, балконные двери и их рамы, кроме обработанных, бумага и картон, волокно и пр.

  1. Ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, которые определены в соответствии с законодательством РФ, специально оборудованы, предназначены для ввоза в Российскую Федерацию такой подкарантинной продукции и имеют фитосанитарные контрольные посты (далее — специализированные пункты пропуска).

Специализированные пункты пропуска определены в Постановлении Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 557 «Об определении пунктов пропуска через Государственную границу РФ, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)». Данный нормативный акт включает в себя список автомобильных пунктов пропуска, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных.

Специализированные пункты пропуска определяются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 109 «Об определении перечней пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)». Правила определения перечней пунктов пропуска через Государственную границу РФ, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию РФ животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции, утвержденные указанным Постановлением, устанавливают порядок определения перечней таких пунктов пропуска.

Для определения специализированных пунктов пропуска Минсельхоз России представляет в установленном порядке в Правительство РФ согласованные с Министерством иностранных дел РФ, ФТС России, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством обороны РФ, Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством по обустройству Государственной границы РФ предложения об определении пунктов пропуска через Государственную границу РФ, предназначенных для ввоза на территорию РФ животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза):

— из числа пунктов пропуска, установленных, но не открытых в соответствии с законодательством РФ;

— из числа пунктов пропуска, установленных и открытых в соответствии с законодательством РФ;

— из числа действующих пунктов пропуска, которые не были установлены решениями Правительства РФ.

При определении пунктов пропуска, предназначенных для ввоза на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), из числа вновь устанавливаемых указанные предложения представляются в Правительство РФ одновременно с предложением об установлении соответствующих пунктов пропуска. При подготовке указанных предложений учитывается интенсивность подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), а также сложившиеся торгово-транспортные схемы их поставок в Российскую Федерацию.

После определения Правительством РФ пунктов пропуска через Государственную границу РФ, предназначенных для ввоза на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), Минсельхоз России по согласованию с Федеральным агентством по обустройству Государственной границы РФ и ФТС России издает перечни специализированных пунктов пропуска, в которые включаются:

— пункты пропуска из числа пунктов пропуска, установленных, но не открытых в соответствии с законодательством РФ, и из числа вновь устанавливаемых — после их открытия (включая оборудование) в установленном порядке;

— пункты пропуска из числа пунктов пропуска, установленных и открытых в соответствии с законодательством РФ, — после их оборудования для ввоза на территорию РФ животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

— пункты пропуска из числа действующих пунктов пропуска, которые не были установлены решениями Правительства РФ, — после их установления и открытия (включая оборудование) в установленном порядке.

В перечнях специализированных пунктов пропуска указываются следующие сведения (по каждому специализированному пункту пропуска):

— наименование специализированного пункта пропуска;

— субъект РФ, на территории которого располагается специализированный пункт пропуска;

— группа или товарная позиция в соответствии с классификацией единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, к которым относится подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимые через специализированный пункт пропуска.

При издании перечней специализированных пунктов пропуска они вступают в силу не ранее чем через 90 дней со дня их официального опубликования.

  1. К ввозу в Российскую Федерацию допускается подкарантинная продукция, соответствующая карантинным фитосанитарным требованиям. Карантинные фитосанитарные требования устанавливаются Минсельхозом России и должны включать в себя минимально необходимые для обеспечения карантина растений требования к:

1) подкарантинной продукции и связанным с данными требованиями к такой продукции процессам и способам ее производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения;

2) использованию подкарантинных объектов при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции (см. комментарий к ст. 14).

  1. Карантинными фитосанитарными требованиями к ввозу в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, могут предусматриваться:

1) карантинное фитосанитарное обеззараживание такой подкарантинной продукции;

2) особые условия перевозки такой подкарантинной продукции или оборудования транспортных средств;

3) ввоз в Российскую Федерацию такой подкарантинной продукции через специализированные пункты пропуска.

Карантинные фитосанитарные требования применяются к подкарантинной продукции, происходящей из иностранного государства или групп иностранных государств, в том же порядке, в каком они применяются к аналогичной подкарантинной продукции российского происхождения.

Карантинные фитосанитарные требования устанавливаются с учетом необходимости предотвращения или минимизации негативных последствий проникновения на территорию РФ и (или) распространения по ней карантинных объектов и не могут преследовать цели иные, чем обеспечение охраны растений и территории РФ от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов

Минсельхоз России представляет в Евразийскую экономическую комиссию информацию о карантинных фитосанитарных требованиях РФ.

Карантинные фитосанитарные требования установлены действующим на сегодняшний день Приказом Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. N 456 «Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании».

Данным Приказом установлено, что ввоз в Российскую Федерацию партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляется в сопровождении фитосанитарного сертификата, выдаваемого уполномоченным органом страны-экспортера, удостоверяющего ее соответствие требованиям законодательства РФ в области карантина растений.

Ввоз в Российскую Федерацию зерна и продуктов его переработки разрешается в течение всего года за исключением случаев, предусмотренных настоящими требованиями. Зерно и продукты его переработки, ввозимые на территорию РФ для дальнейшей переработки, вне зависимости от наличия или отсутствия семян карантинных сорняков, подлежат переработке в соответствии с технологиями, обеспечивающими лишение семян жизнеспособности. Запрещается ввоз на территорию РФ зерна и продуктов его переработки с наличием семян стриг (Striga sp.sp). Зерно и продукты его переработки могут ввозиться на территорию РФ из стран распространения стриг, указанных в приложении к Правилам, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. N 456, только из зон, свободных от стриг, что должно быть подтверждено уполномоченным органом страны-экспортера по результатам обследований в течение не менее 3 лет, предшествующих поставке в Российскую Федерацию зерна и продуктов переработки зерна. Допускается ввоз зерна кукурузы для переработки с наличием возбудителей диплодиоза кукурузы (Stenocarpella macrospora; Stenocarpella maydis), южного гельминтоспориоза кукурузы раса Т (Cochliobolus Heterostrophus race T) и бактериального увядания (вилта) кукурузы (Pantoe stewartii). Зерно пшеницы, ржи, меслина и продукты их переработки могут быть допущены к ввозу на территорию РФ из стран распространения индийской головни пшеницы (Tilletia indica) только происхождением из зон, свободных от индийской головни, что должно быть подтверждено полевыми обследованиями и лабораторными исследованиями и отражено в дополнительной декларации фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом страны-экспортера. Ввоз и использование зерна пшеницы, продуктов его переработки из стран распространения индийской головни может быть разрешен только на основании заключения лабораторной экспертизы. Зерно пшеницы и продукты его переработки в случае обнаружения индийской головни пшеницы подлежат возврату, утилизации или уничтожению. Запрещается использование зерна, ввезенного на территорию РФ в продовольственных, кормовых и технических целях, на семенные цели.

Запрещается ввоз на территорию РФ семян и посадочного материала растений, зараженных карантинными вредными организмами, включенными в Перечень карантинных объектов (см. Приказ Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов»). В пунктах ввоза партии семенного и посадочного материала подлежат идентификации по сопровождающим их фитосанитарным сертификатам и визуальному досмотру. Семенной и посадочный материал должен находиться в исходной упаковке до завершения процедуры досмотра, отбора и экспертизы образцов. Картофель, ввозимый на территорию РФ на семенные и селекционные цели, включает в себя настоящие семена, клубни клубнеобразующих видов рода Solanum (в основном S. tuberosum), миниклубни (клубни, происходящие от микрорастений картофеля, выращенных на питательной среде) и микрорастения (растения, включая микроклубни, содержащиеся в тканевой культуре клубнеобразующего Solanum spp.). Селекционный материал, не поименованный выше, может включать также другие столоно- или клубнеобразующие виды или гибриды рода Solanum.

Запрещается ввоз семенного и посадочного материала в багаже, ручной клади и почтовых отправлениях без сопровождения фитосанитарным сертификатом.

Партии ввозимого семенного и посадочного материала, в которых были выявлены карантинные вредные организмы, подлежат обеззараживанию, а в случае невозможности его проведения — возврату или уничтожению. При обнаружении карантинных вредных организмов в партии семенного или посадочного материала обеззараживанию, возврату или уничтожению подлежит только зараженная часть партии.

Посевы (посадки), проведенные импортным семенным и посадочным материалом, подлежат карантинному фитосанитарному обследованию.

Древесные упаковочные и крепежные материалы, ввозимые на территорию РФ, в том числе детали отремонтированного древесного упаковочного и крепежного материала, должны быть обеззаражены и промаркированы в установленном порядке. При осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении древесных упаковочных и крепежных материалов не требуется представление фитосанитарных сертификатов. Должностное лицо уполномоченного органа при осуществлении осмотра или досмотра указанной подкарантинной продукции проверяет наличие на них специального маркировочного знака международного образца. При отсутствии маркировки допускается ввоз древесного упаковочного и крепежного материала по результатам карантинного фитосанитарного контроля. Древесный упаковочный и крепежный материал, подлежащий обеззараживанию, возврату или уничтожению, должен храниться в условиях, исключающих распространение карантинных объектов, с момента их обнаружения до применения соответствующих фитосанитарных мер.

Продукция низкого фитосанитарного риска ввозится на территорию РФ без сопровождения ее фитосанитарным сертификатом страны-экспортера. В отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска проводится выборочный карантинный фитосанитарный мониторинг ее карантинного фитосанитарного состояния. В случае выявления в результате карантинного фитосанитарного мониторинга карантинного объекта во ввезенной на территорию РФ подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска в отношении такой продукции применяются соответствующие фитосанитарные меры.

Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 761 «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами» установлено, что правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, подлежат экспертизе на предмет их соответствия стандартам, рекомендациям и другим документам международных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения, Комиссию «Кодекс Алиментариус», Международное эпизоотическое бюро и соответствующие международные и региональные организации, действующие в рамках МККЗР 1997 г. Правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, которые по результатам экспертизы носят ограничительный характер по сравнению с международными стандартами, при отсутствии научного обоснования такого ограничения или степени риска для жизни или здоровья человека, животных и растений подлежат приведению в соответствие с международными стандартами.

  1. В отношении ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска устанавливаются следующие требования:

1) перевозка подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, допускается только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности. Хранение, перевозка такой подкарантинной продукции должны осуществляться изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов;

2) запрещается ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, без осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки такой подкарантинной продукции в соответствии с международными договорами РФ в порядке, установленном Правительством РФ;

3) собственник подкарантинной продукции, лицо, осуществляющее хранение подкарантинной продукции, ее перевозку, в случае обнаружения признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами обязаны разместить подкарантинную продукцию, зараженную и (или) засоренную карантинными объектами, изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов, незамедлительно уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений.

В отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, по выбору собственника применяется одна из следующих карантинных фитосанитарных мер:

— карантинное фитосанитарное обеззараживание;

— переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции;

— уничтожение подкарантинной продукции.

Карантинные фитосанитарные требования к подкарантинной продукции должны содержать:

1) перечень характерных для такой продукции видов карантинных объектов;

2) минимально необходимые для обеспечения карантина растений требования к процессам и способам:

— хранения подкарантинной продукции;

— перевозки подкарантинной продукции, в том числе к оборудованию транспортных средств, предназначенных для перевозки подкарантинной продукции;

— переработки подкарантинной продукции в целях лишения карантинных объектов жизнеспособности;

— карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции.

  1. По общему правилу, установленному ч. 6 комментируемой статьи, ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска может быть осуществлен только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, на территории которой сформирована партия такой подкарантинной продукции. Исключение составляет ввоз следующих видов подкарантинной продукции:

1) перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, при условии, что количество такой подкарантинной продукции не превышает пять килограммов и она не является семенами (семенным материалом), посадочным материалом или картофелем;

2) перевозимой в виде древесных упаковочных или крепежных материалов, при условии, что такая подкарантинная продукция используется при ее ввозе в Российскую Федерацию в качестве упаковки или крепления иного ввозимого в Российскую Федерацию товара. Должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, при осуществлении досмотра или осмотра такой подкарантинной продукции проверяет наличие и правильность ее маркировки специальным знаком международного образца, обозначающим ее соответствие карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера;

3) высокого фитосанитарного риска, перемещаемой транспортными средствами и предназначенной для питания членов экипажей этих транспортных средств без предоставления им права ее выноса из транспортных средств. Продовольственные запасы, зараженные и (или) засоренные карантинными объектами и перемещаемые этими транспортными средствами, по предписанию должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, должны быть обеззаражены или опломбированы в специальных складских помещениях на период нахождения транспортного средства на территории РФ либо уничтожены.

Фитосанитарный сертификат — документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» также предусмотрено, что фитосанитарный сертификат — это документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной МККЗР 1997 г., и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.

МККЗР 1997 г. устанавливает, что каждая Договаривающаяся Сторона должна принять меры к выдаче фитосанитарных сертификатов в соответствии со следующими положениями:

а) досмотр и другие мероприятия, связанные с выдачей фитосанитарных сертификатов, должны проводиться только официальной национальной организацией по карантину и защите растений или под ее руководством. Фитосанитарные сертификаты должны выдаваться должностными лицами, квалифицированными и уполномоченными на то официальной национальной организацией по карантину и защите растений действовать от ее имени и под ее контролем, при условии, что эти лица обладают такими знаниями и информацией, которые позволяют административным органам импортирующих Договаривающихся Сторон принимать такие фитосанитарные сертификаты в качестве заслуживающих доверия документов;

б) фитосанитарные сертификаты или их электронные эквиваленты, там где они принимаются заинтересованной импортирующей Договаривающейся Стороной, должны соответствовать образцу, данному в приложении к настоящей Конвенции. Эти сертификаты должны заполняться и выдаваться с учетом соответствующих международных стандартов;

в) незаверенные изменения или исправления лишают сертификаты силы.

Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется не требовать, чтобы грузы растений, или растительных продуктов, или других подкарантинных материалов, импортируемые на их территорию, сопровождались фитосанитарными сертификатами, не соответствующими образцам, данным в приложении к настоящей Конвенции. Любые требования дополнительных деклараций должны быть технически обоснованы, т.е. подтверждены на основании выводов, полученных в результате соответствующего анализа фитосанитарного риска, или, если подходит, другого сравнимого изучения и оценки имеющейся научной информации.

Приложение к МККЗР 1997 г. содержит модель фитосанитарного сертификата.

На сегодняшний день порядок выдачи фитосанитарного сертификата регламентируется Приказом Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов».

Фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории РФ, на бланках, подлежащих строгому учету и имеющих необходимые степени защиты. Указанные бланки являются защищенной полиграфической продукцией уровня «А».

Оформление и выдачу фитосанитарных сертификатов осуществляет Россельхознадзор непосредственно или территориальный орган Россельхознадзора (территориальное управление Россельхознадзора), из региона деятельности которого осуществляется вывоз или поставка подкарантинной продукции.

Подкарантинная продукция, на которую выдан фитосанитарный сертификат, должна пересечь Государственную границу РФ при вывозе в государства — члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи сертификата, при вывозе в другие страны — в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата. КС на отечественную и ввезенную импортную подкарантинную продукцию выдается на срок 15 дней с даты его выдачи.

В случае заявления экспортером подкарантинной продукции требования о переоформлении фитосанитарного сертификата в течение 30 дней с момента его выдачи, сертификат должен быть переоформлен без проведения дополнительных исследований. Фитосанитарный сертификат переоформляется и выдается Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в течение 1 рабочего дня с даты подтверждения факта выдачи сертификата Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, выдавшим его.

При принятии решения о выдаче фитосанитарного сертификата или об отказе в его выдаче Россельхознадзором или территориальным органом Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, с указанной заявкой рассматриваются следующие документы:

1) заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

— свидетельство о внесении записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

— свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

2) выписка из договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории РФ, в части, касающейся фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции (при заключении указанного договора (контракта) и наличии в нем таких требований);

3) удостоверение личности гражданина (паспорт) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя (для граждан).

Заявки на выдачу фитосанитарного сертификата регистрируются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора в день их поступления.

Оформленные территориальным управлением Россельхознадзора сертификаты направляются в Россельхознадзор для присвоения регистрационного номера. Сертификаты, не содержащие регистрационного номера Россельхознадзора, являются недействительными.

Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора принимает решение об отказе в выдаче фитосанитарного сертификата по одному из следующих оснований:

— непредставление одного или нескольких документов, необходимых для выдачи сертификата;

— представление недостоверных или подложных сведений в документах, необходимых для выдачи сертификата;

— представление неправильно оформленных документов, необходимых для выдачи сертификата;

— несоответствие подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортера;

— временные фитосанитарные меры по ограничению на вывоз подкарантинной продукции из РФ, введенные в установленном порядке страной-импортером;

— наличие нарушений в области карантина растений, касающихся заявленной продукции, мест ее заготовки, хранения и переработки, а также способов ее транспортировки.

Выдача сертификата или извещение об отказе в его выдаче производится в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявки в Россельхознадзоре или в территориальном управлении Россельхознадзора.

Деятельность уполномоченных органов, направленная на выдачу фитосанитарного сертификата, в том числе установление фитосанитарного состояния подкарантинной продукции в целях выдачи фитосанитарного сертификата, не является карантинным фитосанитарным контролем (надзором).

В местах назначения подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска оригинал фитосанитарного сертификата государства места отправления подлежит изъятию должностным лицом уполномоченного органа при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Уполномоченные органы государства места отправления уведомляют уполномоченные органы государства места назначения о выдаче фитосанитарных сертификатов, в том числе с использованием интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Неоднократное (2 раза и более) неуведомление или непредъявление подкарантинной продукции должностному лицу уполномоченного органа государства места назначения является для уполномоченного органа государства места отправления основанием для отказа собственнику продукции в выдаче фитосанитарного сертификата в течение 30 календарных дней после получения соответствующей информации от уполномоченного органа государства места назначения, за исключением случаев изменения места назначения.

При изменении места назначения собственник продукции обязан получить фитосанитарный сертификат, выдаваемый на замену при условии, что фитосанитарный сертификат был выдан на партию подкарантинной продукции после ее фактического убытия с территории стороны, уполномоченным органом которой он выдан, за исключением фитосанитарных сертификатов, выданных на замену при условии, что уполномоченный орган государства места отправления обеспечит и подтвердит:

— фитосанитарную безопасность подкарантинной продукции;

— отбор образцов подкарантинной продукции, досмотр и обработку подкарантинной продукции, которые необходимы для выполнения карантинных фитосанитарных требований до отправки подкарантинной продукции;

— целостность подкарантинной продукции с момента отгрузки до момента прибытия в место назначения.

  1. Положения ч. 6 комментируемой статьи не распространяются на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции:

1) перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, при условии, что количество такой подкарантинной продукции не превышает пять килограммов и она не является семенами (семенным материалом), посадочным материалом или картофелем;

2) перевозимой в виде древесных упаковочных или крепежных материалов, при условии, что такая подкарантинная продукция используется при ее ввозе в Российскую Федерацию в качестве упаковки или крепления иного ввозимого в Российскую Федерацию товара. Должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, при осуществлении досмотра или осмотра такой подкарантинной продукции проверяет наличие и правильность ее маркировки специальным знаком международного образца, обозначающим ее соответствие карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера;

3) высокого фитосанитарного риска, перемещаемой транспортными средствами и предназначенной для питания членов экипажей этих транспортных средств без предоставления им права ее выноса из транспортных средств. Продовольственные запасы, зараженные и (или) засоренные карантинными объектами и перемещаемые этими транспортными средствами, по предписанию должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, должны быть обеззаражены или опломбированы в специальных складских помещениях на период нахождения транспортного средства на территории РФ либо уничтожены.

  1. Запрещается ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, без осуществления контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (т.е. Россельхознадзором), в местах выращивания, отгрузки такой подкарантинной продукции.
  2. Посев и посадка подкарантинной продукции, указанной в ч. 8 комментируемой статьи, на территории РФ осуществляются под контролем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
  3. Ввоз в Российскую Федерацию почвы допускается только в научных целях в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка ввоза в Российскую Федерацию почвы в научных целях» <39> ввоз в Российскую Федерацию почвы в научных целях разрешается государственным научным организациям. В почве, ввозимой в Российскую Федерацию в научных целях, допускается наличие живых организмов, в том числе карантинных объектов, а также организмов, известных как вредные или потенциально опасные для растений на территории Российской Федерации.

———————————

<39> См.: проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ввоза в Российскую Федерацию почвы в научных целях» (ID: 00/03-17751/08-14/2-4-3). URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=58627.

 

Условия изоляции каждого образца почвы при транспортировке, хранении почвы, ввозимой в Российскую Федерацию в научных целях, а также условия изоляции при проведении научных исследований почвы должны обеспечивать полное отсутствие риска проникновения на территорию Российской Федерации и распространения на ней карантинных объектов. Ввоз в Российскую Федерацию почвы в научных целях разрешается на основании заявления научной организации (далее — заявитель) о намерении осуществления такого ввоза.

Заявитель прилагает к заявлению следующую информацию в зависимости от вида ввозимой подкарантинной продукции:

— полные наименование, почтовый и юридический адреса заявителя, адрес и описание помещений, где будут проводиться исследования;

— перечень лиц, ответственных за проведение научных исследований и за соблюдение карантинных фитосанитарных требований, направленных на недопущение распространения вредных организмов при проведении научных исследований, с указанием их квалификации, стажа научных исследований в сфере обеспечения карантина растений;

— количество образцов почвы с указанием их объема;

— данные о герметичности упаковки образцов почвы;

— пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который предполагается ввоз почвы;

— перечень видов организмов, присутствующих в каждом образце почвы и любые ссылки на опубликованные данные об их биологии, оценке их вредоносности, результатах анализа фитосанитарного риска (если такой анализ проводился) и другие необходимые сведения.

На основании заявления и прилагаемой информации Россельхознадзор принимает решение:

— ввоз почвы допускается;

— ввоз почвы допускается при соблюдении особых условий изоляции;

— ввоз почвы не допускается.

После окончания исследований образцы почвы по согласованию с Россельхознадзором подлежат:

— уничтожению;

— передаче в другие научные организации для дальнейшей работы под контролем Россельхознадзора;

— хранению в качестве справочного материала для научной работы, если в них отсутствуют живые организмы в жизнеспособном состоянии.

После завершения исследований обеззараживание образцов почвы, уничтожение, прием и передача содержащихся в них организмов оформляются актом, который оформляется исполнителями научных исследований, руководителями научных организаций, передающих и принимающих образцы почвы, по согласованию с Россельхознадзором.

После получения разрешения на ввоз почвы приказом руководителя научной организации — заявителя определяется перечень лиц, ответственных за проведение научных исследований и за соблюдение карантинных фитосанитарных требований, направленных на предотвращение распространения вредных организмов при проведении научных исследований. Контроль за проведением научных исследований и оформлением документации о ходе и результатов научных исследований осуществляет Россельхознадзор.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code