Статья 21. Вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции

Комментарий к статье 21 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Комментируемая статья с 1 января 2018 г. регламентирует условия вывоза из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции.

Карантинная фитосанитарная зона — территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними. Карантинный фитосанитарный режим включает в себя комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством РФ в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне.

Введение карантинного фитосанитарного режима, его изменение, отмена осуществляются в отношении:

1) очагов карантинных объектов, подкарантинных объектов и прилегающих к ним земельных участков, расположенных на территории одного субъекта РФ, решением руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений;

2) очагов карантинных объектов, подкарантинных объектов и прилегающих к ним земельных участков, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ, решением руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений.

Установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима регламентированы Приказом Минсельхоза России от 13 февраля 2008 г. N 43. Установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима, наложение и снятие карантина производятся отдельно по каждому карантинному объекту.

При установлении карантинного фитосанитарного режима территориальное управление Россельхознадзора разрабатывает и утверждает план мероприятий по борьбе с карантинными объектами, локализации и ликвидации их очагов с указанием карантинных фитосанитарных мер, а также вводит запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и иные запреты и ограничения, осуществляет контроль и надзор за их исполнением.

Вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, является одним из видов деятельности, на которые могут устанавливаться ограничения и запреты на период действия карантинного фитосанитарного режима наряду с использованием земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, которая может способствовать развитию карантинных объектов и их распространению по территории РФ; возделыванием и (или) складированием отдельных видов растений, осуществлением хозяйственной деятельности с использованием зараженной и (или) засоренной подкарантинной продукции и зараженных и (или) засоренных подкарантинных объектов; выпасом сельскохозяйственных животных на пастбищах, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами; перемещением транспортных средств, оборудования, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами.

Вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, не допускается.

Статья 10.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза). Нарушение порядка ввоза на территорию РФ и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории РФ и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2014 г. N 09АП-16451/2014-АК по делу N А40-169462/2013).

Комментируемая статья предусматривает, что в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, осуществляется на основании карантинного сертификата.

ФЗ о карантине растений 2000 г. предусматривал, что вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством РФ порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Новшеством комментируемой статьи является то, что выдача карантинного сертификата предусмотрена безусловно в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

До введения данной нормы и вступления ее в силу (т.е. до 1 января 2018 г.) форма карантинного сертификата предусмотрена различными ведомственными нормативно-правовыми актами. Например, РД 31.11.25.81-96 «Правила морской перевозки растительных грузов, подконтрольных карантину» (утв. Приказом Росморфлота от 29 ноября 1996 г. N 43), устанавливая правила при перевозке, перегрузке и хранении в портах РФ грузов, подконтрольных карантину, которые распространяются также на перевозку этих грузов из зон, объявленных под карантином, содержит форму карантинного сертификата. При этом п. 18 указанных Правил устанавливает, что перевозки растительной продукции внутри страны из местностей, объявленных под карантином, из одного субъекта РФ в другой производятся только по карантинным сертификатам.

Порядок выдачи карантинных сертификатов на сегодняшний день регулируется Приказом Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов». Данный Порядок устанавливает правила рассмотрения заявок на выдачу, а также принятия решения о выдаче или отказе в выдаче и выдачи карантинных сертификатов на ввезенную на территорию РФ подкарантинную продукцию при перевозках по территории РФ и на подкарантинную продукцию, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны, Россельхознадзором. Указанный Порядок закрепляет, что карантинные сертификаты оформляются на бланках, подлежащих строгому учету и имеющих необходимые степени защиты. Указанные бланки являются защищенной полиграфической продукцией уровня «А».

Выдача карантинных сертификатов осуществляется в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений. Согласование при выдаче карантинного сертификата осуществляется между Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, выдающим карантинный сертификат, и территориальным управлением Россельхознадзора, в регион деятельности которого осуществляется ввоз подкарантинной продукции в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений.

  1. Как уже упоминалось, комментируемая статья вступает в силу с 1 января 2018 г. (см. об этом ч. 2 ст. 34 Закона). Это связано с тем, что для реализации порядка выдачи карантинного сертификата в электронной форме и создания государственной информационной системы требуются определенные не только финансовые, но и временные затраты.

Представляется, что введение электронной формы карантинного сертификата значительно упрощает процесс его получения. Единственное требование, предъявляемое комментируемой статьей к форме карантинного сертификата, — усиленная квалифицированная электронная подпись. Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Порядок ее использования регламентирован Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

При использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны:

1) обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия;

2) уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;

3) не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена;

4) использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их проверки средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия установленным требованиям.

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг» регулирует порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи физическими и юридическими лицами (заявителями) при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление услуг, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

С использованием квалифицированной подписи заявитель вправе обратиться за получением любых услуг, предоставление которых в электронной форме не запрещено законодательством РФ.

Для использования квалифицированной подписи при обращении за получением услуг заявителю необходимо получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре, аккредитованном в установленном порядке.

При поступлении обращения за получением услуг, подписанного квалифицированной подписью, исполнитель услуг обязан провести процедуру проверки действительности квалифицированной подписи, с использованием которой подписан электронный документ (пакет электронных документов) о предоставлении услуги, предусматривающую проверку соблюдения условий.

Проверка квалифицированной подписи может осуществляться исполнителем услуги самостоятельно с использованием имеющихся средств электронной подписи или средств информационной системы головного удостоверяющего центра, которая входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления услуг. Проверка квалифицированной подписи также может осуществляться с использованием средств информационной системы аккредитованного удостоверяющего центра.

В случае если в результате проверки квалифицированной подписи будет выявлено несоблюдение установленных условий признания ее действительности, исполнитель услуги в течение 3 дней со дня завершения проведения такой проверки принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению обращения за получением услуг и направляет заявителю уведомление об этом в электронной форме с указанием пунктов ст. 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», которые послужили основанием для принятия указанного решения. Такое уведомление подписывается квалифицированной подписью исполнителя услуги и направляется по адресу электронной почты заявителя либо в его личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». После получения уведомления заявитель вправе обратиться повторно с обращением о предоставлении услуги, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в приеме к рассмотрению первичного обращения.

Выдача карантинного сертификата в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, должна осуществляться также с соблюдением норм Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ст. 10 которого устанавливает, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются:

1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

2) подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Правительство РФ вправе определить требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В отношении государственной услуги по выдаче карантинного сертификата такие требования пока не определены.

  1. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет перечень документов, необходимых для получения карантинного сертификата:

1) заявление о выдаче карантинного сертификата;

2) сведения о наименовании и месте нахождения получателя или грузополучателя, отправителя или грузоотправителя подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в соответствии с транспортными документами и иными документами;

3) сведения о наименовании подкарантинной продукции и ее объеме;

4) сведения о транспортных средствах;

5) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.

Учитывая, что комментируемый Закон вводит новый порядок выдачи карантинного сертификата, предполагается, что форма заявления и порядок его подачи наряду с прилагаемыми к нему сведениями будут регламентированы в дальнейшем. До 1 января 2018 г. применению подлежит Приказ Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов», предусматривающий, что карантинный сертификат выдается на основании заявки, оформленной согласно Приложению к данному Приказу.

При принятии решения о выдаче карантинного сертификата или об отказе в выдаче Россельхознадзором или территориальным органом Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, совместно с указанной заявкой рассматриваются следующие документы, необходимые для выдачи карантинного сертификата:

1) заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

— свидетельство о внесении записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

— свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

2) документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции, в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений (к заявке на выдачу карантинного сертификата);

3) удостоверение личности гражданина (паспорт) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя (для граждан).

  1. Карантинный сертификат выдается Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном фитосанитарном состоянии (см. по этому вопросу Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2008 г. по делу N А26-3873/2007). Часть 7 ст. 26 Закона устанавливает, что заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции на бумажном носителе оформляется с использованием программных средств единой федеральной государственной информационной системы учета лабораторных исследований в области карантина растений и подписывается экспертом. Заявление для получения карантинного сертификата гражданином, юридическим лицом подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений (Россельхознадзор), или его территориальный орган.

Решение о выдаче карантинного сертификата или об отказе в его выдаче принимается в течение 3 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов в Россельхознадзор или в территориальное управление Россельхознадзора.

Согласно Приказу Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов» оформленные территориальным управлением Россельхознадзора карантинные сертификаты направляются в Россельхознадзор для присвоения регистрационного номера. Карантинные сертификаты, не содержащие регистрационного номера Россельхознадзора, являются недействительными.

Однако положения ч. 3 комментируемой статьи предусматривают другой порядок оформления: карантинный сертификат оформляется путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер. Полагаем, что в дальнейшем такой порядок будет более подробно регламентирован принятием соответствующего нормативного акта уполномоченного органа.

  1. Часть 4 комментируемой статьи содержит закрытый перечень оснований для отказа в выдаче карантинного сертификата:

1) непредставление гражданином, юридическим лицом документов и сведений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи;

2) представление гражданином, юридическим лицом не соответствующих действительности сведений;

3) заражение и (или) засорение подкарантинной продукции карантинным объектом, о чем указано в заключении о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, за исключением вывоза подкарантинной продукции для переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности (в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции).

  1. Перевозка подкарантинной продукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата. Это обеспечивает возможность контролирующим органам проверить факт получения карантинного сертификата через государственную информационную систему в области карантина растений.
  2. Комментируемая статья устанавливает также порядок погашения карантинного сертификата и его аннулирование. До этого законодательство не содержало аналогичных норм.

Собственник подкарантинной продукции или уполномоченное им лицо обязаны осуществить погашение карантинного сертификата в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции. Карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений собственником подкарантинной продукции или уполномоченным им лицом сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции.

В случае если период с момента оформления карантинного сертификата до начала перевозки превышает период, установленный карантинными фитосанитарными требованиями, оформленный карантинный сертификат аннулируется.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code