Статья 20. Программа локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта

Комментарий к статье 20 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Под программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта понимается совокупность информации, направлений деятельности, мероприятий, а также сведений, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, реализация и применение которых необходимы в целях предотвращения заражения и (или) засорения территории РФ карантинными объектами в рамках введения карантинного фитосанитарного режима

Подготовка программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в зависимости от территории, в отношении которой вводится карантинный фитосанитарный режим, осуществляется Россельхознадзором или его территориальным органом. Собственно процесс подготовки такой программы представляет собой разработку проекта такой программы, разработку примерного перечня сведений, мероприятий, информации и, наконец, содержания сведений, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, обсуждение сведений между представителями уполномоченных структурных подразделений Россельхознадзора или его территориального органа, а также, возможно, и создание совещательных органов (комиссий, рабочих групп) внутри Россельхознадзора или его территориального органа с целью обсуждения проекта такой программы, утверждение после разработки и обсуждения такой программы.

Основания для подготовки программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта следующие:

— результаты анализа фитосанитарного риска;

— биологические особенности карантинного объекта;

— обстоятельства выявления карантинного объекта, то есть обстоятельства, способные повлиять на его дальнейшее развитие и влияние на подкарантинную продукцию, например время суток, когда он был выявлен, период вегетации, степень его развития, точка его роста и развития в момент выявления, состояние окружающей среды, при котором он был выявлен и т.п.;

— географические особенности, при которых он был выявлен, например рельеф местности, лесистость, растительность, наличие вблизи водоемов и т.п.;

— факторы сезонного характера, как правило, это погодные условия, которые характерны для того или иного сезона в календарном году (например, дождливость, облачность, засуха и т.п.).

  1. В ч. 2 комментируемой статьи приведены сведения, которые обязательно должны быть включены в программу локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта. Эти сведения следующие:

1) сведения о границах карантинной фитосанитарной зоны — описание границ с указанием параметров и ориентировочных объектов, которые позволяют определить эти границы;

2) наименование карантинного объекта, в связи с выявлением которого вводится карантинный фитосанитарный режим. Все наименования карантинных объектов содержатся в Приказе Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов», например, это арахисовая зерновка, белокаемчатый жук;

3) перечень ограничений и дополнительных обязанностей, установленных в соответствии со ст. 18 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 18), а также иных ограничений и обязанностей, которые связаны введением карантинного фитосанитарного режима;

4) перечень мероприятий по осуществлению локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта. Этот перечень представляет собой упорядоченную систему взаимосвязанных направлений деятельности и собственно действий, направленных на локализацию очага карантинного объекта и (или) ликвидацию популяции карантинного объекта, например, осуществление очистительных мероприятий, санитарных мероприятий по обработке подкарантинной продукции и подкарантинных объектов определенными веществами, осуществление последующего анализа после обработки подкарантинной продукции и подкарантинных объектов определенными веществами и т.п.;

5) план проведения проверок расположенных в границах карантинной фитосанитарной зоны подкарантинных объектов, с определением перечня этих подкарантинных объектов, дату и срок проведения каждой проверки. Данный план представляет собой систематизированное перечисление проверочных мероприятий в отношении подкарантинных объектов с указанием основной цели их проведения, места их проведения, начального и конечного срока их проведения;

6) критерии ликвидации популяции карантинного объекта, то есть основные признаки, при наличии которых Россельхознадзор или его территориальный орган делает вывод о возможности в дальнейшем упразднения карантинной фитосанитарной зоны. Такими основаниями могут быть дальнейший рост и развитие подкарантинной продукции, результаты анализа фитосанитарного риска, локальное незначительное проявление степени влияния карантинного объекта;

7) критерии отмены карантинного фитосанитарного режима — признаки, свидетельствующие о возможности отмены карантинного фитосанитарного режима, при которых Россельхознадзор или его территориальный орган вправе отменить карантинный фитосанитарный режим, например результаты лабораторных исследований в области карантина, отсутствие признаков заражения и (или) засорения карантинными объектами, полное предотвращение распространения карантинного объекта.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи содержится запрет на установление ограничений и дополнительных обязанностей для граждан, юридических лиц, касающихся подкарантинной продукции и карантинных объектов, в отношении которых граждане и юридические лица осуществляют деятельность (производят, перерабатывают, хранят, перевозят, реализуют, уничтожают подкарантинную продукцию), а также у которых подкарантинные объекты находятся в собственности, во владении, в пользовании, в аренде, которые не входят в перечень запретов и (или) ограничений, вводимых на период действия карантинного фитосанитарного режима, и не включены в программу локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта.

Отметим, что положение ч. 3 комментируемой статьи, содержащее отсылочную норму, имеет юридико-технический недостаток, так как отсылает к ч. 3 ст. 18 комментируемого Закона, в которой содержатся как ограничения, так и запреты, при этом в ч. 3 комментируемой статьи речь идет только об ограничениях. Помимо этого, ч. 3 комментируемой статьи упоминает также и о дополнительных обязанностях граждан, юридических лиц, которые определены при этом в ч. 4 ст. 18 комментируемого Закона, отсылка к которой в ч. 3 комментируемой статьи не предусматривается.

В целом же считаем, что установление данного запрета является обоснованным и правомерным, в том числе с точки зрения Конституции РФ, ст. 55 которой предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.

  1. В ч. 4 комментируемой статьи урегулированы вопросы финансирования проведения мероприятий по осуществлению локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта, которое осуществляется за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, собственников подкарантинной продукции. С одной стороны, возложение на указанных лиц этих расходов является обоснованным, поскольку они осуществляют деятельность, связанную с подкарантинной продукцией и подкарантинными объектами, поэтому прямо заинтересованы в локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта. Но с другой стороны, у этих граждан и юридических лиц может не быть вины в возникновении карантинного объекта, а также в заражении и (или) засорении карантинным объектом.

В этой связи полагаем, что поскольку подготовку программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта осуществляет государственный орган, то было бы правомерным и логичным определить долевое (например, в соотношении 50%) либо пропорциональное (например, в зависимости от источника возникновения карантинного объекта и заражения и (или) засорения карантинным объектом, причинно-следственной связи возникновения карантинного объекта и заражения и (или) засорения карантинным объектом) финансирование проведения мероприятий по осуществлению локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта за счет средств федерального бюджета и собственных средств вышеуказанных лиц.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code