Статья 19. Порядок принятия решения о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима

Комментарий к статье 19 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи основанием для введения карантинного фитосанитарного режима является выявление заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами. Вводится такой режим решением, принятым в форме распоряжения, Россельхознадзором либо его территориальным органом. По сути, данная норма является дублированием положения ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона, которая определяет объекты, в отношении которых вводится карантинный фитосанитарный режим.

Положения ч. 1 комментируемой статьи получили свое развитие в отношении карантина растений в области аквакультуры. Так, в частности, в Особенностях разведения племенных объектов аквакультуры, ветеринарии и карантина растений в области аквакультуры, утв. Приказом Минсельхоза России от 26 декабря 2014 г. N 533, закреплено, что Россельхознадзор на период действия карантинного фитосанитарного режима может вводить один или несколько следующих запретов и (или) ограничений в отношении:

— использования земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, которая может способствовать развитию карантинных объектов и их распространению на территории Российской Федерации;

— возделывания и (или) складирования отдельных видов растений, осуществления хозяйственной деятельности с использованием зараженной и (или) засоренной подкарантинной продукции и зараженных и (или) засоренных подкарантинных объектов;

— перемещения транспортных средств, оборудования, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами;

— вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи поводом для введения карантинного фитосанитарного режима является информация граждан, юридических лиц о выявлении объектов животного мира, растительного мира, имеющих аналогичные (похожие) с карантинными объектами морфологические признаки или симптомы болезней. Такая информация от граждан (юридических лиц) может поступить путем направления сообщений (заявлений) в письменном виде либо в электронном виде посредством связи через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Полагаем, что в таком сообщении необходимо точно указать источник (место нахождения) объекта, а также, по возможности, примерные признаки и симптомы такого объекта.

Под животным миром ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» понимает совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Растительный мир — это совокупность растений, произрастающих (выращиваемых) на территории РФ. Таким образом, когда речь идет о выявлении объектов растительного или животного мира, то имеются в виду растения и животные, в отношении которых имеются подозрения о заражении и (или) засорении карантинными объектами.

Исходя из ч. 2 комментируемой статьи речь идет о сходных с карантинными объектами морфологических признаках или симптомах болезней. Под морфологическими признаками необходимо понимать строение, состав, свойства, а также условия изменчивости объектов, а под симптомами болезней — признаки (свойства), свидетельствующие о возможности заражения и (или) засорения карантинными объектами.

При получении вышеуказанной информации в зависимости от того, на какой территории РФ выявлены объекты животного и (или) растительного мира, Россельхознадзор или его территориальный орган проводит отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции, которая может быть заражена и (или) засорена карантинными объектами. Необходимость проведения такого отбора проб и (или) образцов установлена с целью подтверждения или опровержения заражения и (или) засорения карантинными объектами, поэтому Россельхознадзор или его территориальный орган сразу же после получения соответствующей информации не вводят карантинный фитосанитарный режим без проведения дополнительных проверок.

В целях реализации положений ч. 2 комментируемой статьи Минсельхозом России разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка проведения отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции» (ID: 00/03-17750/08-14/2-4-5) <38>. В этом Порядке, в частности, предусмотрено, что отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции проводят в случаях:

———————————

<38> URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=54215.

 

1) установления соответствия состояния подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям;

2) мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации;

3) выдачи фитосанитарного сертификата;

4) выдачи карантинного сертификата;

5) проведения карантинного фитосанитарного обследования подкарантинных объектов;

6) проведения научных исследований;

7) перемещения подкарантинной продукции по территории Российской Федерации и вывоза ее из зон, свободных от карантинных объектов;

8) иных случаях в целях обеспечения карантина растений.

Отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции осуществляется должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, обладающим соответствующими знаниями и опытом, позволяющими избежать повреждения, подмены или контаминации образцов.

Отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции проводится комиссионно, в присутствии собственника подкарантинной продукции или его законного представителя, а также специалистов уполномоченных организаций, аккредитованных в области карантина растений и подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области карантина растений.

Количество, объем проб и (или) образцов подкарантинной продукции, правила их идентификации и необходимость хранения таких проб и (или) образцов устанавливаются в соответствии с методиками, принятыми в качестве межгосударственных стандартов (ГОСТ) Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации; методиками утвержденных, введенных в действие, зарегистрированных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в качестве национальных стандартов (ГОСТ Р), отраслевых стандартов (ОСТ) или стандартов организации; методиками, разработанными научными учреждениями, подведомственными Национальной организации по карантину и защите растений.

Указанный Порядок также включает положения, связанные с определением порядка проведения отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции, упаковки и шифровки проб, доставки отобранных проб и (или) образцов подкарантинной продукции. Ряд положений посвящен вопросам информационной системы учета лабораторных исследований в области карантина растений.

  1. После проведения отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, и подтверждения информации о заражении и (или) засорении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами Россельхознадзор или его территориальный орган принимает одно из следующих решений (распоряжений):

1) о введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны (в случае если заражение и (или) засорение карантинными объектами представляет (представляют) собой особую повышенную опасность);

2) о нецелесообразности введения карантинного фитосанитарного режима и установления карантинной фитосанитарной зоны (в случае если заражение и (или) засорение карантинными объектами может быть ликвидировано без введения карантинного фитосанитарного режима).

Отметим, что такое решение (распоряжение) принимается в течение одного календарного дня со дня получения результатов лабораторных исследований в рамках отбора проб и (или) образцов выявленных объектов растительного и (или) животного мира. Имеется в виду, что решение должно быть принято на следующий день после получения результатов. Такой короткий срок установлен с целью немедленного принятия дальнейших мер по устранению заражения и (или) засорения карантинными объектами.

Обращаем внимание на то, что норма ч. 3 комментируемой статьи имеет осуществленный недостаток, так как исходя из ее содержания она касается только случаев, когда подтверждается информация о заражении и (или) засорении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами. Но на практике такая информация может и не подтвердиться, но какие при этом принимать решения, ч. 3 комментируемой статьи не устанавливает. Полагаем, что в таком случае должно быть принято решение о нецелесообразности введения карантинного фитосанитарного режима и установления карантинной фитосанитарной зоны.

  1. Частью 4 комментируемой статьи на Россельхознадзор и его территориальный орган возлагается обязанность по выдаче предписаний, касающихся осуществления карантинных фитосанитарных мер для локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта или подавления численности карантинного объекта и предотвращения его дальнейшего распространения, гражданам и юридическим лицам, чья деятельность связана с подкарантинными объектами, когда эти объекты находятся у них на праве собственности, во владении, в пользовании, в аренде.

Это могут быть предписания по введению какого-либо санитарного препарата в подкарантинный объект, по проведению определенных профилактических (санитарных) мероприятий, ликвидации определенных источников заражения и (или) засорения карантинными объектами. Выдаваться такие предписания должны в письменной форме, в частности, это может быть выписка из решения (распоряжения) Россельхознадзора или его территориального органа о введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны, если такое решение содержит вышеуказанные предписания, либо копия такого решения.

  1. Часть 5 комментируемой статьи предоставляет гражданам и юридическим лицам, указанным в ч. 4 комментируемой статьи, при установлении в отношении их карантинной фитосанитарной зоны и (или) наложении карантина следующие права:

1) проведение повторного анализа отобранных образцов подкарантинной продукции в лабораториях, уполномоченных Россельхознадзором. Реализация данного права возможна путем направления в письменной форме Россельхознадзору (его территориальному органу) требования о проведении такого анализа в целях подтверждения факта заражения и (или) засорения карантинными объектами, поскольку повторный анализ представляет собой проведение анализа, аналогичному тому, который проводится изначально Россельхознадзором или его территориальным органом после получения информации о выявлении объектов животного мира, растительного мира, имеющих сходные с карантинными объектами морфологические признаки или симптомы болезней.

Такое требование, полагаем, может быть предъявлено на следующий день после установления карантинной фитосанитарной зоны и (или) наложения карантина.

Данное право предоставлено вышеуказанным лицам в связи с тем, что установление карантинной фитосанитарной зоны и (или) наложение карантина предполагает возложение на них определенных обязанностей, ограничений и запретов, поэтому предъявление указанного требования является своего рода способом защиты их прав;

2) обжалование решения Россельхознадзора (его территориального органа) об установлении карантинной фитосанитарной зоны и (или) о наложении карантина. Такое обжалование возможно как в административном порядке, то есть путем направления жалобы в Минсельхоз России, поскольку Россельхознадзор находится в ведении данного министерства, так и в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений.

  1. Согласно ч. 6 комментируемой статьи карантинная фитосанитарная зона устанавливается Россельхознадзором либо его территориальным органом в зависимости от очага карантинного объекта, а точнее его территории. Устанавливается карантинная фитосанитарная зона на земельных участках в границах очага карантинного объекта с учетом следующих критериев:

1) площадь земельных участков — геометрическая характеристика, определяющая параметры (размеры) земельных участков;

2) рельеф местности, на которой расположены земельные участки, — естественная земная поверхность, в пределах которой расположены земельные участки;

3) конфигурация земельных участков — очертание формы земельных участков;

4) биологические особенности карантинного объекта — скорость распространения карантинного объекта, степень его влияния на карантинную продукцию, скорость его роста, степень тяжести и опасности «заболеваний» подкарантинной продукции, которые может повлечь за собой карантинный объект;

5) анализ фитосанитарного риска, а точнее его результаты (см. комментарий к ст. 13);

6) анализ потенциальной опасности распространения карантинного объекта вследствие естественных причин, связанных с погодными условиями, паводков или иных природных факторов — степень влияния данных факторов на распространение карантинного объекта, то есть зависимость скорости распространения карантинного объекта от температуры воздуха, влажности, скорости ветра, наличия в воздухе естественных примесей и т.п.

Безусловно, в Россельхознадзоре и его территориальных органах должны работать сотрудники со специальным образованием, позволяющим объективно оценить вышеприведенные критерии, чтобы обеспечить вынесение правильного и профессионального решения в отношении карантинного фитосанитарного режима.

  1. В случае если карантинная фитосанитарная зона устанавливается и (или) карантин налагается решением территориального органа Россельхознадзора, то копия такого решения, то есть абсолютно аналогичный вариант этого решения, изготовленный при помощи копировального оборудования, направляется непосредственно в Россельхознадзор, как головной орган. Направление такой копии необходимо не только в целях информирования Россельхознадзора, но и в целях обеспечения возможности принятия ее мер, необходимых для предотвращения распространения карантинных объектов на территориях соседних субъектов РФ по отношению к тому, на территории которого установлена фитосанитарная зона и (или) наложен карантин (см. комментарий к ст. 18).

В целях немедленного информирования Россельхознадзора срок для направления копии такого решения установлен в один календарный день со дня его принятия. Направление такой копии, полагаем, должно осуществляться вместе с сопроводительным письмом руководителя территориального органа Россельхознадзора.

  1. На Россельхознадзор ч. 8 комментируемой статьи возлагается обязанность по формированию и ведению в электронной форме базы открытых данных карантинных фитосанитарных зон. Такая база представляет собой электронный ресурс в форме отдельного документа, который, полагаем, должен быть размещен на официальном сайте Россельхознадзора и включает в себя сведения о карантинном объекте (объектах), о субъекте РФ, на территории которого он распространен, а также о конкретном муниципальном образовании в субъекте РФ, на территории которого он распространен, о площади, на которой карантинный объект распространен, о площади очага карантинного объекта.

Формирование и ведение базы открытых данных карантинных фитосанитарных зон представляют собой деятельность по разработке такой базы, занесению в электронной форме в эту базу сведений и поддержание их в актуальном состоянии. При этом поддержанию указанных сведений в базе открытых данных карантинных фитосанитарных зон, как предусмотрено в ч. 9 комментируемой статьи, представляет собой ее постоянное обновление, а именно внесение новых сведений об установлении карантинной фитосанитарной зоны и (или) о наложении карантина в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и (или) о наложении карантина. Отметим, что в отличие, например, от ч. 3 комментируемой статьи, срок здесь устанавливается в рабочих днях, а не в календарных, так как внесение сведений в базу открытых данных карантинных фитосанитарных зон — это так называемая техническая деятельность, которая не требует принятия неотложных мер.

  1. В случае если данные, полученные в ходе карантинного фитосанитарного обследования, свидетельствуют о нецелесообразности дальнейшего действия карантинного фитосанитарного режима, то после ликвидации популяции карантинного объекта в соответствии со ст. 20 комментируемого Закона в зависимости от того, на какой территории был введен карантинный фитосанитарный режим, Россельхознадзор либо его территориальный орган принимает решение об отмене карантинного фитосанитарного режима, что является вполне логичным с точки зрения полномочий по введению такого режима.

Такое решение, аналогично решению о введении карантинного фитосанитарного режима, принимается в форме распоряжения, в котором должны быть указаны территория, в отношении которой отменяется карантинный фитосанитарный режим, собственно сведения об отмене карантинного фитосанитарного режима, и сведения о ликвидации популяции карантинного объекта. При этом ликвидация популяции карантинного объекта необходима в целях исключения поводов и оснований для введения и действия карантинного фитосанитарного режима.

  1. На Россельхознадзор (его территориальный орган) ч. ч. 11 и 12 комментируемой статьи возлагается обязанность по предоставлению гражданам, юридическим лицам, чья деятельность связана с подкарантинной продукцией и соответственно осуществляется в карантинной фитосанитарной зоне, информации об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима, а также об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима. Информация эта следующего содержания:

1) границы карантинной фитосанитарной зоны — информация, позволяющая определить параметры и пределы действия карантинного фитосанитарного режима;

2) установленные в связи с карантинным фитосанитарным режимом требования, в частности требования об определенного рода поведении в карантинной фитосанитарной зоне, о соблюдении определенных правил при осуществлении деятельности в отношении подкарантинной продукции и т.п.;

3) временные ограничения — условия осуществления деятельности в карантинной фитосанитарной зоне на период введения карантинного фитосанитарного режима;

4) ответственность за нарушение временных ограничений — в данном случае речь идет об административной ответственности, предусмотренной гл. 10 КоАП РФ, а также гражданско-правовой ответственности. Иными словами, гражданам, юридическим лицам необходимо разъяснить, какие существуют административные правонарушения в области карантина растений и какие виды административных наказаний установлены за их совершение, а также виды гражданско-правовой ответственности и случаи ее наступления применительно к деятельности в карантинной фитосанитарной зоне;

5) иные условия введения карантинного фитосанитарного режима — дополнительные обязанности граждан, юридических лиц и условия осуществления ими деятельности (например, требование о специальной обработке оборудования, используемого при осуществлении деятельности).

Соответственно, при информировании граждан, юридических лиц об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима граждане и юридические лица должны быть также проинформированы и об отмене введенных ограничений, дополнительных обязанностей, требований и т.п.

Вышеуказанную информацию Россельхознадзор (его территориальный орган) обязан размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо опубликовывать в определенных ими средствах массовой информации. В данном случае речь идет о печатных средствах массовой информации, которые для информирования граждан, юридических лиц определяет Россельхознадзор (его территориальный орган). Полагаем, что таким официальным источником может быть «Российская газета», в которой согласно федеральному законодательству публикуются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, несмотря на то, что решение Россельхознадзора (его территориального органа), принятое в форме распоряжения, нормативным актом не является.

Что касается размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, то, как правило, на таком сайте должна вестись отдельная страница, определенная только для размещения информации о карантинных фитосанитарных зонах и введении карантинного фитосанитарного режима. При этом в Россельхознадзоре (его территориальном органе) должны быть определены сотрудники, отвечающие за размещение вышеуказанной информации на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти.

  1. Из ч. 13 комментируемой статьи следует, что должностные лица Россельхознадзора (его территориальных органов) могут быть привлечены к ответственности за сокрытие, несвоевременное представление информации либо представление заведомо ложной информации о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима, а также об установлении или упразднении карантинной фитосанитарной зоны.

Сокрытие информации представляет собой ее утаивание, то есть непредставление никакой информации в целом. Несвоевременное представление информации — это ее представление, но с нарушением срока, а представление заведомо ложной информации — это представление информации, не соответствующей действительности.

Исходя из действующего законодательства в сфере административных правонарушений должностные лица, в частности, могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несвоевременное предоставление информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, либо предоставление заведомо недостоверной информации. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code