Статья 18. Карантинный фитосанитарный режим

Комментарий к статье 18 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Основанием для введения, изменения и отмены карантинного фитосанитарного режима является решение руководителя территориального органа Россельхознадзора (как правило, это управление) либо решение руководителя Россельхознадзора. Указанные решения, как правило, принимаются в форме распоряжений в зависимости от объекта.

Введение карантинного фитосанитарного режима предполагает установление соответствующих мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне. Изменение карантинного фитосанитарного режима — это, соответственно, введение дополнительных мер в рамках этого режима, помимо ранее установленных, а отмена — принятие решения о прекращении действия карантинного фитосанитарного режима.

В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень объектов, в отношении которых вводится, изменяется, отменяется карантинный фитосанитарный режим:

1) очаги карантинных объектов, подкарантинные объекты и прилегающие к ним земельные участки, расположенные на территории одного субъекта РФ;

2) очаги карантинных объектов, подкарантинные объекты и прилегающие к ним земельные участки, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ.

Отметим, что под земельными участками исходя из положений земельного законодательства следует понимать части земной поверхности, в отношении которых в соответствии с законодательством установлены границы и которым присвоены индивидуализирующие признаки и характеристики.

В первом случае решение о введении, изменении, отмене карантинного фитосанитарного режима принимает руководитель территориального органа Россельхознадзора, а во втором — руководитель Россельхознадзора. Такое разграничение полномочий определено, безусловно, с учетом территории, в отношении которой вводится, изменяется или прекращается карантинный фитосанитарный режим, а именно, если речь идет о территориях нескольких субъектов РФ, то объективно оценить необходимость введения, изменения, отмены карантинного фитосанитарного режима может только руководитель территориального органа Россельхознадзора.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи определены объекты, в отношении которых вводится карантинный фитосанитарный режим:

1) карантинная фитосанитарная зона, которая включает в себя буферную зону очага карантинного объекта. Под буферной зоной в данном случае следует понимать временную зону введения карантинного фитосанитарного режима, которая предназначена в том числе для обеспечения безопасного функционирования основной карантинной фитосанитарной зоны. В данном случае имеется в виду буферная зона, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом. В частности, под местами производства, а также переработки указанной подкарантинной продукции необходимо понимать специально отведенные помещения в производственных зданиях, в которых осуществляются данные виды деятельности в отношении такой подкарантинной продукции. В свою очередь, под местами реализации и складирования подкарантинной продукции — также специально отведенные помещения в производственных и иных зданиях, в которых осуществляется заключение гражданско-правовых сделок в отношении такой продукции, погрузка и отгрузка этой продукции, а также ее упорядоченное размещение;

2) оборудование, транспортное средство, помещение, в котором находится указанная подкарантинная продукция, то есть специальные приборы, устройства для перевозок людей, оборудования и грузов, части зданий, строений, сооружений, где такая продукция находится.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена возможность установления на период действия карантинного фитосанитарного режима определенных запретов и (или) ограничений. Отличие запретов от ограничений заключается в том, что запрет предполагает невозможность осуществления того или иного действия, той или иной деятельности, а ограничение — это возможность осуществления действий (деятельности), но с определенными условиями (требованиями). Установление этих ограничений и (или) запретов зависит от характера и степени заражения и (или) засорения карантинным объектом и, соответственно, от решения руководителя территориального органа Россельхознадзора либо руководителя Россельхознадзора, которые и определяют необходимость установления этих ограничений и (или) запретов и их виды в случае установления.

Действия и деятельность, в отношении которых могут устанавливаться запреты и (или) ограничения, следующие:

1) использование земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, которая может способствовать развитию карантинных объектов и их распространению по территории РФ, то есть возделывание и (или) выращивание на земельном участке сельскохозяйственной продукции, под которой, в частности, НК РФ понимает продукцию растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукцию животноводства (в том числе полученную в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов);

2) возделывание (посадка, обработка в период вегетации, прополка, сбор) и (или) складирование отдельных видов растений, осуществление хозяйственной деятельности с использованием зараженной и (или) засоренной подкарантинной продукции и зараженных и (или) засоренных подкарантинных объектов. По сути, данные виды деятельности являются частью тех видов деятельности, которые указаны в п. 1 ч. 3 комментируемой статьи. Однако п. 1 ч. 3 комментируемой статьи касается любых видов сельскохозяйственной продукции, а комментируемый пункт — только тех, которыми может заниматься конкретное физическое лицо (индивидуальный предприниматель), юридическое лицо, в том числе и сельскохозяйственный товаропроизводитель, либо тех, которые по своим свойствам и характеристикам наиболее склонны к заражению и (или) засорению подкарантинными объектами. Осуществление сельскохозяйственной деятельности предполагает осуществление управления сельскохозяйственным производством, а также непосредственно производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции;

3) выпас сельскохозяйственных животных на пастбищах, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами, то есть выгон животных с целью их кормления в специально отведенные места, называемые пастбищами, то есть на специальные земельные участки с травянистой растительностью (луга, степи и травы под пологом леса), которые заражены и (или) засорены карантинными объектами;

4) перемещение транспортных средств, оборудования, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами, то есть транспортировка указанных объектов на специально отведенную территорию;

5) вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, то есть перемещение подкарантинной продукции любыми способами из карантинной фитосанитарной зоны без подтверждения ее соответствия карантинным фитосанитарным требованиям.

Об особенностях карантина растений в области аквакультуры в части введения запретов и (или) ограничений см. Приказ Минсельхоза России от 26 декабря 2014 г. N 533 «Об утверждении особенностей разведения племенных объектов аквакультуры, ветеринарии и карантина растений в области аквакультуры» (см. также комментарий к ч. 1 ст. 19 Закона).

  1. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность возложения на граждан и юридических лиц, которые осуществляют деятельность в отношении подкарантинных объектов, а именно имеют подкарантинные объекты в собственности, владении, пользовании, аренде, дополнительных обязанностей при введении карантинного фитосанитарного режима, что является, на наш взгляд, правомерным и обоснованным, поскольку такая деятельность в силу своей специфики представляет собой наибольшую угрозу заражения и (или) засорения карантинными объектами. В то же время полагаем, что на практике такие обязанности необходимо возлагать не только на вышеперечисленных лиц, но и на лиц, которые осуществляют трудовую деятельность с такими объектами, лиц, которым данные объекты переданы на основании гражданско-правовых договоров (например, договора хранения), поскольку и такие лица также должны принимать все возможные меры, направленные на недопущение заражения и (или) засорения карантинными объектами либо на минимизацию последствий таких заражения (засорения).

Этими дополнительными обязанностями могут быть проведение профилактических работ, осуществление обработки подкарантинных объектов определенными препаратами (веществами) и т.п.

  1. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрена необходимость реализации программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в период действия карантинного фитосанитарного режима. Необходимость реализации данной программы обусловлена тем, что собственно карантинный фитосанитарный режим направлен на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне. Кроме того, такая необходимость следует и собственно из ст. 20 комментируемого Закона, определяющей содержание указанной программы и порядок реализации ее мероприятий.

В качестве примера реализации положений комментируемой статьи укажем на Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 5 февраля 2015 г. N 5-пр «О наложении карантина в карантинной фитосанитарной зоне по карантинному объекту — золотистой картофельной нематоде». Данным Приказом в целях обеспечения охраны территории Сахалинской области, растений и продукции растительного происхождения от распространения карантинного вредного организма, для локализации и ликвидации имеющегося очага золотистой картофельной нематоды, недопущения распространения заболевания за пределы Сахалинской области наложен карантин по карантинному объекту — золотистой картофельной нематоде в карантинной фитосанитарной зоне, установленной Приказом Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 8 декабря 2014 г. N 762 «Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима» в границах сельскохозяйственных угодий индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Новикова Петра Александровича — Сахалинская область, муниципальное образование «Анивский городской округ», с. Таранай на площади 5 га (картофельное поле), с. Зеленодольск на площади 5 га (поле N 1).

Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» рекомендовано обеспечить взаимодействие с Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области при выполнении им надзорных функций по контролю за проведением мероприятий по локализации и ликвидации выявленных очагов золотистой картофельной нематоды, согласно установленному карантинному фитосанитарному режиму.

Аналогичные приказы приняты в Республике Калмыкия: Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 5 марта 2015 г. N 43-п «О наложении карантина по карантинному объекту — амброзии полыннолистной (Ambrosia artemisiifolia L.)», Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 5 марта 2015 г. N 39-п «О наложении карантина по карантинному объекту — горчаку ползучему (Acroptilon repens D.C.)», а также иных регионах РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code