Статья 17. Экстренные карантинные фитосанитарные меры

Комментарий к статье 17 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Основанием для введения, изменения и отмены экстренных карантинных фитосанитарных мер является решение Россельхознадзора, принятое в форме распоряжения, в котором должны быть указаны основания для введения, отмены, изменения указанных карантинных мер, а также собственно указание на конкретную экстренную карантинную фитосанитарную меру или перечень этих мер. Учитывая, что данные меры являются именно экстренными, полагаем, что такое решение должно приниматься незамедлительно, то есть непосредственно после изменения фитосанитарной обстановки.

Отметим, что, в свою очередь, введением экстренных карантинных фитосанитарных мер является их установление, изменением — принятие решения о смене одной экстренной карантинной фитосанитарной меры на другую либо изменение мероприятий в рамках такой меры или таких мер, отменой — принятие решения о прекращении реализации введенной экстренной карантинной фитосанитарной меры или введенных мер.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи после введения таких экстренных карантинных мер Россельхознадзор обязан систематически проводить анализ факторов, влияющих на распространение карантинных объектов. В свою очередь, анализ указанных фактов предполагает проведение исследований состояния фитосанитарной обстановки и определение эффективности либо неэффективности введенных экстренных карантинных фитосанитарных мер. Систематическое же проведение означает проведение такого анализа не реже двух раз за сезон с учетом времени года, в котором были введены такие меры.

Также с учетом смены времени года на основании результатов анализа факторов, влияющих на распространение карантинных объектов, Россельхознадзор определяет необходимость продолжить применение указанных мер, то есть таким образом прогнозирует факт дальнейшего изменения фитосанитарной обстановки либо ее нахождения в дальнейшем в том же состоянии, которое обусловило необходимость введения таких экстренных мер. Полагаем, что на практике анализ факторов, влияющих на распространение карантинных объектов, должен проводиться не только в целях определения необходимости продолжить применение этих мер, но и в целях принятия решения об изменении или об отмене этих экстренных мер.

  1. Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень экстренных карантинных фитосанитарных мер, к которым относятся:

1) введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции или партий подкарантинной продукции — установление определенного минимума на ввоз в Российскую Федерацию указанной продукции (партий), временный запрет на ввоз этой продукции (партий) либо разрешение на ввоз этой продукции (партий), но с соблюдением определенных условий такого ввоза. Такие ограничения являются временными, то есть действуют они на тот период, который будет указан в решении Россельхознадзора.

Так, например, в связи с неоднократными случаями выявления карантинного для Российской Федерации объекта золотистой картофельной нематоды Globodera rostochiensis (Woll) Behrens, в целях обеспечения фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации, в соответствии с п. 1а ст. VII МККЗР 1997 г. Россельхознадзором с 16 июня 2014 г. введены временные ограничения на ввоз картофеля продовольственного (код ТН ВЭД ТС 070190) из Украины в Российскую Федерацию (см. письмо Россельхознадзора от 5 июня 2014 г. N ФС-АС-3/9746) <36>.

———————————

<36> URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/download/attachment/11933/%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC_%D0%A2%D0%A3_%E2%84%96_%D0%A4%D0%A1-%D0%90%D0%A1-3_9746_%D0%BE%D1%82_05_06_2014.pdf.

 

В связи с поступлением на территорию Российской Федерации с территории Республики Болгарии растительной продукции в сопровождении поддельных фитосанитарных сертификатов третьих стран, Россельхознадзор принял решение о запрете ввоза с 25 апреля 2015 г. на территорию Российской Федерации партий подкарантинной продукции в сопровождении реэкспортных фитосанитарных сертификатов Республики Болгарии, о чем уведомил национальную организацию по карантину и защите растений Болгарии <37>;

———————————

<37> URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/13363.html.

 

2) установление дополнительных карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции. В данном случае речь идет об иных карантинных фитосанитарных требованиях помимо тех, которые установлены в соответствии со ст. ст. 14 — 16 комментируемого Закона (это может быть требование о наличии у такой продукции дополнительных фитосанитарных признаков, о проведении дополнительного фитосанитарного контроля и т.п.);

3) установление ограничений, связанных с оборотом ввезенной в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, — как правило, это могут быть дополнительные условия совершения гражданско-правовых сделок в отношении ввезенной в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, а также дополнительные требования к ее использованию, хранению и переработке на территории РФ;

4) установление дополнительных обязанностей граждан, юридических лиц — возложение на граждан, юридических лиц обязанностей в отношении ввезенной в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в случае, если деятельность этих граждан, юридических лиц будет связана с этой продукцией (это могут быть обязанности по проведению контрольных мероприятий в отношении такой продукции, оформлению дополнительных документов, проведению особых фитосанитарных мероприятий и т.п.);

5) установление ограничений, связанных с оборотом подкарантинной продукции, с подкарантинными объектами, — эти ограничения в отличие от вышеуказанных касаются подкарантинной продукции, за исключением ввезенной в Российскую Федерацию, то есть карантинной продукции, которая была произведена (переработана) на территории РФ. Аналогично вышеприведенным ограничениям, это также могут быть ограничения касающиеся сделок в отношении такой продукции, а также ее переработки, использования, хранения;

6) установление дополнительных обязанностей граждан, юридических лиц при введении карантинного фитосанитарного режима — в отличие от вышеуказанных граждан и юридических лиц, это могут быть не только граждане и юридические лица, деятельность которых связана с подкарантинной продукцией, но и граждане и юридические лица, которые являются собственниками подкарантинной продукции, а также которые являются владельцами, пользователями подкарантинной продукции, например, на основании договоров аренды (лизинга), безвозмездного пользования либо которым подкарантинная продукция вверена на основании иных гражданско-правовых договоров, например договора хранения. Это могут быть и граждане, чьи трудовые обязанности связаны с подкарантинной продукцией.

В этой связи под вышеуказанными дополнительными обязанностями стоит понимать обязанности, которые не вытекают из правомочий собственника, владельца, пользователя, работника и иных лиц, которые в силу своего положения, ранее возложенных обязанностей и деятельности в целом связаны с подкарантинной продукцией. Это могут быть обязанности по обращению с подкарантинной продукцией определенными способами и методами, проведение в связи с использованием подкарантинной продукции профилактических мероприятий.

  1. Часть 3 комментируемой статьи содержит отсылочную норму в отношении таких экстренных карантинных фитосанитарных мер, как введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции или партий подкарантинной продукции, установление дополнительных карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, установление ограничений, связанных с оборотом ввезенной в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, установление дополнительных обязанностей граждан, юридических лиц. Данная норма предполагает, что указанные экстренные меры вводятся в отношении тех же очагов карантинных объектов, в отношении которых вводится и карантинный фитосанитарный режим (см. комментарий к ст. 18 Закона) в порядке, предусмотренном ст. 23 комментируемого Закона.

Срок введения таких экстренных мер устанавливается в распоряжении Россельхознадзора. При этом данный срок не является конкретным, так как он зависит от устранения причин, в результате которых эти меры были введены, то есть до проявления эффективности и положительных результатов принятия карантинных фитосанитарных мер и введения карантинного фитосанитарного режима. Соответственно, после устранения этих причин экстренные карантинные фитосанитарные меры отменяются.

Помимо этого, полагаем, что по результатам принятия карантинных фитосанитарных мер и введения карантинного фитосанитарного режима экстренные карантинные фитосанитарные меры могут быть также и изменены.

Так, например, в целях предотвращения незаконных поставок подкарантинной продукции в обход применяемых Российской Федерацией мер, Минсельхоз России обязал руководителей территориальных управлений Россельхознадзора в регионе своей ответственности совместно с территориальными органами ФТС России, Пограничной службы ФСБ России и МВД России:

1) организовать работу по недопущению ввоза в Российскую Федерацию с территории Республики Казахстан и Республики Беларусь товаров согласно перечню сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778;

2) инициировать проведение в установленном порядке внеплановых заседаний региональных советов безопасности, на которых предложить разработать перечень мероприятий по предотвращению незаконного перемещения запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию продукции, включая определение мест ее временного хранения, мест утилизации, а также обращение в органы судебной власти с просьбой организовать оперативное рассмотрение дел о признании задержанной в результате контрольно-надзорной деятельности продукции неизвестного происхождения бесхозяйной в целях ее последующей утилизации;

3) обеспечить в 100% случаев прохождение подкарантинной продукции из Республики Беларусь через российские фитосанитарные контрольные пункты Красная горка, Красный камень, Додосцы, Лобок; также обеспечить в 100% случаев карантинный фитосанитарный контроль в отношении такой продукции, с обязательным проставлением на сопроводительных документах отметок о его прохождении в указанных фитосанитарных контрольных пунктах;

4) в случае выявления на территории Российской Федерации подкарантинной продукции, поступившей с территории Республики Беларусь и не имеющей таких отметок на сопроводительных документах, обеспечить ее утилизацию или уничтожение. О выявленных случаях незамедлительно информировать Россельхознадзор на адрес электронной почты fsvpsvk@gmail.com (с указанием в теме письма: «нарушения РБ»);

5) материалы по задержанным грузам оперативно направлять в правоохранительные органы;

6) обеспечить доведение необходимой информации до сведения заинтересованных лиц (см. письмо Россельхознадзора от 9 декабря 2014 г. N ФС-АС-3/24400).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code