Статья 16. Карантинные фитосанитарные требования к использованию подкарантинных объектов при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции

Комментарий к статье 16 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится требование о возможности использования подкарантинных объектов при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции только при условии осуществления Россельхознадзором государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), а также организации проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания.

Данное требование является своего рода гарантией от возможного заражения и (или) засорения карантинными объектами, а также их проникновения на территорию РФ и (или) распространения по ней, поскольку вышеуказанные контроль и обеззараживание позволяют своевременно выявить признаки заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами, потенциальную угрозу заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами, обеспечить исключение или минимизацию последствий таких заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами, поскольку, в частности, организация проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания предполагает разработку мероприятий, определение мер и приемов для своевременных исключения и минимизации указанных последствий.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи определяется содержание требований об осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за подкарантинными объектами. Они должны включать в себя:

1) методики проведения карантинного фитосанитарного обследования, то есть основные количественные и качественные показатели, при которых проводится карантинное фитосанитарное обследование, показатели эффективности (неэффективности) проведения карантинного фитосанитарного обследования, а также основные направления такого обследования;

2) способы проведения карантинного фитосанитарного обследования — основные приемы, методы проведения карантинного фитосанитарного обследования, а также содержание этих приемов и методов путем указания на проводимые в их рамках мероприятия;

3) периодичность проведения карантинного фитосанитарного обследования в зависимости от биологических особенностей карантинного объекта данного обследования. В данном случае речь идет об установлении временных периодов с указанием на месяц (в отдельных случаях конкретную дату конкретного месяца) в календарном году с указанием начального и конечного временного отрезка, в котором проводится карантинное фитосанитарное обследование в зависимости от периодов наибольшей активности карантинного объекта и наибольшего проявления его негативного влияния. В этой связи в ч. 2 комментируемой статьи содержится требование о том, что эти периоды определяются с учетом факторов сезонного характера, влияющих на распространение по территории РФ карантинных объектов, то есть с учетом тех временных периодов (сезонов) в календарном году, когда распространение по территории РФ карантинных объектов максимально возможно и (или) может принести наиболее существенные негативные последствия. Считаем, что при этом такие периоды должны устанавливаться и с учетом сезонного характера биологических особенностей подкарантинной продукции, то есть периодов, например, ее активного роста и созревания, а также ее уязвимости в отношении карантинных объектов.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи определяется содержание требований к карантинному фитосанитарному обеззараживанию подкарантинных объектов, которые используются при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции. Они должны включать в себя:

1) методы карантинного фитосанитарного обеззараживания — основные приемы карантинного фитосанитарного обеззараживания и указание на их результативность;

2) способы карантинного фитосанитарного обеззараживания — основные направления карантинного фитосанитарного обеззараживания и его возможные технологии;

3) периодичность карантинного фитосанитарного обеззараживания, то есть указание на временные периоды (как правило, временные отрезки в календарном году с указанием начального и конечного периодов с определением месяца (возможной даты) в календарном году, в котором проводится карантинное фитосанитарное обеззараживание.

Вышеприведенные способы и методы устанавливаются в целях предупреждения распространения по территории РФ карантинных объектов, то есть в целях разработки мер, которые могут предотвратить потенциальную угрозу распространения по территории РФ карантинных объектов.

  1. Часть 4 комментируемой статьи возлагает на Россельхознадзор обязанности в случае заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинного объекта карантинными объектами. При этом данные случаи в ч. 4 комментируемой статьи определены как случаи их выявления. Полагаем, что поскольку обязанности возлагаются на Россельхознадзор, то и в ч. 4 комментируемой статьи имеются в виду случаи выявления заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинного объекта карантинными объектами данным органом исполнительной власти.

Обязанности, которые возлагаются на Россельхознадзор, заключаются в реализации следующих фитосанитарных мер:

1) установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, производство (в том числе переработка), хранение или перевозка которой осуществлялись с использованием подкарантинного объекта. Исполнение данной обязанности предполагает принятие Россельхознадзором решения, как правило, в форме распоряжения, в соответствии с которым указывается, что в вышеуказанной подкарантинной продукции имеются карантинные объекты;

2) временное прекращение использования подкарантинного объекта при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении любой подкарантинной продукции или подкарантинной продукции определенного вида. Прекращение использования предполагает в данном случае осуществление вышеуказанных процессов в отношении иных подкарантинных объектов, кроме тех, в отношении которых выявлены факты заражения и (или) засорения карантинными объектами. Отметим, что такое прекращение согласно п. 2 ч. 4 комментируемой статьи является временным, то есть на определенный период (как правило, период проведения карантинных фитосанитарных мероприятий). Исключение составляют те подкарантинные объекты, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности, и которые при этом включены собственно самим же Россельхознадзором в реестр подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности. Порядок ведения такого реестра утверждается Минсельхозом России;

3) карантинное фитосанитарное обеззараживание. Аналогично ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона п. 3 ч. 4 комментируемой статьи предусматривает, что подкарантинная продукция, размещенная и (или) хранящаяся на подкарантинном объекте, подлежит по выбору собственника карантинному фитосанитарному обеззараживанию, переработке способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, или уничтожению.

  1. Часть 5 комментируемой статьи возлагает на граждан, юридических лиц, являющихся собственниками подкарантинных объектов, а также лиц, у которых эти подкарантинные объекты находятся на праве владения, пользования, аренды (лизинга), обязанности по несению затрат на осуществление карантинных фитосанитарных мер. В данном случае речь идет о затратах на организацию, собственно проведение фитосанитарных мер и приобретение для этого необходимых материалов и оборудования либо о затратах на его содержание.

Возложение на указанных лиц таких затрат, на наш взгляд, является обоснованным, поскольку именно эти лица, как правило, используют подкарантинные объекты в своих определенных целях, поскольку, в частности, аренда (лизинг) предполагает наличие прав владения и пользования или только пользования в определенных целях.

Так, например, в Приказе Минсельхоза России от 26 декабря 2014 г. N 533 «Об утверждении особенностей разведения племенных объектов аквакультуры, ветеринарии и карантина растений в области аквакультуры» определено, что затраты на осуществление карантинных фитосанитарных мер в части обеспечения карантина растений в области аквакультуры несут граждане и юридические лица, указанные в ч. 5 комментируемой статьи. К таким затратам отнесены расходы, связанные с введением одного или нескольких запретов и (или) ограничений в отношении:

— использования земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, которая может способствовать развитию карантинных объектов и их распространению на территории Российской Федерации;

— возделывания и (или) складирования отдельных видов растений, осуществления хозяйственной деятельности с использованием зараженной и (или) засоренной подкарантинной продукции и зараженных и (или) засоренных подкарантинных объектов;

— перемещения транспортных средств, оборудования, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами;

— вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code