Статья 15. Карантинные фитосанитарные требования к подкарантинной продукции

Статья 15. Карантинные фитосанитарные требования к подкарантинной продукции и связанным с данными требованиями к такой продукции процессам и способам ее производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения

 

Комментарий к статье 15

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится требование о соблюдении карантинных фитосанитарных требований при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции.

Соблюдение этих требований означает, прежде всего, их учет при осуществлении вышеуказанных процессов и, собственно, их осуществление в соответствии с этими требованиями, то есть обеспечение при производстве (переработке), а также упаковке подкарантинной продукции таких ее свойств и характеристик, чтобы впоследствии исключить или минимизировать негативное влияние (воздействие) карантинных объектов. Соответственно, хранение, перевозка, реализация и уничтожение подкарантинной продукции должны также осуществляться такими способами, чтобы не допустить проникновение на территорию РФ и (или) распространение по ней карантинных объектов, а в случае такого проникновения и (или) распространения минимизировать либо предотвратить его последствия.

  1. Часть 2 комментируемой статьи в целом содержит запрет на выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозку, реализацию, использование в качестве семян (семенного материала) или посадочного материала. Выпуск в оборот подкарантинной продукции представляет собой обеспечение ее оборотоспособности, то есть возможности заключения в отношении ее гражданско-правовых сделок, то есть публичное выставление ее на рынок с целью заключения таких сделок. Хранение, перевозка и реализация такой продукции — соответственно, действия, сопровождающие выпуск ее в оборот и заключение гражданско-правовых сделок, а использование в качестве семян (семенного материала) или посадочного материала — действия, направленные на воспроизводство и размножение подкарантинной продукции.

В этой связи указанный запрет установлен с целью недопущения при выпуске, хранении, перевозке, реализации и применении подкарантинной продукции заражения и (или) засорения ее либо другой подкарантинной продукции карантинными объектами, а также проникновения на территорию РФ и (или) распространения по ней карантинных объектов.

В то же время в ч. 2 комментируемой статьи содержится исключение в отношении хранения и перевозки подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, заключающееся в том, что указанные хранение и перевозка допускаются, но при соблюдении следующих условий:

1) цель — проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции;

2) переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности. Данная деятельность представляет собой производство из первоначальной (исходной) подкарантинной продукции иной (производной) подкарантинной продукции такими методами и приемами, которые бы обеспечивали уничтожение карантинных объектов в целом либо уничтожение их свойств и качеств, которые способствуют засорению и (или) заражению подкарантинной продукции, а также негативному влиянию на иную продукцию (в том числе растения);

3) изоляция подкарантинной продукции от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов, то есть хранение подкарантинной продукции в таких помещениях, зданиях, сооружениях и при таких условиях, а также перевозка подкарантинной продукции такими транспортными средствами и при таких условиях (сопровождениях), которые бы исключали засорение и (или) заражение другой карантинной продукции карантинными объектами.

Полагаем, что все вышеперечисленные условия с точки зрения фитосанитарной безопасности являются обоснованными, так как объективно их соблюдение может обеспечить предотвращение засорения и (или) заражения карантинными объектами.

  1. Часть 3 комментируемой статьи направлена на недопущение негативного влияния, а именно засорения и (или) заражения карантинными объектами, их проникновения на территорию РФ и распространения по данной территории карантинных объектов в результате распространения карантинных объектов на территории иностранных государств или групп иностранных государств, если эти карантинные объекты характерны для той или иной продукции. Данная норма устанавливает запрет на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в целях ее использования для посевов и посадок. Посев представляет собой распределение семян (семенного материала) на определенную глубину в почвенный слой, а посадка — это определение посадочного материала в определенное место в почвенном слое в целях его размножения вегетативным путем.

Запрет на ввоз по существу предполагает запрет на импорт с территорий вышеуказанных иностранных государство подкарантинной продукции, за исключением случаев осуществления Россельхознадзором контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки (передачи подкарантинной продукции в целях ее перевозки с последующей доставкой) такой подкарантинной продукции. Порядок такого контроля должен устанавливаться международными договорами РФ и Правительством РФ. Правительство РФ на сегодняшний день такого порядка не приняло. Что касается международных договоров, то в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:

1) документарная проверка;

2) осмотр транспортных средств;

3) осмотр или досмотр подкарантинной продукции — в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;

4) досмотр подкарантинной продукции — после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.

  1. Часть 4 комментируемой статьи возлагает на собственника подкарантинной продукции, а также на лицо, осуществляющее хранение подкарантинной продукции, ее перевозку, переработку или реализацию, определенные обязанности в случае, если вышеуказанными лицами будут обнаружены признаки заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами. Обязанности возлагаются в целях соответственно недопущения в дальнейшем заражения и (или) засорения другой подкарантинной продукции такими карантинными объектами, а также недопущения либо минимизации последствий проникновения на территорию РФ в целом и распространения по ней карантинных объектов.

Отметим, что лицо, осуществляющее хранение подкарантинной продукции, ее перевозку, переработку или реализацию, не является собственником такой продукции, а является лицом, на которого возложены обязанности по ее хранению (вверено хранение), либо лицом, в чьи трудовые обязанности входит обеспечение перевозки, переработки или реализации подкарантинной продукции.

Обязанности, которые возлагаются на вышеуказанных лиц, следующие:

1) размещение подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов;

2) незамедлительное уведомление о факте обнаружения признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами Россельхознадзора. Такое уведомление, полагаем, может осуществляться как в письменной форме, так и посредством электронной почты с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Однако поскольку в ч. 2 комментируемой статьи содержится требование о незамедлительном уведомлении, которое предполагает уведомление в день обнаружения вышеуказанных признаков или по истечении непродолжительного времени (нескольких часов) после их обнаружения, то такое уведомление, считаем, должно осуществляться именно посредством электронной почты.

  1. В ч. 5 комментируемой статьи содержится перечень карантинных фитосанитарных мер, которые применяются в отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами. Эти меры следующие:

1) карантинное фитосанитарное обеззараживание;

2) переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции;

3) уничтожение подкарантинной продукции.

Отметим, что может быть применена только одна из фитосанитарных мер, поскольку содержание этих мер предполагает взаимоисключение. Иными словами, невозможно одновременно применить, например, такие меры, как карантинное фитосанитарное обеззараживание и уничтожение подкарантинной продукции, поскольку в этом случае смысла проводить первую из указанных мер не будет. Указанные фитосанитарные меры применяются только по выбору собственника, но не, в частности, лица, осуществляющего хранение подкарантинной продукции, ее перевозку, переработку или реализацию, поскольку именно собственник обладает правомочием по пользованию и владению подкарантинной продукцией и именно он сможет объективно оценить необходимость и эффективность той или иной фитосанитарной меры и затем в зависимости от характера карантинного объекта выбрать ту или иную карантинную фитосанитарную меру.

  1. В ч. 6 комментируемой статьи определено содержание карантинных фитосанитарных требований, которые должны в себя включать:

1) перечень характерных для той или иной подкарантинной продукции видов карантинных объектов. Этот перечень, полагаем, должен определяться в зависимости от признаков, свойств и характеристик подкарантинной продукции, а также так называемой «склонности» к заражению и (или) засорению карантинными объектами;

2) минимально необходимые для обеспечения карантина растений требования к процессам и способам:

а) хранения подкарантинной продукции;

б) перевозки подкарантинной продукции, в том числе к оборудованию транспортных средств, предназначенных для перевозки подкарантинной продукции;

в) переработки подкарантинной продукции в целях лишения карантинных объектов жизнеспособности;

г) карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции.

Указанные требования, как отмечено, являются минимальными. По сути, эти требования, поскольку являются именно минимальными, должны в обязательном порядке обеспечить исключение или минимизацию последствий возможного заражения и (или) засорения карантинными объектами.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code